Мнемотехника для младших школьников

Дата: 15 февраля 2016 Наталья Василишин Рубрика: Для дошкольников,Игры

Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию… И вот тогда ему на помощь приходит мнемотехника.

Суть мнемотехники

Наглядность задействует оба полушария мозга, поэтоу запоминание идёт эффективнее

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках. Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако нарисовав сюжет или представив смешанную схему из картинок, знаков и слов, малыш быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает:

  • запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
  • привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
  • постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
  • повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
  • развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Виды наглядности

Большинство детских книжек создаётся с использованием мнемотехнических элементов

Самый простой вид мнемотехники – это картинка. Например, ваш малыш ходит в детском саду в группу «Слива». На его шкафчике изображён этот фрукт, над умывальником его полотенце висит под изображением сливы и т.д. Таким образом, ребёнок запоминает, что его вещи – те, которые находятся под определённой картинкой.

Мнемоквадрат

Самый известный мнемоквадрат, который знаком каждому — это знаки зодиака

Следующий этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

Мнемодорожка

Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками

За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре картинки на одном квадрате, обозначающие последовательность действий. Например, «носки», «брюки», «туфли», «куртка» – последовательность, по которой детки собираются на улицу. Конечно, в зависимости от времени года, дорожка будет удлиняться.

Таблицы

С помощью мнемотаблицы запоминание стихотворений идёт быстрее

Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы – рисунки основных звеньев сюжета сказки или стихотворения с использованием цветных картинок, букв, слов или схематических знаков. Кстати, для того, чтобы малышу было легче и интереснее осваивать таблицы, попробуйте рисовать их вместе. Только следите за тем, чтобы ребёнок занимался этим в удовольствие, иначе толку не будет. В таблицах применяются понятные и известные образы. Так, для описания животных следует соблюдать пропорции рисунка, а также обязательно делать его цветным. Тогда ребёнок чётко уяснит: лиса – рыжая с пушистым хвостом, волк – серый и т.д. По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии крохи – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

Схемы для самых маленьких можно делать на фланелеграфе

Чтобы малыш запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

Для взрослых, которые не могут похвастаться хорошей памятью, в мнемотехнике есть специальный приём – «римская комната». Суть его заключается в следующем: тем объектам, которые нужно запомнить, присваиваются определённые места в вашей комнате. Чтобы вспомнить нужное слово, нужно его «вывести» из помещения.

Приёмы наглядности

При заучивании стихотворений рисунками изображается каждая строка

Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

  • «Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
  • «Нарисуй впечатления». Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.
  • «Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
  • «Сетка памяти». Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.
  • «Рассказы с картинками». В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
  • «Фотопамять». Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
  • «День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.

  • Тактильные игры. Этот приём мнемотехники предназначен для самых маленьких карапузов, которые ещё не разговаривают. Суть его заключается в том, что картинки заменяются предметами. Например, для знакомства с разными круглыми предметами, положите в мешочек камешек подходящей формы, теннисный шарик, крышечку от бутылочки или тюбика с кремом и пр. Просите малыша достать из сумочки тот или иной предмет на ощупь.
  • Звуковое лото. Включайте ребёнку звуки, под которые он должен подбирать картинки. Например, «Кто как разговаривает»: дайте прослушать мяуканье кошки, рычание льва и попросите малыша показать изображение зверя.
  • Фланелеграф. Магнитную доску обтяните тканью и приобретите набор картинок с магнитами (их можно сделать своими руками, приклеив магнит к обратной стороне изображения). Рассказывайте малышу истории, делая паузы в отдельных частях. Задача карапуза – выбрать подходящую картинку с изображением предмета, на котором вы остановились, и прикрепить его на фланелеграф.

Правила использования приёмов мнемотехники

Для занятий с малышом у вас обоих должно быть подходящее настроение

Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш малыш не заскучал:

  • предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать;
  • не прерывайте карапуза, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая;
  • сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время;
  • не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание;
  • помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо застопорилось или идёт не в том направлении.

ИГРА ,, ПАРЫ СЛОВ,,

(Эта игра помогает ребенку освоить один из приемов запоминания: связывать слова по смыслу, объединять их — это прием ассоциации. Когда слова так связаны, то услышав одно слово, человек вспоминает второе. Например, если я скажу РОМЕО, то вы сразу же вспомните о ДЖУЛЬЕТЕ)

Прочитайте ребенку вслух первую пару слов один раз и попросите его сказать, как связаны эти слова, какие у них есть одинаковые свойства или общие особенности. Если ребенок затрудняется в определении связи, помогите ему. Важно помнить, что в этой игре нет правильных или неправильных ответов. Важно, чтобы установленная связь помогла удерживать заданную пару вместе. Тоже проделайте со следующими парами слов. Через некоторое время предложите ребенку вспомнить пары слов. При этом вы будете называть первое слово, а он — второе. Начинать игру лучше всего с 4 – 5 пар слов. В дальнейшем пары слов увеличивать, в зависимости от интереса и способностей ребенка. Для усложнения можно брать не только пары , но и тройки слов, связанных между собой.

Возможные варианты:

ЯМА – ЛОПАТА КИСТОЧКА – КРАСКА

ГРУША — ВАЗА СЫН – КОНЬКИ

КОНФЕТА – ДРУГ УТРО – ПЕТУХ

КОРАБЛЬ – МОРЕ САХАР – ЧАЙ

ОКНО – СТЕКЛО БЕРЕЗА — ГРИБ

ИГРА ,, ЗАМЕТИТЬ ВСЕ,,

( развиваем у детей зрительную память и внимание)

Для игры надо приготовить 7 -10 различных мелких предметов (например: карандаш, ручка, кубик, колечко, игрушки из киндер – сюрпризов и т. п.)

Варианты заданий:

  1. Все предметы положить в ряд и прикрыть их салфеткой. Приоткрыв их секунд на 10, дать ребенку посмотреть, снова закрыть и предложить перечислить все.
  2. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8 – 10, поменять местами два каких – либо предмета, показать снова все предметы и предложить ребенку сказать какие предметы лежат на своем месте, а какие – нет.
  3. Не глядя больше на предметы, попросить ребенка сказать, какого цвета каждый из них.
  4. 5 – 6 предметов разместить в разных положениях: перевернув, поставив на бок, положив один на другой и др. Играющий должен сказать, в каком положении находился каждый предмет до изменений (показывать 20 секунд).

Т.о. во время мнемотехнических игр, дети усваивают способы познания мира; способы обработки поступающей информации; учатся самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли. Они готовы к обучению в школе.

Видео: метод Римской комнаты для взрослых

Видео: метод Цепочки

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

  • Наталья Василишин

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Библиографический список

1. Ахмедова Э.М. Компетентностный подход к формированию ценностно-смысловой ориентации в образовательном пространстве социума магистрантов психолого-педагогического направления. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; 1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-formirovaniyu-tsennostno-smyslovoy-orientatsii-v-obrazovatelnom-prostranstve-sotsiuma-magistrantov

3. Томин В.В. Ценности и ценностные ориентации как основа кросскультурного взаимодействия студентов. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017; 2 (29). Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-kak-osnova-krosskulturnogo-vzaimodeystviya-studentov

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 371

Х.М. Хасбулатова, канд. филол. наук, доц. каф. теоретических основ и технологий начального языкового образования, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

У.Ш. Магомедханова, канд. психол. наук, доц. педагогики и психологии начального образования, зам. декана по научной работе и информатизации ФНК, ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: Uma-sh@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В статье раскрываются особенности развития памяти младших школьников, методические приемы, используемые на уроках литературного чтения как средства развития памяти. Исследование показало, что уроки литературного чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников. Опираясь на психологические исследования, выделены мнемотехнические приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания.

Ключевые слова: память, методические приемы, мнемотехнические приемы, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание, словесно-логическая память, чтение, пересказ, рассказ, заучивание.

Проблема развития памяти младших школьников необычайно важна. Постепенно от дошкольного до разных периодов школьного возраста усложняется структура учебной деятельности. Непосредственное и непроизвольное запоминание перерастают в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на все более и более сложные способы логической переработки запоминаемого материала. Поэтому важно формировать у младших школьников методические приёмы как средство развития словесно-логической памяти. Выдающийся психолог Л.С. Выготский выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помо-

щью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания. Эти приемы успешно можно использовать на уроках русского языка и литературного чтения: 1. Составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное. Деление текста на смысловые части является важнейшим приемом осмысленного запоминания. Это деление требует сложной мыслительной деятельности, представляющее для младших школьников значительную трудность. Для овладения этим приемом нужна специальная организация работы учащихся.

2. Соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний. Л.С. Выготский ввел три параметра соотнесения. Первый — это богатство знаний, всплывающих в осознании при соотнесении нового с уже известным. Второй — существенность связей, на которые можно опереться при соотнесении. Третий — степень осознанности отношений, устанавливаемых между новым и известным.

3. Соотнесение содержания разных частей текста друг с другом.

4. Использование образов или наглядных представлений (наглядность самое важное в запоминание у младших школьников, т. к. у них наглядно-образное мышление).

5. Перевод содержания текста на свой язык (то, что нужно запомнить, должно быть понятно детям).

6. Использование наглядности. Наглядность обогащает впечатления учащихся, расширяет чувственный опыт. Поэтому для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал. Например: разные пособия макеты, картины.

7. Повторение. Многие учителя считают самым главным средством прочного запоминания любого материала его повторение. Но как практика показывает, большое количество повторений у детей вызывает скуку. Совсем иной эффект получается тогда, когда учитель делает повторения разнообразными, ставит какую-то новую задачу перед учениками. Для заучивания правила, определения надо соответствующие формулировки повторять, однако повторение нельзя сводить к дрессировке

8. Самоконтроль. Для того чтобы закрепить производимое действие, ученик должен знать полученный им результат. Самоконтроль для младших школьников имеет особое значение, потому что у детей воспитывает умение работать и чувство ответственности за выполнение задания.

9. Мотивы и установка. Для запоминания материала ребёнок должен знать, для чего он должен запомнить предлагаемый материал, и хотеть этого добиться. Среди мотивов, побуждающих учеников приложить усилие овладеть учебными материалами, являются познавательные интересы. Это стремление детей к узнаванию нового делает всю их учебную деятельность привлекательной и продуктивной.

10. Осмысливание запоминания. Продуктивность запоминания повышает осмысливание запоминаемого материала. Пути осмысливания запоминаемого различны. Для удержания в памяти какого-либо текста, рассказа, Сказки большое значение имеет составление плана.

Любой прием работы над осмысливанием запоминаемого текста — это средство активизации умственной деятельности учащихся. Все эти приёмы можно эффективно использовать учителю на уроках литературного чтения в начальных классах .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют рациональные приёмы и для запоминания словарных слов на уроках литературного чтения. Одним из них является приём ассоциаций. О. Михаэлис, указывает, что ассоциации могут быть графические и фонематические . Например, изучая слово «хозяйство», школьники могут высказать предположения о том, как можно изобразить сразу две трудные буквы «о» в этом слове, чтобы хорошо их запомнить: похожие на тарелки; в виде колеса или часов и др. Задача учителя — формировать у учащихся определенные установки для развития памяти. Учителю необходимо и обучить младших школьников приемам и средствам запоминания, смысловой группировке материала, составлению и использованию плана текста, как смысловой опоры запоминания, выделению своеобразных опорных пунктов для запоминания, соотнесению, сопоставлению, связыванию отдельных частей.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. В этом случае запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека .

На уроках литературного чтения в начальных классах, в основном, отрабатывают технику чтения и главная задача учебной деятельности на уроках чтения — научиться быстро и выразительно читать. На уроках литературного чтения учебными действиями являются чтение, пересказ, рассказ, заучивание стихов наизусть и так далее, из которых, собственно, и складывается учебная деятельность.

А.В. Левин подчеркивает, что в ходе учебной деятельности на уроках литературного чтения дети осмысливают матери-

ал, анализируют его, синтезируют, сопоставляют, сравнивают с ранее прочитанным, пройденным материалом, и, тем самым, тренируют свою образную память и логическое мышление, что очень важно для их умственного развития .

Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. По мнению В.Я. Ляудиса, для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности: Задавать им вопросы. Упорядочить то, что почерпнули из чтения. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения .

Таким образом, продуктивность запоминания повышается за счет осмысливания запоминаемого материала. Пути осмысливания материала различны. Например, для удержания в памяти какого-то текста, рассказа, сказки большое значение имеет составление плана.

Самым маленьким (первоклассникам) доступно и полезно составлять план в виде последовательного ряда картин. Если нет иллюстраций, то можно лишь называть, какую картину следовало бы нарисовать к началу рассказа, какую потом. Затем картины следует заменить перечнем основных мыслей: «О чем говорится в начале рассказа? На какие части можно разделить весь рассказ? Как назвать первую часть? Что главное?» и т. д.

Запись названий частей рассказа является опорой для его воспроизведения. Дети, таким образом, учатся запоминать не только отдельные факты, события, но и связи между ними.

Методисты Е.А. Адамович, В.И. Яковлева рекомендуют на уроках литературного чтения для лучшего запоминания использовать способ «Планирование». Создание плана — одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.

2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.

3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.

Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности .

Отобрав подходящий текст, можно переходить к обучению ребёнка правильно составлять план. Полезно предложить ряд следующих упражнений:

— Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребёнок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

— Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребёнок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

— Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

— Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты — кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определённой части текста с соответствующей последовательностью.

На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске), попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам.

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребёнок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими

словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц .

На уроках литературного чтения часто используется пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приёмам, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания текстов:

1. Чтение с ответами на вопросы: (Что? Где? Когда?).

Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, нужно предложить детям ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.

2. Способ «Просмотр».

Этот способ применяется для быстрого развития способностей к учебе. Он противодействует забыванию, и, заостряя внимание обучаемого на сути, позволяет сразу выделить основные идеи и при повторном просмотре текста уже держать в уме его структурную композицию. Алгоритм запоминания:

1. Бегло ознакомиться.

2. Задавать вопросы.

3. Делать отметки при чтении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Пересказать своими словами.

5. Просмотреть повторно.

Осмысленное чтение:

1. В общих чертах перескажите содержание.

2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.

3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).

4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

Активное восприятие:

1. Читайте текст активно (не бездумно).

2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.

3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.

4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

Формула ОВОД:

1. Основные мысли.

Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.

2. Внимательное чтение.

Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.

3. Обзор.

Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

4. Наводка.

На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений — заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, «запинается» между четверостишиями и не может рассказать его в целом,

Библиографический список

без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. А.И. Розов предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

Способ «Фотоаппарат»:

1. Прочитайте стихотворение.

2. Переводите текст в образную форму:

— Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

— Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

— Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.

— Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.

— Проверьте себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.

— Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.

Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:

Способ «Повторение»:

— Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.

— Если стихотворение большое — заучите примерно половину, а потом — все остальное.

— Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком .

В современной педагогике новаторы широко использует игровые ситуации, игровые элементы и игры на уроке. Игры, используемые в обучении, позволяют определить пробелы в конкретных знаниях, умениях и навыках, а также осуществить проектирование эффективного педагогического вмешательства. Тренинговые игры позволяют активизировать непроизвольное запоминание и в тоже время не исключают произвольное запоминание. Так, на уроках чтения можно предложить детям следующие игры и задания, способствующие развитию памяти:

— Найди лишнее слово: река слон мала речка лев моль ручей мак мела

— Из какого произведения слова? Кто автор?

«Братец мой, — отвечает месяц ясный, — не видал я девы красной».

«Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!»

«Тихонько к ней подкрался щенок, прыг — и ухватил за хвост».

Таким образом, учебная деятельность младших школьников требует волевых усилий для того, чтобы удержать в памяти определенный учебный материал. Продуктивность произвольного запоминания зависит, прежде всего, от условий, которые создает учитель: использование наглядности, повторение, самоконтроль, мотивы и установка, осмысливание запоминания. Исследование показало, что уроки чтения предоставляют широкие возможности учителю для тренировки памяти младших школьников.

1. Выготский Л.С. Культурное развитие специальных функций: память. Москва, 2010.

2. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. Екатеринбург, 2010.

3. Лурия А.Р. Улучшаем память — в любом возрасте. Москва, 1993.

4. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. Москва, 2007.

5. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. Москва, 2016

6. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. Москва, 2007.

7. Розов А.И. Память. Москва, 2012.

1. Vygotskij L.S. Kul’turnoe razvitie special’nyh funkcij: pamyat’. Moskva, 2010.

3. Luriya A.R. Uluchshaem pamyat’- vlyubom vozraste. Moskva, 1993.

4. Levin A.V. Razvitie rechi na urokah chteniya. Moskva, 2007.

5. Lyaudis V.Ya. Pamyat’ vprocesse razvitiya. Moskva, 2016

6. Adamovich E.A, Yakovleva V.I. Chtenie vnachal’nyh klassah. Moskva, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Rozov A.I. Pamyat’. Moskva, 2012.

Статья поступила в редакцию 11.12.17

УДК 378

Shibaev V.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics, Stavropol State Agrarian University

(Stavropol, Russia), E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

В.П. Шибаев, канд. пед. наук, доц. каф. математики, Ставропольский государственный аграрный университет,

г. Ставрополь, E-mail: shibaevy_stv@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ НЕМАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В данной статье рассматривается актуальная проблема изучения математических дисциплин в высших учебных заведениях студентами, обучающимися на нематематических специальностях. Интерактивные технологии помогают формировать у студентов логическое мышление; способствуют выработке у студентов умения самостоятельно расширять свои математические знания. В процессе реализации интерактивных технологий между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом-координатором, а не просто исполняет информирующе-кон-тролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: математические дисциплины, интерактивные методы, проведение занятий по математике в высших учебных заведениях.

Современная ситуация в системе высшего образования обусловила и переосмысление методов и приемов обучения в вузах и определила стремление к инвариативным технологиям обучения и управления знаниями. Тем самым от преподавателя требуется инновационное поведение, то есть максимальное развитие индивидуальности каждого студента и личностного потенциала. Между тем, традиционная подготовка специалистов, ориентированная на репродуктивные методы обучения и формирование знаний, умений и навыков в предметной области, всё больше отстаёт от современных требований. Поэтому совершенно справедливо утверждение о том, что «основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий» .

В этой связи, в процессе обучения важно развивать у студентов такие способности, как творческая активность, креативное мышление, умение быстро адаптироваться к изменчивым потребностям рынка.

Современные инновационные разработки в обучении студентов в большой степени продиктованы применением интерактивных методов, потому что, согласно стандарту, преподаватель в интерактивной форме должен вести теперь не менее двадцати процентов аудиторных занятий по каждой дисциплине. Поэтому ведущее место в современной системе обучения должны занимать инновационные методы подготовки специалистов, от которых в будущем потребуется формирование и реализация инновационной политики. К сожалению, инновации в образовательной деятельности, т. е. использование новых знаний, при-

ёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью .

Особого внимания заслуживают активная и интерактивная модели обучения, построенные на взаимодействии преподавателя и студента с учетом принципов индивидуализации, гибкости, контекстного подхода, развития сотрудничества. Между преподавателем и студентом устанавливаются субъект-субъектные отношения, акцент делается на диалоговое взаимодействие. При этом меняются функции преподавателя и студента: преподаватель теперь является консультантом- координатором, а не просто исполняет информирующе-контролирующую функцию, и у студентов соответственно появляется больше возможностей для самостоятельного выбора путей усвоения изучаемого материала . Несомненным достоинством инновационного обучения является и то, что учебный процесс организован таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.

Вузовская программа по математике для разных специальностей имеет свои особенности, курсы сориентированы на потребности смежных дисциплин, но математическое ядро, как правило, общее для всех. Существенную часть государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Математика» составляет изучение её оснований, к которым традиционно относят, в том числе, математическую логику.

Для комплексного изучения такой трудной и многогранной науки как математика необходимы различные методы проведения лекционных и практических занятий в высших учебных заведениях. Их можно осуществлять с помощью:

Мнемотехника – это технология развития памяти.

Данная методика направлена на «интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». Занятия по мнемотехнике представляют из себя систему целенаправленных приёмов и способов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мы поможем вашему ребёнку овладеть этими приёмами и способами запоминания, активно пользоваться речью и развить логического мышления.

Основная цель занятий:

Знакомство детей с основными приёмами мнемотехники и умение ими оперировать

Попутно на занятии по мнемотехнике идёт развитие и других психических процессов:

  • Мышления,
  • Внимания,
  • Воображения,
  • Восприятия.

А так же развивается умственная активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Задачи, которые ставятся на занятиях:

  • Развитие памяти. Формирование у детей навыков запоминания информации, используя эффективные приёмы мнемотехники.
  • Развитие логического мышления и речи.
  • Управление своим вниманием.
  • Совершенствование воображения, восприятия: зрительного, слухового, тактильного ощущения (прикосновения).
  • Расширение представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Развитие воображения.

Мнемотехника помогает детям перешагнуть через барьер неуверенности. Освоив приёмы мнемотехники, ребёнок в последствии самостоятельно сможет выбрать наиболее ему удобный способ кодирования информации.

Достоинства:

  • Эксклюзивные занятия по методике Санкт-петербургского автора Сафроновой Е.Д., преподавателя центра «Гармония» г. Санкт-Петербурга.
  • Занятия организуются с учётом возраста (3 – 4 года, 4 – 5 лет, 5 – 6 лет, 6 – 7 лет) в группах до 10 детей.
  • Регулярные занятия помогут ребёнку развить и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную), логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве и на плоскости, моторику рук, учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе самостоятельность), внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться.
  • Занятия проводятся в игровой, увлекательной форме.
  • Приветствуется посещение занятий родителями вместе с детьми в целях помощи со стороны родителей в выборе и использовании способов и приёмов запоминания при обучении в школе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Андреева, Ирина Владимировна, 2004 год

2. Алексеев С.В. Теория и методика эколого-педагогической подготовки учителя в системе постдипломного образования: Монография /С.В. Алексеев. СПб: СпецЛит, 2001. — 205с.

5. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. Л., 1940.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды. М., 1980. — т. 1,11.

7. Андреева Л.В. Валеологическая деятельность воспитателя в условиях ДОУ /Вестник ЧГПУ №30. 2000 — стр.52-56.

8. Аристотель. Этика. Риторика. Политика. Категории, Минск, 1998.

9. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980.-99с.

10. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002, стр. 101-111.

11. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. / Сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

12. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — Ростов-на-Дону, 1972.

13. Базарный В.Ф. К механизму «расчеловечивания» человека в традиционной книжно-вербальной школьно-кабинетной и так называемой учебно-познавательной среде. // Школьные технологии № 1,1998, стр. 3-8.

14. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995-1996. -Части 1-6.

15. Безрукова В. Образовательные технологии: ориентиры для выбора./ Директор школы № 8, 1999, стр. 25 31.

17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.-с.5.

18. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л., 1971.

19. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века, М., Изд. Российского открытого университета, 1994.

20. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2х томах, т.2, с.60-62.

21. Блонский П.П. Память и мышление, М., 1935.

22. Блонский П.П. Трудные школьники. — М., 1930.

23. Большая советская энциклопедия, М., 1975, т. 19, с. 131.

24. Братченко C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М. : Смысл, 1999. — 137 с.

25. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е издание, доп. и перераб. — М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208с.

26. Брунер Дж. Процесс обучения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.

27. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации, пер. с англ. К.И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977.

28. Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дисс.к.п.н., СПб, 1999.

29. Введение в психологию /Под ред. А.В. Петровского, М.: Издательский центр «Академия», 1998.

30. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 143с.

31. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. — 184с.

32. Вершловский С.Г. Педагог эпохи перемен, или как решаются сегодня проблемы профессиональной деятельности учителя. — М.: Сентябрь, 2002.- 160с.

33. Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. -Кострома, 1993.

34. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

35. Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, стр. 109 116.

36. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога, Псков, 1997.

38. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства// Собр. соч.: в 6 т. М., 1984. — Т. 5.

39. Гагин Ю.А. Акмеологическая экспертиза педагогических достижений: Методические рекомендации для экспертов /Научное изд. Отделения педагогической акмеологии Балтийской педагогической академии. — СПб 2000. 51с.

41. Гагин Ю.А. Концептуальный словарь-справочник по педагогической акмеологии: Учебное пособие. СПб., 1998. -160с.

42. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций.- СПб, 1993. 77 с.

43. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СпбГУ, 1992. — 152с.

44. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. М.: Знание, 1989.-63с.

45. Глинянова И.Ю. Формирование у студентов педагогического вуза основ готовности к валеологической работе со школьниками: Дисс.к.п.н., Волгоград, 1995.

46. Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9, 1999, стр.’ 219 — 231.

47. Грановская P.M. элементы практической психологии, СПб.: «Свет», 1997.

48. Гуманитарная культура учителя: Сборник статей /сост. Н.И. Элиасберг: Под ред. В.Г. Воронцовой. СПб.: СПбГУПМ, 2002. -104с.

49. Даль В.И. Словарь живого Великорусского языка.

51. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Т.Ф. Кумариной, М., 1993.

53. Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков. -М., 1998.

54. Замский Х.С. О разнообразии при повторении учебного материала во вспомогательной школе. «Известия АПН РСФСР», выпуск 57, М., 1954.

55. Занков JI.B. Память, М., 1949.

57. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям). СПб.: «Респекс», 1995. 192с.

58. Земскова В.П. Проблемно-ориентированное валеологическое сопровождение в гимназии. / В сборнике Психолого-педагогическое и медико-социальное развитие ребёнка: Материалы

59. Всероссийской научно-практической конференции (1- 3 апреля 1998 г.) СПб: СПбГУПМ, 1998. — стр. 61 — 63.

60. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование, 2002, 328 с.

61. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, №12.

62. Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. Монография. — Тюмень: ТГУ, 1998. -142с.

64. Йейтс Ф. Искусство памяти, СПб, Изд. «Университетская книга», 1997.

67. Казначеев В.Н. Современные аспекты адаптации. -Новосибирск, 1980.

68. Карпеев С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников: Автореф. дисс.к.п.н., М., 1992.- 16с.

69. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.; Триада, 1995. -230с.

70. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 2000.

71. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология исключительного детства// Пед. Энциклопедия. М., 1929.

72. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М.: Знание, 1989.-80с.

73. Колбанов В.В. Методологические основы валеологии и принципы построения системы валеологического образования. // В сб. Интеграция педагогической науки и практики. / Материалы Академических пед. чтений. Под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: СПбГУПМ, 1997.

76. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии, СПб, 1999.

77. Колесникова М.Г. Моделирование деятельности педагога-валеолога в образовательном учреждении //Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы СПб. Материалы научно-практического семинара. СПб., 2000, -с.41-48.

78. Колеченко А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе. СПб,: СПбГУПМ, 1998 г. -378с.

79. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. — 368 с.

80. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/ Под науч.ред. JI.M. Шипицыной, Е.И. Казаковой. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000 — 108с.

81. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. — 2002, № 6.-с. 10-41.

83. Краткая философская энциклопедия. — М., Изд. группа «Прогресс» «Энциклопедия», 1994. — 576с.

84. Культурология, XX век. Энциклопедия. В 2-х т.т. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алтейя», 1998. — 447с.

85. Культурология. Словарь. / Под ред. И.Ф. Кефеля, изд. 3-е -перераб. и дополн., СПб., 1997. 66с.

86. Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки. СПб.: СпецЛит,2002.-96с.

87. Кумарина Г.Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов// Понятийный аппарат педагогики и образования. -Екатеринбург, 1998. Вып. 3.

88. Лебедев О.Е. Новые возможности школы в условиях модернизации образования // Вестник ОИРШ, СПб. 2003,23,- 27 с.

89. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1989.

90. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., «Мысль», 1965.-стр. 423-468.

91. Лурия А.Р. Внимание и память, М., 1975.

92. Ляудис В.Я. Память в процессе развития, М., 1976.

93. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. СПб: ЛОИРО, 2000. — 84с.

95. Мейланов Р.П. Энергетика человека и современное естествознание./ Махачкала, Респ. Дагестан Россия: Изд. «Бари», 1998 г.

96. Менегетти А. Мудрец и искусство жизни /Пер. с итал. Славянской ассоциации Онтопсихологии, Издание третье, исправленное и дополненное, М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. -72с.

98. Модестова Т.В. Теория и методика применения педагогических мастерских в процессе становления экологической культуры школьников 5-6 классов: Дисс. к.п.н. СПб, 2001 г.

99. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 200с.

100. Муштавинская И.В. Образовательные технологии как предмет рефлексии: Дисс.к.п.н., СПб, 2001.

101. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997, №3 — с.20-26.

102. Обучение и развитие: экспериментально-педагогическое исследование / Под ред. JI.B. Занкова, М., 1975.

103. Орехова Т.Ф. теория и практика здравотворящего образования в школе, автореферат Дисс. д.п.н., Магнитогорск, 2002. — 45с.

104. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Глава 4.// Под ред. Ж.И. Шиф, М., «Просвещение», 1965.

105. Память и деятельность.// Материалы XVIII Международного психологического конгресса. — М., 1966.

108. Перловский JI. Мистика духовного и математика интеллекта.// в кн. «Наука и вера» (Материалы Международной научной конференции № 1), Высшая религиозно-философская школа, СПб, 2001 г.

110. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье — Любовь -Красота. PETROS СПб, «Оракул», Минск, 1996.

111. Петровский А.В. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического ВУЗа // Вопросы психологии, 1971, №2.

112. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Учпедгиз, M.-JL, 1932.

113. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. — М., Изд. иностр. литературы, 1963.

114. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. М.: Гном-Пресс, Ml ПО, 1999. — 192с.

115. Познавательные процессы и способы в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова, М.: Просвещение, 1990.

117. Практикум по валеологии / Сост. к.п.н. М.Г. Колесникова. -СПб.: СПбГУПМ, 2000. 87 с.

119. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова, 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997.-440с.

120. Психология / Под ред, А.А Крылова, М.: Просвещение, 1998.

121. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.; Политиздат, 1990. -494с.

122. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т.т. / Гл. ред. В.В. Давыдов, М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -608с.

123. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. В 2-х т.т., М., 1989, Т.1, с.302.

125. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1970. 199с.

126. Рудинский Е.В. Теоретические и экспериментально-педагогические основания исследования дефекта социализации личности учащихся в образовательном процессе школы: автореферат дисс. д.п.н. Кемерово, 2002, — 54 с.

127. Рыбников Н.А. Память, её психология и педагогика, M.-JL, 1930.

129. Сафронова Е.Д. Интеллектуальное развитие дошкольников. Обучение на основе интеллектуального тренинга. Методическое пособие к курсу. / Учебно-методический центр ассоциации «Интеркаспий», СПб, 1996. — 24 с.

130. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.

131. Семушина JT.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в сельских специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001. — 272с.

132. Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепция и технологии. Волгоград, 1994.- 152с.

133. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиздат, 1947.

134. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Как уберечь начальную школу от внедрения псевдоноваций. / Начальная школа № 8,2002,-стр.56-63.

135. Словарь античности. Перевод с нем. — М.: Эллис Лак; Прогресс, 1993. -704с.

136. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // в кн. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова, -М.: ЧеРо, 1998.

137. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002. — 121с.

138. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. A.M. Прохоров, 4-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1988. — 1600с.

139. Состояние и перспективы валеологической службы образовательной системы СПб: материалы научно-практического семинара / Под ред. проф. В.В. Колбанова. СПб: ГУПМ, 2000. -60с.

140. Суворова Г. Начальная школа: ступенька вниз. / Народное образование № 6, 1997, стр. 47 51.

141. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии в реализации гуманистической концепции образования. / Химия в школе № 7, 1997, стр. 17-23.

142. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой: Дисс.к.п.н., СПб, 2000 г.

143. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве. / Монография-эссе. СПб.: Крисмас+, 1997.

144. Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве./Монография-эссе. Изд. 2-е доп. библ. СПб: Крисмас+, 2002. 200с.

145. Татарникова Л.Г. Образование в парадигме здравотворчества и культуротворчества /IV Международный Конгресс «Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век» СПб., 1998.

146. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология в новой парадигме образования /Сб.: Развивающее обучение. Выпуск III — Петровская Академия Наук и Искусств, Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия. СПб., 1998 — стр.51-53.

147. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденции развития, СПб, 1997.

149. Тюмасева З.И., Мошевич В.А. Эколого-валеологические основы дошкольно-школьного воспитания или умножить личность на время и время на личность. Челябинск: ЧИПКРО, 1994. — 180с.

150. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития, Н. Новгород, НГПУ, 1994.

151. Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т. 10, М., Изд. АПН РСФСР, 1950.-c.427.

152. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова, 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590с.

154. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

155. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Составитель А.И. Пискунов, М.: Просвещение, 1981.

156. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве, М.: «Наука», 1972.

157. Чурекова Т.М. Теоретико-методологические основы непрерывного образования личности в инновационных образовательных учреждениях: автореферат дисс. д.п.н. -Кемерово, 2002, -41 с.

158. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. -М., Советский спорт, 2001.

160. Шипицына Л.М. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. -СПб., «Дидактика Плюс», 2002 219с.

162. Школа и психическое здоровье учащихся/Под ред. проф. С.М. Громбаха. М., 1988.

163. Школьная дезадаптация и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.,1995.

164. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики.// Переводы из полного издания трудов Р. Штейнера. — М.: «Парсифаль», 1995 г.

166. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М., 1998.-250с.

167. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 560с.

168. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999, №3, — с.34-40.

01.06.2011

Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное.

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.

Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:

1. Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

СЪЕШЬ ЖЕ ЕЩЁ ЭТИХ МЯГКИХ ФРАНЦУЗСКИХ БУЛОК, ДА ВЫПЕЙ ЧАЮ

2. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

3. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

4. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

5. Слова с приставками пишутся слитно

Автомотовелофототелерадиомонтер.

6. Правильное написание слов

«Жи»- «ши» пиши с буквой «и»,

А «ча»- «ща» пиши с «а».

Психиатр и педиатр пошли в театр.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

Не клади лук в суп, положи чеснок!

7. 5 слов-исключений, где не пишется «т» между «с» и «н».

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно!

8. Дефис

-кое, -либо, -то, -нибудь —

черточку не забудь!

9. Глаголы 2 спряжения

гнать-держать-дышать и слышать, смотреть-видеть-ненавидеть, и зависеть и вертеть, и обидеть и терпеть.

10. Глухие согласные русского языка

Степка, хочешь щец? Фи!

11. Правильное ударение

ЗвонИт звонарь,

ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить верно смог!

Долго ели тОрты –

Не налезли шОрты!

Срубили ель, сорвали щавЕль.

Как у нашей Марфы

Есть в полоску шАрфы!

Пятьдесят прОцентов наших дОцентов носят докУменты в пОртфелях, а пятьдесят процЕнтов наших доцЕнтов носят докумЕнты в портфЕлях.

Шторы нам не привози, мы повесим жалюзИ

12. Наречия без мягкого знака

Уж замуж невтерпеж

13. Число Пи

Чтобы нам не ошибиться,

Нужно правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

14. Планеты Солнечной системы (Меркурий – Венера – Земля – Марс – Юпитер – Сатурн – Уран – Нептун – Плутон)

Маша Веником Землю Мела,

Юра Сидел У Норы Паука.

15. Геометрия

Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит их пополам.

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны на все стороны равны

16. Элементы таблицы Менделеева

Натрий, калий, серебро – с водородом заодно.

Магний, кальций, цинк и барий — их валентность равна паре.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

17. Химия

Лила воду в кислоту – потеряла красоту!

Индикатор лакмус красный — кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий — щёлочь здесь, не будь разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый, но, несмотря на это, в кислотах он без цвета.

Детям, которые любят рисовать, стоит предложить запоминать правила, изобразив их на картинке. Вы можете вместе с ними придумать свою историю или проиллюстрировать уже готовые запоминалки. Такие веселые способы заучивания очень нравятся детям и, самое главное, эффективны.

Елена Андреева

Также по теме

15.05.2011 Конфликты с учителем. Начальная школа
Конфликт с учителем, особенно в младших классах – серьезное испытание и для детей, и для родителей.

15.04.2011 Знания или помарки
«Писать красиво нелегко: «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко». В начальной школе очень большое внимание уделяется чистописанию: необходимо правильно оформлять работы – клеточка влево, клеточка вправо считается за побег.

20.03.2011 Научить учиться
Не секрет, что некоторые знания, полученные в школе, многим из нас, никогда не пригодились в жизни. Но это не значит, что нужно махнуть рукой на школьную программу и призывать детей учиться только тому, что пригодится – этого никому не дано угадать.

Наш форум для родителей

Обсудить любой вопрос, связанный с семьей, здоровьем, ожиданием ребенка или его воспитанием, а так же просто пообщаться с другими родителями лучше всего на нашем форуме для мам и пап! Добро пожаловать!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *