Блоков дьенеша

Конспект НОД с блоками Дьенеша в подготовительной группе.

Название «Колобанга».

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: формирование элементарных математических представлений и интеллектуальных способностей воспитанников в совместной игровой деятельности в процессе решения практических заданий.

Задачи:

Образовательные:

• Учить упорядочивать, классифицировать, группировать фигуры по цвету, форме, размерам.

• Моделировать геометрические фигуры.

• Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по описанию.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес, внимание, память, практически- действенное мышление, сообразительность, умение производить логические операции.

• Способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речь, навыков свободного общения со взрослым.

• Развивать творческое воображение, эстетическое восприятие, фантазию.

• Развивать мелкую моторику рук.

• Развивать умение выполнять задания в группе и подгруппе сверстников, активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Воспитательные:

• Воспитывать устойчивый интерес к математике.

• Воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий.

Предварительная работа: изготовление демонстративного и раздаточного материала для организации деятельности детей, изготовление схемы, геометрических фигур из бумаги; подбор оборудования, оформление группы; рассматривание плакатов и иллюстраций «Геометрические фигуры», логические игры и упражнения с блоками Дьенеша: «Найди клад», «Найди пару»; индивидуальные занятия, аппликация из геометрических фигур; геометрическое конструирование на плоскости (плоскостное моделирование): «Сложи узор».

Формы организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Раздаточный материал: печатные карточки с заданием.

демонстрационный материал: куклы-герои мультфильма «Колобанга»; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», мольберт, изображение мультипликационных персонажей, рюкзак, печатные карточки со схемами, смайлики-эмоции.

Оборудование: музыкальный проигрыватель с аудио-записью «Компьютерный вирус»,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а куда это мы попали? Вам знакомо это место? А кто эти смешные желтые шарики?

(звучит аудио запись из мультипликационного фильма «Колобанга»)

Воспитатель: Ребята, кто же это?

Воспитатель: Да, смайлики — это колобки-эмоции, которые живут в разных приборах, и служат для общения людей, посредством сети интернет, и выражения эмоций!

Смайлик: Привет, мы – смайлики-эмоции.

Воспитатель: Ребята, я пригласила смайликов к нам в группу, чтобы они познакомились с Вами, и мы подружились.

Смайлик: Теперь мы друзья, только это секрет.

Физкультминутка «Смайлики».

(Звучит аудио сигнал «Компьютерный вирус»)

Воспитатель: Пока мы делали гимнастику для глаз, где-то в группе потерялась «собачка» — почтовый значок. И сейчас вирусная программа сделала ее невидимым. Ребята, давайте поможем Смайликам побороть компьютерный вирус. Так как это вирус не человеческий, от которого люди болеют гриппом, а компьютерный математический, то и удалять его будем при помощи математических блоков Дьенеша. Давайте расскажем смайликам, что такое блоки Дьенеша.

(Это геометрические фигуры, которые отличаются по форме, цвету и размеру и толщине).

Для того чтобы победить вредоносный вирус, нам нужно подобрать к нему пароль!

ЗАДАНИЕ 1

«Найди нужную фигуру». Индивидуальная работа по картам – схемам.

Воспитатель: Мы нашли нужные элементы пароля вирусной программы. Теперь нужно собрать их в определенной последовательности.

ЗАДАНИЕ 2

«Сложи цепочку из геометрических фигур по схеме». Коллективная работа по схеме.

Воспитатель: — Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать фигуры. Закрашенный кружок показывает вам место фигуры на схеме, для подбора пароля! Фигуры нужно выкладывать слева направо.

(Дети выполняют)

Воспитатель: — Паша, какая фигура-элемент у тебя на первом месте?

Паша: — прямоугольник толстый, маленький, красный.

Воспитатель: — Данил, а какая фигура-элемент у тебя на втором месте? И т. д.

Данил: — на втором месте круг большой, тонкий, синий.

Вирус отключен! ( Дети находят «собачку»).

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужен компьютер? А что в нем можно найти? А какие компьютерные программы вы знаете? А для чего они нужны? (Ответы детей).

Физкультминутка.

Смайлики: Нам очень понравилось играть с блоками Дьенеша. Мы любим играть в различные компьютерные игры, особенно в тетрис!

Воспитатель: А наши ребята любят раскладывать блоки по секторам, это очень увлекательная игра, попробуйте, вам понравится!

ЗАДАНИЕ 3 «Положи фигуры в нужный сектор». Дети делятся на две команды, выбирают капитана. Раскладывают фигуры в нужный сектор «большой – маленький, толстый — тонкий». Капитан проверяет правильность выполнения задания.

Смайлик Умник: А когда мы работаем с людьми, например я в смсках в телефоне, а другие смайлики в ноутбуке, планшете и компьютере, то нам бывает нужно разделиться. Некоторые смайлики нужны мне для работы в телефоне, некоторые – Мегабайту, Хрому, Ангелочку, а некоторые и мне, и им.

Воспитатель: А наши ребята любят раскладывать блоки в обручи.

ЗАДАНИЕ 4 «Разложи блоки в обручи».

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, чтобы Смайлики жили у нас в детском саду? Давайте попробуем расселить их в разные группы.

ЗАДАНИЕ 5 «Рассели жильцов в дом».

Колобок-смайлик: Нам так у Вас понравилось, но мы очень задержались у Вас в саду и наш главный смайлик Мегабайт будет очень сердиться.

Воспитатель: Я, кажется, знаю, что нужно делать, Что отличает Мегабайта от других смайликов? Правильно, его шляпа-колпак. Давайте мы сложим для него Веселую шляпу, сфотографируем ее, он увидит фотографию – улыбнется, а когда человек улыбается, он не может сердиться.

ЗАДАНИЕ 6 «Шляпа для Мегабайта»

Самостоятельная деятельность детей с демонстрационным материалом (повторение и закрепление знаний).

Конструирование «Шляпа для Мегабайта».

Колобок-смайлик: Приступайте к заданию.

Воспитатель подходит к столам поочередно и стимулирует самостоятельную творческую деятельность детей.

Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем и посмотрим, друг у друга, какие замечательные у нас получились шляпы.

Умник-смайлик: Я думаю, что Мегабайту они тоже понравятся.

Воспитатель достает фотоаппарат и передает Умнику. Смайлик фотографирует работы детей и прощается с ними.

Смайлики: Пока, ребята! До свидания! Мы обязательно передадим Мегабайту фотографии ваших работ! С вами было очень интересно!

Воспитатель приглашает детей встать в центре комнаты в круг.

Воспитатель обращается к детям: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы такие молодцы, столько заданий выполнили! Ребята, а кто был у нас в гостях, из какого мультфильма?

Ответы детей.

Воспитатель: У меня в руках смайлики-эмоции, передавая их друг другу, и оставляя один себе, я хочу, чтобы вы рассказали, что мы делали сегодня на занятии? Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Вы сегодня справились с заданиями и помогли Смайликам понять, как надо дружно играть вместе.

Воспитатель Кесян Нарина Сергеевна.

МБДОУ №7 «Ивушка» г.Белореченск.

«БЛОКИ ДЬЕНЕША В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ»

Файл: введение

Файл:занятие 1

Файл:занятие 2

Файл:занятие 3

Файл:занятие 4

Файл:занятие 5

Файл:занятие 6

Файл:занятие 7

Файл: Перспективный план

Самообразование На тему: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша»

Введение

Актуальность.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации — игра. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовывать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий). Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур.

Этот комплект может состоять из геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат). По мере усвоения детьми основных форм, возможно, познакомить с овалом, ромбом на усмотрение педагога;
б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Целесообразно дать представление о последовательности цветов в спектре;
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий). Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

В современных вариативных программах отводится особое место геометрическим фигурам. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве геометрическим отношениям (соотношениям), включать подмножества в состав множества; разбивать множество на непересекающиеся подмножества. Задания в играх можно упрощать или усложнять, используя меньшее или большее количество признаков фигур и, в соответствии с этим, меньшее или большее количество элементов набора. Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования геометрическими фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети используют их по своему усмотрению в различных видах деятельности. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник, не красный, значит синий, или желтый, или зеленый; не большой, значит маленький и т. п.). Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

Цель: Развитие у детей восприятие формы умения выявлять свойства в объектах, называя их и обобщать объекты по их свойствам, обосновывая свои рассуждения.

Задачи:

1.Развитие логического мышления, представления о множестве, умения производить операции над множествами ( сравнение, разбиение, классификация, абстрагтрование);
2.Формирование представлений о математических понятиях(алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаками отрицания);
3.Ознакомление с формой, цветом, размером и толщиной объектов;
4.Формирование умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам ( по одному, двум, трем), объясняя сходства и различия объектов, обосновывая свои рассуждения;
5.Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию;
6.Развитие познавательных процессов, мыслительных операций, психических функций, связанных с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

Формы организации работы с логическими блоками

1.Образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит образовательную деятельность детей, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.). Для того чтобы поддержать интерес детей к организованной деятельности, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачам и сюжетами, сказочными персонажами.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность:

а) подвижные игры (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) настольно-печатные игры (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) сюжетно-ролевые игры: Магазин — деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта — адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд — билеты, места.

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога и детей.

Принципы обучения

1.Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у обучающегося должно сложиться общее представление о предмете, на втором он должен овладеть теоретическими знаниями о предмете, а на третьем — практическими умениями, которые достигаются в результате тренировок.

2.Принцип наглядности пользуется популярностью еще с древних времен и является достаточно эффективным, будучи интуитивно-понятным. Пользуясь, где это возможно, наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

3.Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учетом возможностей обучаемых. Важным условием доступности является правильная последовательность преподнесения учебного материала. Чтобы усвоить новую информацию, ученик должен иметь соответствующие базовые знания. Необходимо соотносить сложность и объем новых знаний с возрастом учеников и их индивидуальными особенностями, такими как состояние здоровья, способность к обучению, психофизическое состояние. Педагог должен приучить учеников к преодолению трудностей в процессе понимания и усвоения новых знаний, а так же построить элементы учебного материала в порядке возрастания его сложности.

4.Принцип сознательности и активности. Этот принцип отражает необходимость развития мотивации к обучению и стимулирования учебной деятельности. В основе этого принципа лежит понимание того, что без усилий со стороны обучаемых процесс обучения не будет иметь результатов. Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

Технологии:

I. «Теория развивающего обучения»

1.Включение в процесс не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
2.Вариативность процесса обучения.
3.Самостоятельная мыслительная деятельность.
4.Сотрудничество взрослого и ребенка.
5.Атмосфера заинтересованности в каждом виде деятельности.
6.Избирательность в способах работы.
7.Право выбора ребенка.

II. «Теория проблемного обучения»

1.Создание проблемной ситуации и выхода из нее через самостоятельную деятельность.
2.Развитие творчества.
3.Познавательная деятельность, состоящая в поиске и решении вопроса.
4.Использование дифференцированных и разноуровневых заданий.

III. «Педагогика сотрудничества»

1.Гуманно-личностный подход к ребенку.
2.Отсутствие прямого принуждения.
3.Единство обучения и воспитания.
4.Личность ребенка – цель образовательной системы.
5.Сотрудничество воспитателя и ребенка.
6.Учет потенциальных возможностей ребенка, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

IV. «Теория развития познавательного интереса»

1.Заинтересованность самого педагога.
2.Активное использование полученных знаний.
3.Разнообразие самостоятельных видов работ, позволяющих ребенку доходить до истины.
4.Дифференцированный и индивидуальный походы.
5.Достижение каждым ребенком реального для него успеха.
6.Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм работы.
7.Учет уровня поисковой деятельности.

V. «Технология индивидуализации обучения»

1.Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.
2.Содействие средствами индивидуализации выполнению учебной программы каждым ребенком.
3.Формирование умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка.
4.Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Предполагаемый результат

В результате освоения данной инновационной деятельности дети:

1.Ознакомятся с моделированием и конструированием.
2.Смогут на основе сравнения толщины, цвета, формы распределять объекты по свойствам.
3.Научатся объяснять взаимное положение предметов в пространстве.
4.Овладеют более точным типом пространственного мышления, позволяющим представлять и анализировать.
5.Будут проявлять более уверенные инициативы.

Работа проводится два раза в месяц во вторую половину дня.
Длительность образовательной деятельности – 25 минут.
Категория обучаемых: 5 -6 лет.

6. Д/у » Продолжи ряд»

Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.

Материал: См. Приложение № 22.

Ход игры:

Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд.

7. Д/и «Раздели блоки-3»

Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и, «или», доказательности мышления.

Материал: логические блоки, таблица См. Приложение № 23.

Ход игры:

Перед вами таблица с изображением животных и фигуры. Надо разделить фигуры так, чтобы у медведя оказались все круглые, у собаки — все большие, у обезьяны — все синие.

Какие фигуры оказались общими для всех животных?

Какие фигуры оказались только у медведя?

Какие, только у собаки?

Какие, только у обезьяны?

Какие фигуры общие для медведя и собаки?

Какие, для медведя и обезьяны?

Какие, для собаки и обезьяны?

Какие фигуры никому не подошли?

Д/у «Найди недостающий домик»

Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной или другой групп.

Материал: См. приложение № 24.

Ход игры:

Рассмотрите внимательно задачу и ответьте на вопрос: какого домика не хватает в третьем нижнем ряду. На его месте стоит знак вопроса. Будем находить домик по признакам, отличающихся один от другого формой крыши, окна и чердачного окна.

9. Д/и «Игра с тремя обручами»

Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по трем свойствам.

Материал: логические блоки, игровой лист с тремя пересекающими обручами. См. Приложение № 25.

Ход игры:

Перед вами игровой лист с тремя пересекающими обручами и блоки. Внутри каждого обруча находятся все красные блоки, внутри синего — все маленькие блоки, а внутри желтого — все квадратные.

Какие блоки лежат внутри трех обручей?

Какие блоки лежат внутри красного и синего обруча?

Какие блоки лежат внутри желтого и красного обруча?

Какие блоки лежат вне всех обручей?

10. Д/и «Собери узор»

Цель: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его на практике.

Материал: набор фигур «Вьетнамской игры», образец См. Приложение № 26.

Ход игры:

У каждого из вас набор «Вьетнамской игры» и мозаичное панно, обнаруженное в развалинах древнего храма. На нем сохранились лишь силуэтные изображения животных, рыб. Давайте восстановим панно, используя набор «Вьетнамской игры».

3.3 Критерий оценок

Высокий: ребенок правильно выполняет задание, сравнивает, выделяет признаки предметов на основе соответствия его с другими, обозначает их словом, устанавливает соотношение между несколькими предметами, показывает достаточно высокий уровень практических умений в определении форм.

Средний: ребенок выполняет задание, но путается в понятиях, в объяснении своих действий.

Низкий: ребенок выполняет задания неправильно, не умеет выделять признаки предмета, обозначать их словом, не владеет практическими навыками.

Данные констатирующего эксперимента № 1

Фамилия, имя Умение в определении классификации и обобщении
1.Б. Никита Высокий Высокий Средний Высокий
2.Г. Рая Средний Средний Средний Средний
3.Т. Саша Средний Средний Средний Средний
4.Ч. Рома Низкий Средний Низкий Низкий
5.С. Саша Высокий Высокий Средний Средний
6.М. Леня Низкий Средний Средний Низкий
7.В. Настя Низкий Средний Низкий Средний
8.К. Вика Средний Высокий Высокий Средний
9.Р. Арина Низкий Средний Низкий Средний
10.К. Паша Средний Высокий Средний Средний
В 20% 40% 10% 10%
С 40% 60% 60% 70%
Н 40% 0% 30% 20%

высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень

Данные констатирующего эксперимента № 2

Фамилия, имя Умение выявлять и абстрагировать свойства Умение сравнивать предметы по их свойствам Умение в определении классификации и обобщения Умение к логическим действиям и операциям
1.Б. Никита Высокий Высокий Высокий Высокий
2.Г. Рая Высокий Высокий Высокий Высокий
3.Т. Саша Средний Высокий Средний Средний
4.Ч. Рома Средний Высокий Средний Средний
5.С. Саша Высокий Высокий Высокий Высокий
6.М. Леня Средний Высокий Высокий Высокий
7.В. Настя Средний Высокий Средний Высокий
8.К. Вика Высокий Высокий Высокий Высокий
9.Р. Арина Высокий Высокий Высокий Высокий
10.К. Паша Высокий Высокий Высокий Высокий
В 60% 100% 70% 80%
С 40% 0% 30% 20%
Н 0% 0% 0% 0%

высокий уровень; — средний уровень; — низкий уровень.

Вывод

Проанализировав данные констатирующего экспериментов, можно сказать, что данные исследования могут служить основанием для подтверждения выдвинутой гипотезы.

Констатирующий эксперимент №1 показал низкий уровень знаний и умений детей старшего дошкольного возраста по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для формирующего эксперимента была подобрана система дидактических игр и упражнений. Проводя дидактические игры и упражнения, дети повторяли и закрепляли свои знания и умения по определению выявлять свойства геометрических фигур. После этого был проведен констатирующий эксперимент №2, который выявил, что уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур у детей возрос по сравнению с констатирующим экспериментом №1.

Результаты, полученные в ходе экспериментов, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр и упражнений положительно сказываются на формирование представлений у детей о геометрических фигурах. Дети стали проявлять интерес к подобной деятельности, вносить ее в совместную игровую деятельность.

Таким образом, дидактические игры и упражнения действительно являются ведущим методом обучения детей в формировании элементарных математических представлений.

Заключение

Итак, подводя общий итог на основании изучения психолого-педагогической литературы и собственных исследований, можно сказать, что дидактическая игра — наиболее приемлемый способ сообщения знаний ребенку. В дидактических играх легко и без насилия над личностью можно научить ребенка различным практическим способам сравнения, группировки предметов по количеству, величине, форме, пространственному расположению. У детей идет накопление сенсорного опыта, на основе которого строятся знания, представления. Включение дидактических игр и упражнений в занятие по формированию элементарных математических представлений обеспечивает целенаправленное решение задач по развитию мыслительных операций анализа, абстрагирования, обобщения, необходимых для усвоения математических знаний, повышает интерес и активность детей на занятиях, создает необходимую базу для дальнейшего успешного обучения в школе. Создание специальных уроков, где дети по собственному желанию и интересам могут выбрать ту или иную игру, обеспечивает развитие самостоятельности, инициативы, открывает большие возможности для творчества, приобщает детей к сложному интеллектуальному труду. Чтобы игры достигли нужной цели, необходима четкая организация их, правильное руководство со стороны воспитателя. Только в таком случае дидактические игры будут эффективным средством обучения дошкольников.

Список использованной литературы

1. Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.

2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

4. Бочкачера Я. О проблемах дидактической игры // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 7.

5. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1998. — 144 с.

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1978.

7. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1986. — 415 с.

8. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. — М.: Просвещение, 1992. — 191 с.

9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. — Ярославль: Академия развития, 1997.

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2001. — 416 с.

11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. Я считаю до двадцати. — М.: Творческий центр «Сфера», — 2002.

12. Математика от трех до семи / Авт. — сост. З.А. Михайлова. — СПб.: Детство-пресс, 1999. — 176 с.

13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.

14. Новоселова С. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 3.

15. Сай М.К., Удальцева Е.И. Математика в детском саду. — Минск: Народная асвета, 1990.

16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М.: Просвещение, 1993. — 95 с.

17. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.

18. Удальцева Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 1976.

Я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей. С прошлого года я работаю углубленно над темой: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей у детей дошкольного возраста ”. Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп: Игры с цифрами и числами Игры…

Фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза: Предмет: Объект: Образовательно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении. Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактической игры при формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников 1.1 Математическое развитие старших дошкольников как психолого- …

Интеллект в свою очередь способствует формированию данных качеств личности. Эту взаимосвязь можно отобразить следующим образом: Личностные качества субъекта Интеллектуальное развитие. 1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В…

ИГРА «Продолжи ряд»

Цель : Учить детей совершать мыслительные операции: продолжать ряды геометрических фигур по образцу, данному воспитателем; закреплять знания геометрических фигур.

Воспитатель заранее готовит математические карточки по количеству детей и большое количество плоскостных геометрических фигур, которые дети могут использовать для продолжения ряда.

На карточках изображены геометрические ряды, которые не повторяются. Дети должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть нарисованный на ней ряд фигур и продолжить его на ковре, используя раздаточный материал.

Игра на бумаге

«Засели дом жильцами»

Цель: Закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги по слову воспитателя, знание о геометрических фигурах, умение отсчитывать в пределах до 10

Воспитатель предлагает детям заселить в дом жильцов.

Жильцы: геометрические фигуры, определённое количество точек, слоги, нарисованные предметы и т.д.

Этажи считаются снизу – вверх (4).

Квартиры на каждом этаже – слева – направо (на каждом этаже по 4 квартиры).

Например:

На втором этаже, в 3 квартире живут 5 точек;

На четвёртом этаже в 1 квартире живёт треугольник;

На первом этаже во второй квартире живёт буква «А» и т.д.

(Лист можно использовать с двух сторон, если его перевернуть)

Игра «Воздушная лестница»

— прямой и обратный счёт

    Воспитатель предлагает подняться по воздушной лесенке вверх. Для этого дети ставят ладошки на пол (как будто это чьи-то ножки) и имитируют подъём ног по ступенькам вверх. При этом все хором считают от 1 до 10. Затем дети имитируют спуск по лестнице вниз и все вместе считают от 10 до нуля, пока ладошки не окажутся на полу.

    Дети садятся по кругу на ковёр и по цепочке считают от 10 до 0. Первый ребёнок говорит 10, второй 9, третий 8 и так до 0. Последний ребёнок начинает все с начала.

Игровое упражнение:

«Роботы»

Цель: закреплять умения детей ориентироваться на себе и вокруг себя, поворачиваться налево, направо по слову воспитателя.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть! Сейчас вы все превратитесь в роботов, а я буду вами управлять, что скажу, то вы и делайте:

Роботы, роботы налево! А где у нас левая рука? Давайте у неё спросим, где лево? Ручка, ручка, где левая сторона? Дети машут рукой влево и говорят:

Да, вот же! Затем на «раз» поворачивают левую ногу, на «два» подставляют правую.

Роботы, роботы, а теперь где левая сторона? — дети машут рукой влево и говорят:

Да, вот же, и поворачиваются влево.

Помимо поворотов налево и направо воспитатель даёт задания типа:

Роботы встаньте в шеренгу, колонну, рассчитайтесь на 1, 2, 3;

Встаньте пятёрками, тройками, поднимите руки выше головы и т.д.

«МАШИНКА

НА УПРАВЛЕНИИ»

Цель: Продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги

Дети рассаживаются за столы, кладут перед собой горизонтально листы бумаги формата А-4.

1)Фломастером обводят углы. Воспитатель напоминает, что угол – это две линии, которые идут в разных направлениях и встречаются в одной точке (вершине)

Обводят приблизительно 2 середины, центр, края

Из центра в верхний левый угол;

Из верхнего левого угла на середину верхнего края;

С середины верхнего края в правый нижний угол;

С правого нижнего угла по правому краю в правый верхний угол;

Из правого верхнего угла в нижний левый угол;

По левому краю до левого верхнего угла;

Из левого верхнего угла назад в центр (в гараж).

Примечание: при первоначальном знакомстве с игрой воспитатель направляет детей, помогает. В дальнейшем дети должны действовать самостоятельно.

«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.
Материал:

карточки с изображением домика, елочки, солнышка и т.д. из геометрических фигур.

Ход игры

После беседы по картинкам попросите ребенка показать квадрат (треугольник, круг, прямоугольник), затем обвести карандашом фигуры, изображенные пунктирными линиями, после чего раскрасить картинку. В процессе работы чаще повторяйте с ребёнком слова:

«Шарик круглый, окно квадратное…»

«НАЙДИ И НАЗОВИ ФИГУРУ»

Цель: упражнять детей в знании геометрических фигур.

Материал:

Ход игры

Предложите ребенку сначала раскрасить фигуру в рамочке, а затем такую же, выделив ее из двух других. Попросите назвать те фигуры, которые он знает, и цвет, который он выбрал для раскрашивания.

«ФЛАЖКИ И ГИРЛЯНДЫ »

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал:

карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры

Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

«ПАРУСА» Цель игры:

познакомить детей с формой «треугольник»,

развивать мышление. Материал:

сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.
Ход игры

Предложите детям рассказать о том, что нарисовано на картинке, затем обвести карандашом паруса. Спросите, на какую геометрическую фигуру они похожи, какие еще геометрические фигуры им известны. После этого дети отыскивают маленький треугольник, затем большой. Помогите им, если они затрудняются, раскрасить, вырезать и наклеить фигуры на изображение. В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру вырезал. Предложите найти предметы треугольной формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит треугольники пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить нарисовать треугольник на бумаге.

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ КАРТИНОК»

Цель игры:

развитие логического мышления детей,

закрепление знания геометрических фигур. Материал:

карточки-образцы с рисунками из геометрических фигур, пустые карточки, вырезанные геометрические фигуры

разного цвета и размера.
Ход игры

Рассмотрите с детьми рисунки. Предложите отыскать на них знакомые геометрические фигуры. Вырежьте из цветной бумаги фигуры в двух экземплярах и из одного сделайте вместе с детьми аппликации. Второй комплект фигур предложите детям для выкладывания изображений. Не забудьте во время игры закрепить в памяти детей названия цветов. Для второго изображения вырезайте фигуры так, чтобы их форма была одинаковой, а цвет разный, чтобы ребенок отыскивал деталь и по форме, и по цвету.

«КОНСТРУИРОВАНИЕ

ПО СХЕМЕ»

Цель игры: развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста.

Материал:

карточки с контурными схемами, детали строителя.

Ход игры

Детям дают карточку с контурными схемами и предлагают выложить данные изображения из крупных деталей строительного набора на столе, используя данную карточку как образец. Чтобы усложнить детям задачу, предложите на несколько деталей больше, чем понадобится.

«Конструируем из палочек» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Материал:

карточки с контурным изображением предметов,

палочки разной длины.
Ход игры

Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.
«НАЙДИ ФИГУРУ»

Цель: ознакомление детей с названиями геометрических фигур, познакомить с конусом, цилиндром и призмой. Материал:

набор строительного конструктора, карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

Попросите ребенка найти и принести кубик, кирпичик, затем длинную пластину (используется обычный строительный материал для конструирования).

Покажите ребенку конус и предложите отыскать такую же деталь (потом цилиндр, затем призму).

После этого дайте ребенку карточку и предложите найти эти детали.

«НАЙДИ ПАРУ»
Цель: развитие логического мышления, упражнять в назывании цвета и названии геометрических фигур. Материал:

карточки с изображением геометрических фигур разделенные на 8 частей, не разрезанные карточки по числу играющих
Ход игры

Предложите ребенку поиграть в игру. (Одна из карт разрезается на восемь частей.) Наложить разрезанные карточки на целую карточки на карту, (фигуры, одинаковые по форме, но разные по цвету и размерам). Поднимайте ту или иную карточку и просите найти такую же деталь, но другого цвета или размера. При выполнении задания упражняйте детей в назывании цветов.

«ПОСТРОЙ ПО СХЕМЕ» Цель: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы. Материал:

схемы построек, строительный набор.
Ход игры

Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства.

Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки.

Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.

«НАКЛАДЫВАЕМ ДЕТАЛИ»

Цель: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал:

карточки с контурными рисунками, строительный набор

или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры

Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки

(покажите на примере установки одной детали).

«ВЫКЛАДЫВАНИЕ ФИГУР»

Цель: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы. Материал:

карты-схемы изображений, строительный набор.
Ход игры

Детям предлагают схемы и геометрические фигуры

для выкладывания изображений.

После выполнения задания спрашивают:

Из каких фигур ты составил эту машину?

Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты?

Сколько здесь одинаковых фигур?»

«НАЙДИ ЛИШНЕЕ»

Цель игры:

развивать логическое мышление дошкольников. Материал:

карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

На карте изображены ряды геометрических фигур.

Детям предлагают рассмотреть их и определить,

что на них лишнее, затем обосновать, почему.

«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»

Цель игры:

развивать наглядно-образное мышление детей.
Материал:

набор плоскостных геометрических фигур.

Ход игры

Воспитатель поочередно показывает вырезанные геометрические фигуры, называет их и просит сказать, на что они похожи. Например: шар — колобок, солнышко, лицо, воздушный шар и т.д.

«КОНСТРУИРУЕМ

ИЗ ПАЛОЧЕК» Цель игры:

развитие логического мышления детей. Материал:

палочки разной длины трех размеров,

карточки с изображением простейших картинок.
Ход игры

Детям раздают палочки разной длины,

предлагают разложить их по размеру на три части.
Затем дают картинки (реальные изображения предметов простой формы: флажок, машина, лодка с парусом, тачка, цветок, ваза и др.) и просят выложить изображение этих предметов палочками.

«СОПОСТАВЬ» Цель игры:

развитие логического мышления дошкольников. Материал:

рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.
Ход игры

Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру «На что похоже?» — отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

«ВСПОМНИ, НА ЧТО ПОХОЖЕ»

Цель игры:

упражнять детей в назывании геометрических фигур. Материал:

карточки с изображением геометрических фигур.
Ход игры

Детям предлагают карточки с изображением строительных деталей. Воспитатель просит назвать деталь и вспомнить предметы, имеющие с ней сходство, обосновать при этом, почему он эти предметы указывает.

Игра направлена на развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности, самостоятельно объяснять связи между предметами (картинками), внимания, зрительного и слухового восприятия, доказательной речи.

Игра позволяет разнообразить работу НОД, привлекает внимание, активизирует мыслительные операции у старших дошкольников, экономит время. Может быть использована для организации индивидуальной работы, как часть НОД другой направленности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Интерактивная игра «Продолжи ряд» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа город Волгореченск Костромской области «Центр развития ребенка — Детский сад № 7 «Русалочка»

1. Автор игры Скворцова Маргарита Вячеславовна 2. Направление НОД Познавательное развитие. Речевое развитие. 3. Возрастная группа 5-7 лет 4. Тип разработки Дидактическая игра в программе Microsoft Office Power Point с триггерами (возможно использование в программе Smart Notebook). 5. Название игры «Продолжи ряд» 6. Цель педагога Распространение педагогического опыта 7. Цель игры Развитие предпосылок логического мышления с помощью логического приёма «сериация». 8. Ценность для детей и педагога Игра направлена на развитие умения мысленно устанавливать связи между предметами и расположением их в определённой последовательности, самостоятельно объяснять связи между предметами (картинками), внимания, зрительного и слухового восприятия, доказательной речи. Игра позволяет разнообразить работу НОД, привлекает внимание, активизирует мыслительные операции у старших дошкольников, экономит время. Может быть использована для организации индивидуальной работы, как часть НОД другой направленности. 9. Правила игры Педагог объясняет детям, что картинки в логическом ряду расположены в определённом порядке. Нужно подумать и догадаться, какая картинка должна стоять в пустой клетке и объяснить свой выбор. Если игра происходит в программе Microsoft Office Power Point , то необходимо навести на нужную картинку курсор мыши, в программе Smart Notebook – дотронуться рукой. Неправилная картинка будет вращаться, правильная – встанет в пустой квадрат.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки для д/и «Продолжи ряд»

Предлагаемые карточки используются при формировании умения обобщать и классифицировать предметы, закреплении родовых и видовых понятий….

Электронные обучающие игры для средней группы: » Продолжи ряд», «Сколько всего?»

Цель: развитие познавательной активности, внимания, памяти, мышления, кругозора, речи, мелкой моторики рук; закрепления счета в пределах «5», знания цифр в пределах «5», знания геометрических фи…

Использование интернет – технологий для оптимизации работы по экологическому образованию дошкольников путем создания интерактивного блога «ЧУДЕСА РЯДОМ»

«Игры с блоками Дьенеша», подготовительная группа

Блинкова Екатерина Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС №10 «Сказка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Навашино

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Программное содержание: Образовательные задачи: Упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина), сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему.

Развивающие задачи: Развивать пространственное воображения, логическое мышление, умение синтезировать и комбинировать, способность к моделированию и конструированию, внимание, память. Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Воспитательные задачи: Воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность. Поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.

Оборудование и материалы: блоки Дьенеша, сундук, кодовые карточки, 2 обруча.

Раздаточный материал: набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка).

Ход НОД

Воспитатель: Давайте, поздороваемся с гостями. А сейчас отгадайте загадку:

С вами мы отыщем клад,

Тот , что закопал? (Пират.)

А вы знаете, кто такие пираты и чем они занимаются? А на чем они плавают?

(Ответы детей) И мы сегодня отправляемся в путешествие на поиски затонувшего клада. Но, как, же нам найти этот клад? (Ответы детей) Да, ребятки нам нужна карта, а еще мы должны превратиться в пиратов. А в пирата превратится тот, кто правильно ответит на мой вопрос. Кто ответит на вопрос, тот получит отличительный знак пирата.

Вопросы:

Назови соседей числа 6.

Назови соседей числа 8

Уменьшите число 10 на 1.

Увеличьте число 14 на 1.

Как составить число 5.

Из каких двух одинаковых чисел можно составить число 4.

Какой завтра день недели?

Какой был вчера день недели?

Назови части суток.

Какая часть суток идёт после утра.

Воспитатель: Вот мы и превратились с вами в пиратов, но чтобы нам найти затонувший клад, нам нужно занять места на нашем корабле и отправиться в путешествие. Во время путешествия нам надо выполнить ряд заданий. Вы готовы? (Ответы детей) Давайте посмотрим на нашу карту, какое же нас ждет первое задание. Как вы думаете, что за картинка изображена рядом с цифрой 1. (Ответы детей) Правильно, ребятки, это блоки Дьенеша. Что же такое блоки Дьенеша? (Ответы детей) Какие геометрические фигуры есть в наборе? (Ответы детей) Каких они цветов? (Ответы детей) Какие они по форме и по размеру? (Ответы детей) Молодцы, с первым заданием мы справились теперь можем сойти с корабля, так как уже виден остров. И на этом острове нас ждет второе задание.

Воспитатель: Давайте, посмотрим на карту что же это за задание. Прочитайте, как оно называется? (Ответы детей)

Давайте поможем нашим жильцам – фигурам в него заселиться. (Ответы детей)

Молодцы, и со вторым заданием мы справились успешно, каждая фигура нашла свой домик.

Воспитатель: Продолжаем свой путь, посмотрим снова на нашу карту, что же нас ждет дальше. А дальше, следующие задание в нашем путешествии под цифрой 3- это игра с двумя обручами. В процессе, которой необходимо разложить геометрические фигуры по определенному признаку. В одном обруче будут жить все красные фигуры, а в другом обруче – толстые, а в пересечение будут находиться все красные и толстые фигуры.

Дети поочередно достают из чудесного мешочка по геометрической фигуре и кладем ее туда, куда вы считаете нужным положить. (Ответы детей) С этим задание вы тоже справились.

Физминутка.

Быстрее встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

-Молодцы!

Воспитатель: Давайте, посмотрим на карту что же нам осталось еще выполнить. Как вы думаете, что изображено под цифрой 4 (Ответы детей). Отгадайте загадку:

Говорят сильнее нет!

Вот его Автопортрет.

Гусеницы – скороходы.

Покоряют топи – воды.

Под капотом – дверцей.

Дизельное сердце.

Собирается в поход

Неутомимый (Вездеход.) (Ответы детей)

Воспитатель: Ребятки, присаживайтесь за столы. А как вы думаете, почему его так называют? (Ответы детей) Предлагаю вам построить вездеход с помощью схем и блоков Дьенеша. (Дети приступают к конструированию). Молодцы, вы со всеми заданиями справились, нашли затонувший клад. Пришла пора возвращаться из путешествия, пока мы с вами будем плыть, скажите пожалуйста, какое задание из нашего путешествия вам понравилось больше всего. (Ответы детей)

Опубликовано: 02.09.2019

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать творческое мышление.

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный).

Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них

своё царство.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой,

толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок – большой толстый

прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем

блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое

детей, похожих на них, только маленьких (маленький толстый и тонкий прямоугольники).

И вот однажды…»

Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с

темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)

ИГРЫ С ОБРУЧАМИ

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Игра «Космический корабль»

Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из

ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки

Дьенеша.

Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём

признакам, развитие логического мышления, внимания.

Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета.

С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета)

определяется условие для каждого из обручей.

Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три

ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.

Варианты игры:

Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч,

условия в обручах равнозначные по сложности.

Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или

условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.

Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как

одинакового, так и разного уровня сложности.

Уровень сложности:

Низкий: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер,

толщина).

Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и

толщины и т.п.

Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.

Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Варианты игр по темам

Название игры

Назначение обручей

Замещение предмета

Игровое действие

Дополнительный

материал

1 Садовники клумбы цветы

Посадка

рассады

Стихи, загадки по теме
2 Космос

Ловушки

для сбора

Космический

мусор

Сбор

мусора

Стихи, загадки по теме
3 Рыбалка

Ёмкости

для рыбы

Рыба Лов рыбы Стихи, загадки по теме
4 Город Район Дома

Застройка

районов

Стихи, загадки по теме
5 Транспорт

Вагоны

поезда,

грузовые

машины

Груз

Погрузка

груза

Прямоугольник из картона,

ковролина — изображение

паровоза

6 Урожай корзины

Грибы, ягоды,

овощи, фрукты

Сбор

урожая

Стихи, загадки по теме

Игры с обручами с пресечением областей

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Рекомендация: В первой игре с пересечением областей сначала можно положить обручи

отдельно, без пересечения. Определить условия для каждого обруча. Например, в одном

желтые, а другом круглые. Возникнет ситуация, когда круглый желтый блок можно положить как

в один, так и в другой обруч. Если дети сами не догадаются, предложить им решить проблему,

надвинув один обруч на другой.

Игра «Садовники»

Материал: обручи желательно одного цвета, карточки с символами свойств или

логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.

Цель: формирование операции классификации и

обобщении блоков по одному-четырём признакам,

развитие логического мышления, внимания.

Определение областей пересечения.

Описание игры: обручи раскладываются на полу. С

помощью карточек с символами свойств или

логических кубиков определяется условие для

каждого из обручей, необходимо использовать

разные свойства, для того чтобы создать

возможность для пересечения областей обручей.

Правила: Дети превращаются в садовников, которые решили посадить красивые цветы на

клумбах. Дети по очереди подбрасывают кубики с разными свойствами и определяют,

какие цветы будут расти на клумбе. Когда клумба заполнена, проверяем правильность

заполнения, всех областей, называя их свойства. А затем наши цветы могут

познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали

на клумбу, свои цветочные истории…

Уровень сложности:

Низкий: одно пересечение — используются два обруча, и условие задают два свойства (цвет и

форма, или цвет и величина и т.д.).

Средний: 2-3 пересечения — используются 3-4 обруча, и условие задают несколько свойств (цвет,

форма, размер, величина и т.д.).

Высокий: три обруча с общей областью пересечения.

Варианты игр по темам

Название игры Замещение предмета Игровое действие
1 Олимпийские кольца Огоньки

Зажигание олимпийских

колец

2 Волшебный цветок Лепестки Раскрашивание лепестков
3 Гусеница Пятнышки Украшение гусеницы
4 Кондитерская фабрика Конфеты Раскладывание конфетва

Игра «Угощение»

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Материал: 9 изображений медвежат, любимые игрушки, карточки со знаками символами

свойств, блоки Дьенеша.

Цель игры: развитие умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам,

понимание слов: «разные», «одинаковые», умение проводить логическую операцию «не»,

умение взаимодействовать.

Описание игры:

Вариант1.В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши

медвежата сладкоежки и очень любят печенье. Угощают вдвоём одного мишку по

очереди. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться. Сначала, угощает первый

ребёнок, другой должен выбрать угощение, отличающееся хотя бы одним свойством.

Затем второй угощает мишку, а первый выбирает угощение, отличающееся хотя бы одним

свойством. В конце игры подсчитаем, сколько раз угостили медвежат, сколько желтого

(квадратного и т.п.) «печенья» получил медвежонок.

Уровень сложности:

Низкий: «печенье» должно отличаться только одним свойством.

Средний: «печенье» отличается только двумя свойствами.

Высокий: «печенье» отличается более, чем двумя свойствами.

Вариант 2. Каждый ребёнок угощает свою любимую игрушку. Ведущий определяет с

помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цифр), какое

печенье дать игрушке в правую руку, а ребёнок по условию подбирает угощение для

левой руки.

Вариант3.Возьмите несколько игрушек ребенка. Пусть блоки у вас будут угощением.

Предложите ребенку раздать фигуры гостям так, чтобы у куклы оказались только круглые

фигуры (она любит кушать блины). Можно угощать игрушки по-разному: чтобы заяц

получил все большие «морковки», обезьянке все желтые «бананы».

Уровень сложности:

Определяется количеством свойств.

Рекомендации для родителей: дома можно проиграть аналогичную игру «Подарки».

Придумывать «подарки» для кого-либо (мамы, папы и т.д.), которые будут отличаться:

— по цвету (красные розы – белые лилии),

— своим свойствам (деревянная ложка — фарфоровая чашка),

— предназначению (резиновые сапоги – резиновые шины).

ИГРА «Найди пару»

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) см. «Полезные советы».

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые,

берет их себе и делает еще один ход. Если разные – переворачивает обратно «рубашками»

вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за

ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй

игрок по одной переворачивает две карточки … и делает дальше как первый. Выигрывает

игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Дополнительные вопросы: Сколько пар карточек тебе удалось найти? Какие свойства

(цвет, размер, форма, толщина) они обозначают?

Уровень сложности

Низкий: используются только карточки символы цвета, либо только карточки символы формы.

Средний: используются 2-3 вида карточек символов, например, цвета и формы, форма и размера,

цвета и толщины и т.п.

Высокий: используются все карточки с символами (без отрицания).

Варианты для родителей: для организации такой игры дома можно использовать спичечные

коробки, крышки для закатывания банок, самостоятельно вырезать одинаковые по размеру

квадраты, круги или другие фигуры из бумаги по две фигуры одного цвета или с одинаковыми

рисунками, важным условием является то, что обратная сторона должна быть у всех предметов

одинаковая.

Игра «Чудо — дерево»

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Материал: Дерево с ветками без листьев, карточки с символами свойств или

логические кубики (кроме цифр), блоки Дьенеша.

Цель: Развитие умение классифицировать блоки по

трем признакам и умение выделять основные признаки.

Развивать логическое и образное мышление.

Ход игры: Воспитатель предлагает украсить волшебное дерево

в зависимости от темы и времени года, на котором вместо

листьев может быть что угодно, как в сказке К.Чуковский «Чудо-

древо».

Вариант 1. Дети могут подбрасывать логические кубики и определять цвет, размер, фору,

толщину фигур.

Вариант 2. На каждой ветке условия разной степени сложности. Ребёнок сам выбирает

ветку, которую будет украшать.

Уровень сложности:

Определяется количеством свойств на каждой ветке (цвет, форма, размер, толщина).

Дополнительный материал: К.Чуковский «Чудо-древо»

Игра «Художники» (Давайте вместе поиграем)

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Материал:

• «Эскизы картин» — листы большого цветного картона.

• Дополнительные детали из картона для составления

композиции картины.

• Набор блоков.

Цель игры:

• Развитие умения анализировать форму предметов.

• Развитие умения сравнивать по их свойствам.

• Развитие художественных способностей: выбор цвета,

фона, расположения (композиции).

Описание игры:

Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу

несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей

картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)-

выбирается тонкий блок, если деталь окрашена — толстый блок. Так, например, к эскизу

картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников,

солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.

В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают

выставку картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на

картине.

Уровень сложности:

Низкий: картину можно выкладывать на листе-эскизе,

Средний: на листе любого цвета по выбору ребёнка с использованием дополнительных

деталей из цветного картона или бумаги.

Высокий: по замыслу ребёнка с использованием дополнительных деталей из цветного

картона или бумаги.

Подвижная игра «Кошки-мышки» из серии игр «Праздник в стране блоков»

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые

свойства, стимулировать двигательную активность детей.

Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.

Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в

хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать используя считалки В.Левина). Рядом с

ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:

-Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот

И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы

они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить.

Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь

становится «котом» и игра продолжается.

Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.

Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять,

изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.

Высокий уровень сложности — наличие логического отрицания.

Эстафета «Собираем урожай» с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Участники: дети и взрослые (родители, педагоги).

Правила игры: Капитан (педагог) располагается с ведром для сбора урожая и

логическими фигурами в одном конце зала, дети выстраиваются в колонну в другой

части зала. В центре — урожай (Блоки Дьенеша).

Взрослый поднимает вверх по очереди для каждого ребёнка одну логическую фигуру

(красный треугольник, синий прямоугольник и т.д.). Задача детей посмотреть, какую

фигуру из «урожая» ему нужно выбрать, и быстро принести ее в ведро. Затем передать

эстафету следующему игроку.

Варианты по темам: «Перевозка грузов», «Ловля рыбы» и т.п.

Уровень сложности: логические фигуры можно заменить сочетанием логических

символов свойств фигур.

Игра «Украсим елку бусами» (из серии игр «Давайте вместе поиграем»)

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами,

комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства.

Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового

счета.

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть

5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер

нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой

1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка

маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький

желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные

бусы.

Варианты игр:

Игра в парах: дети по очереди выкладывают ряды

украшений, задавая для друг для друга условие с помощью

карточек с логическими переходами.

Уровни сложности можно задать с помощью карточек

символов свойств (цвета, формы, размера, толщины) для

каждого ряда.

Игра «Магазин» из серии игр «Давайте вместе поиграем»

Возраст детей: 5-7 лет старший дошкольный возраст

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать,

аргументировать свой выбор

Материал: Товар (карточки с изображением предметов), блоки

Дьенеша.

Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой

выбор игрушек. У каждого ребенка 3 блока «денежки». На одну

«денежку» можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в

которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры.

Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам

(например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Варианты: магазин «Овощи и фрукты», «Куклы и машины»,

«Цветы», «Мебель» и т.п., где в качестве товара могут быть настоящие игрушки или

картинки с их изображением, у покупки должно быть хотя бы одно свойство фигуры.

Например: помидор круглой формы, у машины кабина красная и т.д.

«Полезные советы»

В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного

материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в

дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

КАРТОЧКИ С СИМВОЛАМИ СВОЙСТВ.

Во многих играх с блоками Дьенеша и логическими фигурами

используются карточки с символами свойств .

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в

освоении всей знаковой культуры, грамоты математических

символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены

свойства

блоков (цвет, форма, размер, толщина)

Всего 11 карточек.

И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный.

Карточки с символами свойств могут использоваться не только как дополнение к блокам

Дьенеша и логическим фигурами, но и как самостоятельный материал для игр, наподобие

известных во всем мире «мемори».

ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены

символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы

отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

Педагогические возможности материала:

Логические кубики, как и карточки — символы помогут придумать с

детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут

полезны для овладения действиями замещения и наглядного

моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики

используют в комплекте с блоками Дьенеша и логическими

фигурами. Своеобразие логических кубиков — возможность

«случайного» выбора свойств

(подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *