Пастель сухая

Пастель от латинского слова pasta, что означает тесто, выпускается в виде мелков или карандашей. Мягкий приятный в работе материал легко наносить штрихами на бумагу, смешивать цвета между собой, получая яркую, насыщенную картину.

Вспомните, как Вы рисовали в детстве цветными карандашами и мелками, попробуйте рисовать пастелью и у Вас обязательно получится. Пастелью легко исправляются любые погрешности, достаточно стряхнуть кисточкой неверный слой и сверху повторить новым цветом.

Рисуя пастелью можно получить как яркую так и нежную, спокойную по цветам гамму, все зависит от Вашего настроения при выборе цвета пастели.

Если рисовать пастельными карандашами, можно лучше прорисовать мелкие детали. Поэтому, так часто используют пастельные карандаши при изображении животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.

Рисовать пастелью можно на обычном ватмане, но лучше приобрести специальную фактурную бумагу. Она бывает различных цветов и лучше удерживает пигмент.

Пастель бывает сухая (твердая и мягкая), масляная, восковая.

Сухая пастель — мягкая или средней мягкости дает штрих от 3 до 5 мм., легко и очень мягко ложится на бумагу. Не должна царапать, ломаться, крошиться, даже при падении (с небольшой высоты), дает хорошую растушевку. Пастель легко смешивается с другими цветами при этом получаются новые оттенки.

Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличие от сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными и яркими.

Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладает хорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.

Пастель выпускается цилиндричной формы и в виде бруска, ребром пастельных мелков при необходимости легко проводить тонкие линии или делать небольшие акценты.

На фото представлены коробки с художественной пастелью разных производителей:

Созданные пастелью работы необходимо закреплять специальными фиксаторами (можно использовать лак для волос, разбрызгивая его с расстояния 15-20 см.) или прятать под стекло в подходящую раму с паспарту.

Материалы, которые используются при рисовании пастелью:

  • Наждачная бумага — используется для изготовления пастельной пудры и затачивания мелков, если размер мелкий, используется как основа для рисунка.
  • Кисточка — для очистки поверхностей рисунка.
  • Ластик-клячка.
  • Бумага: ватман, текстурный картон, мелкозернистая бумага, велюровая бумага.
  • Растушевки (за неимением, можно растушевывать пальцем).
  • Фиксаторы (фиксативные лаки) — используются для закрепления готовой картины.
  • Специальный нож для заточки — отходы пастели можно перерабатывать в пудру.

Пастельным работам присущи матовая бархатистая поверхность и интенсивный чистый цвет, что придает произведениям своеобразную красоту и прелесть.

1. Пастель

Пастельные мелки

Пастель – это чистый пудрообразный пигмент, смешанный с небольшим количеством связующего вещества. Он делает пастель мягче мела и более практичным. Цвет пастели варьируется от мягких оттенков до очень ярких и прекрасно подходит для создания больших или маленьких картин дома или на улице.

Некоторые виды пастельных мелков твёрже других, и мне кажется, что между ними нет большой разницы. Я использую оба вида для покрытия больших областей и для деталей – один вид более рассыпчатый, чем другой. Вот цвета, которыми я пользуюсь.

Есть также две формы пастельных мелков – круглые и квадратные. Я пользуюсь обеими — для больших областей и для деталей. Мне нравится задействовать разные формы штрихов, которые получаются. Ниже вы увидите фрагмент большой картины, на которой изображён кусочек шерсти воющего волка. Вы можете заметить разнообразие штрихов, где я использовала и круглые, и квадратные мелки, но я специально использую край квадратных мелков для придания шерсти матовости.

Подсказка

Когда начинаете рисовать, не делайте эскиз карандашом, т.к. пастель не очень хорошо его покрывает. Используйте пастельный карандаш или, в отсутствие такого, – карандаш конте, уголь или, конечно, пастельный мелок.

Что нужно купить?

Вы можете купить упаковки пастельных мелков разных цветов. Inscribe предлагает хороший набор для начинающих, но лучше взять 48 цветов, т.к. в наборе есть разные оттенки, и цена очень приемлемая. Однако, пастель достаточно твёрдая, немного зернистая и ею бывает сложно делать лёгкие штрихи. Постарайтесь избегать наборов с множеством ярких цветов, т.к. в работе вы сочтёте их ограничивающими.

С пастельными мелками фирмы Sennelier рисовать – одно удовольствие. Они такие гладкие на ощупь и выбор цветов в стартовых наборах отличный. Вы можете купить коробки с мелками специально для ландшафта, полутонов и тёмных тонов. У них даже есть забавные мелки металлического и радужного цветов. Однако, они дороже, чем Inscribe.

На фотографии с квадратными мелками вы можете увидеть, что я ношу их в маленькой коробке для инструментов. Я срезала прокладку из пенопласта, чтобы мелки подошли. Таким образом, я могу хранить их в небольшом пространстве и брать с собой, когда рисую вне дома. Картонные коробки, в которых они продаются, разваливаются через некоторое время, и мелки просто выпадают из них, когда вы держите коробку под неправильным углом.

Пастельные карандаши

Как я сказала ранее, я люблю пастельные мелки, но пастельные карандаши я люблю больше всего. С ними я могу добиться потрясающей детальности, и они прекрасно ложатся поверх мелков. У них точно такая же пигментная основа, обрамлённая деревом, что делает их менее пачкающими. Однако, я считаю, что пастельные карандаши нужно использовать с пастельными мелками, которые я использую для фона и больших областей.

Это глаз гепарда (снова фрагмент большой картины). В основе я использовала круглые пастельные мелки, а для шерсти и деталей – пастельные карандаши. Пастельные карандаши можно использовать как для покрытия цветом, так и для растушёвки.

Единственная проблема с ними – в их заточке, т.к. это нужно делать осторожно. Я использую точилку или, в случае с квадратным кончиком, очень острый нож с маленьким лезвием, которым точу с осторожностью.

Что нужно купить?

Есть большое количество хороших марок: Derwent, Faber Castell Pitt, или Stabilo. Покупайте тот набор, в котором есть тона и оттенки одного и того же цвета в наборе – наборы из 24 или более. Derwent кажется мне лучшим вариантом, где есть широчайший выбор цветов, но я не беспристрастна, т.к. использую их больше всего.

Если вы не уверены насчёт пастельных карандашей, можете легко купить их в отдельности, чтобы узнать, понравятся они вам или нет.

Я также использую пенал для карандашей (вы можете увидеть его выше). Он сохраняет их в целости, держит их вместе и позволяет легко переносить большое количество карандашей.

2. Дополнительные инструменты

Знаю, что ранее я сказала, что вам нужна только бумага и пастель для начала, но вот ещё несколько инструментов, которые помогают мне в работе.

Лак для волос/фиксатор

Я использую лак для волос вместо фиксатора, т.к. фиксатор невероятно дорогой, а лак для волос делает такую же работу. После того, как я наложила первоначальные цвета, я использую лак для их фиксации и затем рисую поверх него. Либо использую лак для исправления ошибок.

Песчаная структура лака (поэкспериментируйте с разными видами, чтобы найти нужный) позволяет создать текстурную основу для продолжения рисования. Однако, и лак, и фиксатор изменяют цвета пастели, делая их темнее. В результате я никогда не фиксирую рисунки по завершению. В Разделе 5 (Хранение и транспортировка) я расскажу об этом.

Муштабель

Для меня он незаменим. Замшевый шарик на конце мягкий, но не расплющивается, а размеры палки бывают разные, что удобно. Я кладу его поперёк своей работы справа, шарик находится на бумаге, а другой конец удерживаю в левой руке. Затем я опираюсь правой рукой на палку во время рисования. Таким образом я не смазываю работу.

Растушёвывающие стержни

Я использую их вместо пальцев для растушёвки и рисования. Разные размеры и кончики позволяют добиваться высокой детальности в работе. Они особенно хороши для шерсти, волос и травы.

Наждачная бумага

Это для удаления ошибочных областей, почти как ластик. С помощью наждачки можно восстановить места, которые становится сложно перерисовать – такое иногда случается, когда вы перегружаете часть рисунка, сделав пастель слишком плотной.

Трафарет

Вы помещаете его на рисунок и рисуете пастелью в отверстиях, оставляя формы на картине (ниже). Надо признать, я не так часть им пользуюсь.

Что нужно купить?

Если вы не знаете, что купить сначала, я рекомендую взять лак для волос сильной фиксации, муштабель и растушёвывающие стержни. Всё остальное полезно, но вы можете обойтись без них.

3. Рабочие поверхности: бумага, картон и другие варианты

Какую бы вы поверхность ни выбрали, вам всегда понадобится текстурная бумага – гладкая не возьмёт пастель.

Ниже представлен маленький набор бумаги и картона, который вы можете использовать.

Пастельная бумага

Пастельную бумагу около 160 г/м можно найти в скетчбуках или отдельно. В скетчбуке обычно около шести цветов. Они бывают разных размеров, в зависимости от предпочтений и цветов.

Бумага Pastelmat

Работать с ней одно удовольствие. Она от Clairefontaine, и на ощупь напоминает бугристую пробку. Вам вряд ли понадобится фиксатор (в моём случае – лак для волос). Однако, её размеры не очень большие, как для меня – мне нравится работать на большой бумаге.

Mountboard

Это то, на чём я предпочитаю работать. В нём достаточно текстуры и в то же время он плотный, и его сложно смять или согнуть. Листы также могут быть А1 (594 х 841 мм), что позволяет мне работать на большом пространстве и затем при необходимости вырезать мою картину. Цветов очень много и есть тёмные оттенки, которые мне нравятся, но также достаточно и более бледных и сдержанных оттенков.

Почтовая и крафт-бумага или картон

Любая бумага с текстурой подойдёт. Как вы могли заметить, у меня есть даже картон с блеском – просто чтобы посмотреть, какой эффект получится.

Наждачная бумага

Верьте или нет, но наждачную бумагу тоже можно использовать. Есть разные степени зернистости, но я рекомендую очень мелкую или ультра мелкую, т.к. более грубая текстура съест пастель.

Цвет

Цвет выбранной вами бумаги действительно влияет на рисунок. Т.к. бумага текстурная, пастель лежит на поверхности, позволяя бумаге просвечиваться. Это повлияет на цвета пастели и общую атмосферу работы. Как вы можете видеть ниже, где я отметила кружком на очень приблизительном эскизе пляжа, просвечивается бледно-голубая бумага.

Вынуждена признать, мне нравится драматизм, поэтому старайтесь избегать более бледных цветов (не как выше) и двигайтесь к тёмно-серому, синему и, в крайнем случае, чёрному. Эти оттенки позволяют пастели оживать, позволяя создавать убедительные картины из самых бледных цветов. Вы также можете использовать яркие цвета, и есть множество художников, предпочитающих использовать их. Выбор за вами.

Что нужно купить?

Вы можете купить пастельную бумагу в формате скетчбука. Постарайтесь найти те, где есть промокашки между страницами, защищающие работы. Тем не менее, если вы покупаете в интернете, будьте осторожны, т.к. они не всегда показывают, какие цвета включены. Winsor & Newton и Derwent – прекрасный выбор самой простой бумаги. Но если вы не против потратить чуть больше, я очень рекомендую бумагу Clairefontaine.

Mountboard продаётся отдельными листами, в разных размерах и цветах.

Опять же, можете поискать поблизости любую текстурную почтовую бумагу или экстра мелкую наждачку – они тоже прекрасно подойдут.

4. На чём рисовать

Вам нужно найти поддержку во время рисования, которая подходит вам.

Столешница

Вы можете легко работать на столешнице. Просто накройте её газетой, т.к. пастельная пыль разлетается повсюду и почему-то становится тёмно-серой вне зависимости от своего цвета. Вы будете сдувать с картины пыль, и она будет оседать повсюду.

Мольберт

Во время работы я предпочитаю стоять, и когда я рисую на mountboard, я использую мольберт. Я прикрепляю большой кусок древесно-волокнистой плиты (вы можете использовать любой вид несгибающегося древесного материала) к мольберту и затем закрепляю картину на месте при помощи больших зажимов. Таким образом, пастельная пыль будет падать в углубление внизу мольберта и не будет разлетаться. Доска достаточно большая для меня, чтобы я могла опираться на муштабель, не касаясь работы.

Стена

Как я сказала ранее, я предпочитаю стоять во время работы, и когда я работаю на бумаге или маленьком куске mountboard, я обычно прикрепляю его маскировочной лентой к стене. Однако, как видите, стена становится грязной.

5. Хранение и транспортировка

Т.к. я никогда не фиксирую законченные работы, мне нужно защитить их при хранении или транспортировке. Решение очень простое.

Я использую высококачественную гладкую кальку и заворачиваю картины, как подарок. Все складки и маскировочная лента должны быть на задней стороне картины, позволяя мне чётко видеть саму картину спереди (так её проще найти). Таким образом я складываю картины на полки, в шкафы, помещаю в портфолио или безопасно отвожу багетному мастеру.

6. Обрамление

Оформить в рамку пастельную картину не так просто, как другие картины.

Всегда оформляйте пастель под стекло. Таким образом, никто не сможет потрогать вашу работу липкими пальцами и смазать её, и ей не страшна будет пыль.

Даже если вы хотите доработать картину после окончания, пастельная пыль опадёт и будет собираться в уголках вашей рамы (ниже), придав ей грязный вид.

Для решения этой проблемы багетный мастер должен создать маленький зазор между картиной и рамкой, позволяя пыли оседать между (ниже). Как видите, пыль почти не видна. Однако, не все багетные мастера знают об этом методе, поэтому вам нужно будет спросить своего мастера и, если нужно, рассказать, что вам нужно.

С пастелью очень приятно работать, и вы увидите результаты почти мгновенно. Поэкспериментируйте с пастельными мелками и пастельными карандашами, их принадлежностями и разными досками и бумагой, чтобы найти наилучший для себя вариант. Хотя пастель достаточно грязный материал, она легко отмывается мылом и водой (включая одежду и пол).

Пастель очень легко переносить, с ней идеально работать на улице, и она быстро покрывает большие области. Её также легко достать. Почти во всех художественных магазинах есть пастель, и вы также можете приобрести богатый выбор цветов онлайн.

Наслаждайтесь!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *