Как ребенка научить выговаривать р?

Почти все в детстве проходили через упражнения на этот коварный звук. Но в итоге каждый родитель решает сам, учиться произносить «р» с ребёнком самостоятельно или пойти к логопеду. В каких случаях это не будет лишним, рассказывает детский логопед-дефектолог клиники GMS Дарья Иванченко.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вопрос. Как научить ребёнка выговаривать звук «р»?

Ответ. Если ребёнок к четырём-пяти годам не может выговорить звук сам, стоит позаниматься специально. Сперва родители могут попробовать самостоятельно научить ребёнка произносить его.

  • Если ребёнок открывает рот и свободно поднимает язык наверх, есть предпосылки, что он спокойно освоит звук. Важно, чтобы у ребёнка не было укороченной подъязычной уздечки.
  • «Р» — это звонкий согласный, вибрант. В его образовании участвуют голос и свободная струя воздуха. Поэтому следующий шаг — мы учим ребёнка выдувать воздух посередине языка.
  • Третий шаг — учим ребёнка согласовывать эти действия: сначала поднять язык, потом подуть на него и заставить вибрировать, при этом включив голос.
  • Важно научить ребёнка отличать звук «р» от других. Некоторые дети, например, путают его со звуками «в», «л» или грассирующим «р» (произносится как «р» во французском языке). Поэтому логопеды используют упражнения для развития фонематического восприятия. Простое упражнение: вы произносите слова, где есть нормативное и ненормативное звучание «р». Ребёнок подаёт вам знак, когда слышит звук, произнесённый правильно. Например, хлопает в ладоши или бросает мяч.

Если у родителей всё-таки что-то не получается, стоит обратиться к логопеду. Дело в том, что они, как правило, слышат нарушения только в произношении звука «р». Просто мы привыкли, что его обычно бывает освоить сложнее всего. Логопед же видит, действительно ли у ребёнка проблемы только с этим звуком или есть сложности с речью в целом. Родители этого могут даже не замечать.

Поставить звук «р», если у ребёнка развит артикуляционный аппарат, можно и за один день. Но поставить звук и автоматизировать его — две разные вещи. Если у ребёнка снижен фонематический слух, а он не мотивирован на включение звука в речь, обучение может затянуться на полгода-год.

Кроме того, можно столкнуться с явлением, которое называется «кабинетная речь». В кабинете логопеда ребёнок произносит звук правильно, а когда попадает в обычную среду, внутренняя мотивация пропадает и он перестаёт его автоматизировать.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Почему дети неправильно выговаривают Р?

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.


tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Самостоятельные занятия

Лучший способ научить ребенка говорить букву «р» — увлечь его забавной, но полезной игрой. К занятиям нужно приступать в хорошем настроении, за малейший успех хвалите своего ученика. Ни в коем случае не раздражайтесь, избегайте критики. Сами подавайте пример, правильно произнося звук в словах. Возьмите зеркало, чтобы малыш следил за положением органов речи в процессе тренировки. При первых признаках усталости устраивайте перерыв. Артикуляционные упражнения чередуйте с дыхательными, чтобы язычок успел отдохнуть.

Постановка звука может занять не один месяц. Все это время тренироваться следует ежедневно, но недолго. Десяти-пятнадцати минут вполне достаточно. Не заставляйте ребенка повторять сложные скороговорки, которые выговорит не каждый взрослый. Начните с легких заданий. Если малышу не дается звук «р», отработайте его отдельно, затем переходите к слогам и простым словам. Только миновав этот этап, можно декламировать стихи про Греку и рака, цапнувшего его за руку.

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики.


vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения.

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

Причина картавости

Выделяют несколько причин неспособности правильно произносить звук «р», на наличие которых стоит обратить внимание для последующего устранения проблемы:

  • Низкий уровень подвижности речевого аппарата. Что это значит? Такое состояние может возникать при низком или, наоборот, чрезмерном тонусе лицевых мышц. Скорее всего, вы не наблюдали, чтобы ваш малыш сильно гримасничал. И в таком случае данное занятие как раз поможет вам! Кривляния послужат своего рода «гимнастикой» для лица – поскручивайте с ним губы и язык трубочкой, широко растяните улыбку «до ушей», проверьте, насколько длинны ваши языки, попробовав достать ими до своего носа и подбородка, подвигайте челюстями, да и просто побалуйтесь друг перед другом или перед зеркалом.
  • Короткая подъязычная уздечка. Из-за нее язык просто не дотягивается до неба, чтобы иметь возможность производить рычание. Это явление диагностирует логопед или хирург. Для устранения проблемы могут назначить специальную гимнастику для языка, которая поможет растянуть ее, или же немного ее подрезают.
  • Фонематический слух, а именно – его нарушение. Неправильное восприятие ребенком взрослой речи приводит к ее искажению в собственном исполнении. Как пример, слово «любовь» на слух воспринимается как «любофь», «палка» как «балка» и наоборот, ну и т. д. Также этому может способствовать намеренное неправильное произношение взрослых, когда они «смягчают» твердые звуки, как бы копируя смешное и нелепое произношение малыша.
  • Неправильное речевое дыхание. Этот тип дыхания нарушается при насморке, увеличенных аденоидах, иммунных заболеваниях и болезнях сердечно-сосудистой системы. В таком случае, помимо логопедических упражнений, назначаются индивидуальные физические упражнения.
  • Горловое «р». При попытках правильно произносить слова у малыша мог получиться более легкий вариант произношения через дрожание гортанного язычка (на французский манер). В этом случае необходимо переучивание.

Разобравшись с причиной неправильного произношения и выяснив, что она не имеет серьезных истоков, требующих обязательного врачебного вмешательства, вы можете попробовать помочь малышу самостоятельно, следуя определенной схеме действий.

  • Не ставьте перед крохой сразу сложновыполнимую задачу. Для начала тренируйтесь выговаривать саму букву, предварительно проделав так называемую артикуляционную гимнастику, описанную ниже. Когда первый этап будет закреплен, переходите к следующему – произносите букву в слогах, затем в словах, и после можете учить скороговорки для тренировки речи.
  • Занятия со своим чадом проводите регулярные, иначе эффект проделанной работы будет равен нулю.
  • Маленьких детей трудно заставить что-то выполнять против их воли, особенно систематически. Превратите ваши тренировки в игру, тогда и достигнете положительного результата гораздо быстрее, так как малыш будет учиться с энтузиазмом. Пусть также кривляется перед зеркалом.
  • Будьте терпимы. В данной кропотливой работе к вам придет успех не сразу. Для его достижения могут понадобиться многие недели и месяцы. Важно не отбить у ребенка желание вовсе что-то делать своим нетерпением и раздражительностью. И тем более, не дай Бог запугать его!

Упражнения для выдоха

  • «Чемпион»

Пусть малыш при помощи дыхания отправит легкий шарик, например, из ваты, в ворота, которыми могут служить что угодно: выстроенные книжки, коробка и пр. Также можно сдувать перышко с ладони или легкий бумажный листик, наблюдая, как он падает.

  • «Потуши свечу, посуши белье»

Задача предельно ясна – поставьте перед крохой зажженную свечу или предложите подуть на мокрую или влажную одежду.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Нарушение произношения твердого «Р» и мягкого «РЬ» в дефектологии называют ротацизмом или параротацизмом. В советское время эти нарушения называли картавостью.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный.
    Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный.
    Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой.
    Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный.
    В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой.
    Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный.
    Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Подготовка артикуляционного аппарата

На коррекционных занятиях подготовительный этап отводится работе с артикуляционным аппаратом. Проводятся упражнения для растяжки подъязычной связки, верхнего подъема языка, разминки губ и челюсти.

Задания для подготовки артикуляционного аппарата к работе:

  1. «Качели» — открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и к подбородку.
  2. «Лошадка» — щелкать языком медленно и сильно, имитируя звук копыт лошади, при этом нижняя челюсть остается неподвижной.
  3. «Болтушка» — широким кончиком языка провести по верней губе вперед-назад, не отрывая языка. Одновременно произносить «БЛ-БЛ-БЛ».

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Помощь специалиста

Если вы видите, что ваши занятия не приводят к однозначной пользе, то стоит обратиться за помощью к логопеду. Он точно сможет правильно научить ребёнка говорить «р».

  1. Он обязательно определит, обладает ли ваш ребёнок определёнными физиологическими особенностями строения языка.

  2. Только специалист сможет точно подобрать нужный комплекс упражнений для решения проблемы.

  3. В силах логопеда за одно занятие поставить произношение буквы, над которой вы бились в течение долгого времени.

Основные правила занятий

Если вы будете следовать приведённым ниже принципам, то сможете быстро научить ребёнка говорить «р» без каких-либо затруднений.

  • Постепенность. Помните о том, что сразу вам не удастся научить ваше чадо сложным фразам и быстрым скороговоркам. Пусть он сначала научится говорить несложные звуки (например, ро, ар);

  • Увлекательность. Ни в коем случае не делайте занятия банальными. Придумывайте увлекательные способы гимнастической разминки и постоянно поддерживайте его интерес. Только в таком случае вы сможете добиться успеха.

  • Регулярность. Начали свой путь по устранению проблемы? Тогда обеспечьте регулярность занятий. Старайтесь заниматься каждый день или в пределах строго установленного интервала. Помните, что одного-двух занятий будет недостаточно.

Техника

Думаете, что сложно самим научить ребёнка говорить букву «р» при помощи упражнений? Это совсем не так! Стоит помнить об основных нюансах техники постановки этой буквы:

  • научите ребёнка выговаривать букву «р» отдельно от прочих букв и звуков;
  • постепенно переходите к произношению простых слогов. Добивайтесь правильного и чистого произношения;

  • как только освоите простые слоги, переходите к правильному произношению «р» в сложных предложениях и повседневной речи.

Однако многие родители совершают досадную ошибку. Стремясь быстрее научить ребёнка говорить букву «р» дома, они нагружают его сложными словами и скороговорками. Это тупиковый путь: постановка звука становится сложнее, поэтому ребёнку становится куда тяжелее его произнести.

Источник фото:

Автоматизация звука «Р» в слогах «ра-ро-ры-ру»

Игра на отработку «Р» в открытых слогах помогает ребенку закрепить твердую и мягкую формы, способствуют плавности речи.

Дошкольник повторяет скороговорки:

Ра, ра, ра — теплая нора.

Ра, ра, ра — тонкая кора.

Ры, ры, ры — сидит ежик у норы.

Ры, ры, ры — добежали до горы.

Ру, ру, ру — погуляем мы в бору.

Ру, ру, ру — много ягод наберу.

Ро, ро, ро — позвонили мы в бюро.

Постановка звука «Р» по Хватцеву

Советский педагог М. Е. Хватцев в 1959 г. разработал систему поэтапной постановки «Р»:

  1. Сопоставление словосочетаний с объяснением разницы для развития фонематического восприятия (жарко-жалко, вор-вол, рожки-ложки).
  2. Получение вибраций механическим способом, постукивая по деснам, и через работу с воздушной струей.
  3. Постановка «Р» от получившегося длительного «Д» и «Р».
  4. Автоматизация через вставку редуцированного гласного звука «Ы» (дыыыра, тыыыыра).

Упражнения для развития произношения звука «р» по Хватцеву.

Способ по Левиной

Логопед Р. Е. Левина в 1965 г. разработала комплекс артикуляционных упражнений для обучения произношению «Р».

На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.

На втором — тренируется вибрация языка от звуков «Ш», «Ж». Ребенок раздвигает губы, не округляя их, протягивает «Ж», сдвигает кончик языка наверх к деснам, щель между ними отсутствует. Ребенок сильно выдыхает воздух.

Для выработки вибрации используют звук «Д», который проговаривае тся на одном выдохе. Рот широко открыт, передний край языка плотно соединяется с деснами верхних зубов. «Д» произносят вместо «Р» в словах с сочетанием «ТР» или «ДР».

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *