Плаксивость у ребенка

Как же определить, почему малыш плачет и как следует вести себя в той или иной ситуации?

Причины слез

Детская возбудимость, слезливость и эмоциональность значительно выше тех же качеств у взрослых. И это нормально, так как психика ребенка еще нестабильна. Незначительный для нас повод может стать для ребенка настоящей трагедией. Ребенок с помощью слез реагирует на все негативные моменты в его жизни, слезы для него – лишь выражение эмоций, которые он еще не научился сдерживать. Но дети также неожиданно и быстро имеют способность переключаются с плохого на хорошее, забывая о слезах.

Поэтому первое, что стоит посоветовать родителям – относитесь к детским слезам спокойнее. Чем младше ребенок, тем чаще он выражает свои негативные эмоции именно слезами.

Если вы замечаете, что ребенок плачет слишком часто и много (хотя бы на фоне сверстников), то здесь может быть несколько причин.

В первую очередь, речь может идти о темпераменте или индивидуальных особенностях нервной системы ребенка. Каждому из нас от природы дана слабая или сильная нервная система. Люди со слабой нервной системой и во взрослом возрасте отличаются повышенной чувствительностью, ранимостью и склонностью к меланхолии.

У детей же эти особенности выражены более ярко – ребенок с первых дней жизни отличался повышенной возбудимостью, плохо спит и часто плачет. Кроме того, вы можете заметить, что ребенок болезненно реагирует на грустные эпизоды в мультфильмах, страшные сказки, плохо переносит крик и шум.

Ошибки родителей

Частой ошибкой родителей является то, что они пытаются побороть слезливость такого ребенка-меланхолика, призывая его не плакать и даже иногда высмеивая слезы, особенно если речь идет о мальчике. На деле же такое воспитание оборачивается тем, что к природной слезливости добавляется неуверенность ребенка в себе, неприятие себя.

Со временем психика ребенка укрепляется, самоконтроль развивается, и он будет все меньше плакать. Однако полезно в общении с ребенком сознательно акцентировать его внимание на хороших сторонах жизни, мягко переключать его с негативных, не позволяя «зацикливаться» на плохом надолго.

Если плаксивость у ребенка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Адаптация к детскому садику или школе, развод родителей или конфликты в семье, проблемы в отношениях со сверстниками – все эти факторы ослабляют нервную систему ребенка, делая его возбудимым.

Потому важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребенка и преодолевать ее, а не бороться со слезами, как со следствием. Нередко ребенок становится плаксивым и в период возрастных кризисов (одного года, трех и семи лет). С преодолением кризисного периода такая плаксивость обычно проходит сама собой.

Как реагировать?

Иногда детские слезы – это не выражение внутреннего напряжения или слабости, а лишь способ поведения, оказавшийся эффективным. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях ребенок начинает плакать. Если слезы всегда проявляются лишь в ситуации какого-то родительского запрета и ограничения (но, к примеру, грустный мультфильм не вызывает у ребенка слез), а плач нередко переходит в истерику – стоит задуматься о том, почему такой способ воздействия стал для ребенка эффективным способом добиваться своего от родителей.

Маленький ребенок не манипулирует слезами осознанно, но если его опыт показывает, что слезами всегда можно добиться отмены требований и исполнения желаний, этот метод часто становится его «оружием».

Отдельно стоит сказать о более серьезных причинах детской плаксивости. Например, речь идет о детской депрессии или пережитом насилии. Если вы заметили, что ребенок неожиданно стал очень плаксивым, напряженным, при этом у него снизился интерес к жизни и перестали увлекать хобби, общение с родными и друзьями сократилось, появились нервные тики, ночные кошмары и другие серьезные симптомы имеет смысл обратиться к детскому психологу для детальной диагностики эмоционального состояния ребенка.

Любите своих детей и старайтесь понять причину, а не искоренять последствия.

Не замечали вы, что, когда вы заняты чем-то личным для себя (например, разговариваете по телефону), ваши дети тут же начинают просить сладости или подходят с разными незначительными просьбами? Если вы при этом не реагируете, то начинается нытье, так сказать, имитация обиды. Чаще всего мамы, дабы дети быстрее отстали, удовлетворяет их желания. Здесь налицо пример испытания ребенком границ родительского запрета, и, уверяю, он прекрасно знает все ваши слабые стороны. Если вы игнорируете такое поведение или потакаете ему, это приводит к рецидиву. А цель ребенка в этом случае – получить от вас желаемое.

Таким образом, факт нытья чаще всего является своего рода манипуляцией, проверкой нас, взрослых, на выносливость и стойкость в принципах.

Читайте также: КАК РЕАГИРОВАТЬ НА ДЕТСКИЕ ИСТЕРИК

Можно предположить четыре причины плаксивости ребенка, а именно:

1. Малыш нашел для себя способ добиться своего. О нытье как манипуляции мы уже сказали выше.

2. Ребенок хочет быть (оставаться) маленьким. Есть предположение, что такое поведение является продолжением младенческого плача, который говорит о том, что ребенку что-то надо. Так как разговаривать младенцы еще не могут, плачь – это способ привлечения внимания для удовлетворения потребности. Такой способ и в последующей жизни могут применять, например, девушки с парнями: «Ну как откажешь этой маленькой девочке?».

3. Он привлекает внимание. Для ребенка показателем внимания родителей есть проявление их эмоций. Таким образом, «доставая» вас «нытьем», он получит хоть какую-то реакцию, пусть даже она будет негативной, например, раздражение: «Прекрати ныть! Что ты как маленький!».

Getty Images/Fotobank

4. Ребенок боится наказания или критики (защитная реакция) и вообще боится. Если родители непоследовательны в своих словах и поступках, часто не выполняют обещания, у ребенка пропадает уверенность в завтрашнем дне, отсюда и плаксивый голос, высокие нотки – один из признаков неуверенного человека. Даже если родители обещают что-то, остается страх и неуверенность в получении обещанного. Возможно, дитя не может вам что-то сказать, боясь, что его не выслушают, раскритикуют или накажут.

Читайте также: КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ: ПРАВО НА СВОЕ «Я»

Нытье – приобретенная и закрепленная форма поведения, и исправлять ее нужно, изменяя стратегию воспитания:

● Для начала отследите, при каких обстоятельствах возникает такая форма общения, как нытье. Услышав плаксивые нотки в голосе, попробуйте присоединиться и понять, что именно хочет ваш ребенок: «Ты, может, хочешь мне что-то сказать?» Выслушайте его и не осуждайте.

● Старайтесь как можно больше общаться с вашими малышами – рассказывайте, делитесь, слушайте их. Присядьте, чтобы оказаться вровень с ребенком, посмотрите ему в глаза, возьмите за руку и поговорите с крохой: «Мне кажется, ты сейчас говоришь таким тоном, потому что…» Далее – ваши версии, связанные именно с вашей ситуацией, ведь родители как никто знают, что на самом деле происходит: «Ты хотел бы…», «Ты боишься, что ты (я)…», «Тебе хочется внимания с моей стороны» и т.д.

● Самое главное – будьте ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ в своих действиях, обещаниях по отношению к ребенку. Уясните правило: «СКАЗАЛ – СДЕЛАЛ». Например, если пообещали поиграть с ребенком, то сделайте это в конкретно оговоренное время, если пообещали купить игрушку через неделю – купите обязательно. Это придаст вашему чаду уверенность и ощущение поддержки с вашей стороны. Вы увидите, как постепенно этот неуверенный тон (нытье) уйдет из вашей жизни.

● Между вами и вашими детьми должны быть четкие правила и договоренности. Например, в случае, описанном в начале статьи, можно поговорить со своими детьми о том, что вам очень важен звонок, и попросить не беспокоить ее просьбами (за исключением очень важных – в каждой семье они свои) в те моменты, когда мама общается по телефону. Если это станет правилом, то нытье прекратится.

По какой бы причине ребенок не прибегал к такому способу общения, никогда не стоит вешать на ребенка ярлык «нытик» и подобный этому. Всегда есть способ разобраться, что послужило причиной такого поведения (реакции) и помочь своему ребенку.

Татьяна Корякина

Как вести себя с капризным ребенком и перевоспитать плаксу

Если вы не знаете, как вести себя с капризным ребенком, воспользуйтесь следующими рекомендациями психологов. Если капризов избежать все-таки не удалось, то, прежде всего ребенка надо изолировать от свидетелей, которые могут видеть его истерику. Дело в том, что очень часто дети работают на публику. Малыша нужно вывести из комнаты, где собрались остальные взрослые. Обратно его можно впускать только при условии, что он успокоился. Подобное действие зачастую помогает добиться наиболее положительных результатов в кратчайшее время.

Когда малыш начинает капризничать в людном месте, например в магазине, надо твердо игнорировать любые проявления истерики. Ребенку следует сказать, что разговор с ним состоится только после того, как он успокоится.

Однако перед применением подобных методов нужно удостовериться в том, что психика малыша развивается в нормальном ключе. На ребенка со слабой нервной системой подобные методы не подействуют, они могут только усугубить его состояние.

Перевоспитать капризного ребенка нужно как можно быстрее. Родители должны всячески демонстрировать свое неодобрение поведения малыша. К примеру, после очередной истерики мама может сказать перед походом в магазин, что была очень расстроена его поведением в последний раз. По этой причине она сейчас берет ребенка с собой, надеясь на то, что он сделал после того случая правильные выводы. Необходимо помнить, что все требования малыша, которые он предъявляет во время истерики, нужно оставлять без внимания. В противном случае подобные явления будут случаться все чаще и чаще.

Ребенку следует научиться управлять своими эмоциями и распознавать их. Во время его капризов можно задавать ему наводящие вопросы, чтобы он смог понять причину возникновения слез. Родители должны предложить ему альтернативные варианты выражения своих эмоций. Например, малыш может начать рвать старую газету, прыгать на одной ноге, если он сильно чем-то разозлен. Ему следует объяснить, что взрослые тоже испытывают подобные эмоции, однако находят в себе силы не выражать их так явно.

Родителям надлежит быть последовательными всегда и везде, особенно в случае, если ребенок находится рядом с ними. На людях нужно вести себя очень спокойно, дома тем более. Дети прекрасно чувствуют те моменты, когда на родителей их капризы будут оказывать наибольшее воздействие. Как только они поймут, в какой ситуации мама или папа обладают наименьшей твердостью, все их усилия будут направлены именно в это место.

Важный момент в ходе того как воспитывать капризного ребенка – одобрение спокойного поведения. Когда ребенок сумел справиться со своим гневом или же какой-нибудь стрессовой ситуацией, его нужно похвалить и поощрить. В дальнейшем к этому методу надо прибегать, если малыш вновь попытается закатить истерику. Малыша необходимо как можно чаще обнимать, целовать и хвалить. Именно родители оказывают первостепенное влияние на самооценку и самоощущение детей.

Чтобы истерик не было, нужно с раннего детства развивать волю малыша. При этом воля — это не способность настоять на своем во что бы то ни стало, а умение справиться с возникающими трудностями. Детей надо приучать самостоятельно, одеваться, застилать постель, вытирать пыль, убирать игрушки и т. д. Чтобы не допустить возникновения истерики, очень удобно применять правило третьего звонка, т. е. об окончании какого-то дела родители начинают говорить заранее. Кроме того, следует давать ребенку возможность понимать чувства других людей. Чем раньше он начнет это делать, тем легче он сможет вписаться в окружающее его общество.

К сожалению, рано или поздно, большинство родителей сталкивается с таким явлением, как детская истерика. Ребенок кричит, бросается наземь, бьется головой об пол, не реагирует на просьбы и слова взрослого. Родители в растерянности, что случилось с малышом? Как себя вести, чтобы кошмар поскорее прекратился?

У одних детей период истерик проходит быстро, у других – может длиться годами. Многое зависит от поведения родителей. Если относиться к истерикам спокойно и не потакать истерическим припадкам – можно исправить ситуацию достаточно быстро.

Истерики и капризы

Важно различать понятия «истерика» и «каприз». К капризам ребенок прибегает преднамеренно, чтобы добиться желаемого, чего-то запретного или невозможного в данный момент. Капризы, также как и истерики, нередко сопровождаются плачем, криком, топаньем ног, разбрасыванием предметов. Иногда капризы ребенка невыполнимы.

Например, ребенок просит шоколадку, которой в доме нет или хочет спускаться по лестнице, когда пришел лифт.
Истерика — это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Показания для обращения

  • Постоянная плаксивость, подавленность, апатичность;
  • Быстрая утомляемость;
  • Неуправляемость, нежелание следовать правилам, бунтарство;
  • Отказ выполнять просьбы или попытки выполнить все наоборот, не так, как сказано;
  • Упрямство, нежелание признать ошибки, принять чужую точку зрения;
  • Прерывистый сон, бессонница, капризы по ночам;
  • Тяжелая адаптация в новом коллективе: детском саду, школе, внешкольных кружках, спортивной секции и т.д.;
  • Частичная потеря полученных ранее навыков.

Причины раздражительности у детей разнообразны: от отсутствия взаимопонимания с родителями до психических заболеваний. Сама по себе раздражительность не пройдет. Если не устранить первопричину проблемы, психологическое состояние ребенка со временем станет хуже, и исправить его будет сложнее. Консультироваться со специалистом по поводу раздражительности, эмоциональных вспышек и нервозности можно уже с 2-3 лет — в этом возрасте становятся заметны первые симптомы отклонений.

Особенности нашей программы коррекции

Индивидуальный подход. Каждая коррекционная программа составляется индивидуально. Учитываем возраст, особенности поведения, умственного и физического развития ребенка, взаимоотношение между ребенком и родителями. Чтобы подобрать программу персонально под ребенка, проводим первичную консультацию с неврологом, нейропсихологом и психологом.

Комплексная работа. Программа коррекции включает занятия в игровом зале, аппаратную терапию и домашние задания. Занятия в зале проводят один или два специалиста, в обязательном порядке участвуют родители. Благодаря участию родителей дети чувствуют себя спокойнее и увереннее, а родители обучаются самостоятельной работе с детьми, которая поможет при выполнении домашних заданий. Не используем лекарственные препараты, так как добиваемся хороших результатов без них.

Для аппаратной терапии используем две методики — электрокардиографию и микрополяризацию. Электрокардиограф «Варикард» необходим для оценки самочувствия ребенка до и после занятия. Если нагрузка была чрезмерной или недостаточной, внесем корректировки в план следующего занятия. Микрополяризация — воздействие на центральную нервную систему слабым электрическим током. Помогает успокоить ребенка, снизить уровень агрессии, повысить способность к обучению.

Домашние задания выдаются родителям сразу после занятия. Специалист подробно разъяснит, как его выполнять, ответит на все вопросы. Если вопросы возникли во время активной работы с ребенком, но до следующего занятия еще далеко, проконсультируем по телефону.

Спокойная атмосфера. Детям комфортно в нашей клинике. Она не похожа на обычную больницу, а врачи не носят белых халатов, чтобы у детей не возникали неприятные ассоциации. В игровом зале естественное освещение, чтобы не уставали глаза, и мягкое покрытие на полу и стенах, чтобы избежать травматики. Спокойствие во время занятия — один из главных факторов успеха лечения, так как ребенок сможет сосредоточиться и выполнить задания с полной отдачей.

Запись на прием

Позвоните нам или закажите обратный звонок, чтобы записаться на первичный прием. Оператор согласует время консультации, ответит на все вопросы.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.
Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его — это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время — самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по — другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут». Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.
Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.
Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.
Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.
Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Девчушка, которая беспокойно переминает пальцами низ своей юбки или накручивает локоны на пальцы. Малыш, нервно теребящий ручку или просто не вынимающий руки изо рта. Казалось бы, такая знакомая картина, в которой нет ничего прям уж такого. Но психологи считают: безобидные, на первый взгляд, вещи, могут быть «маячками», говорящими о тревожности ребенка.

– Многие психологи с 20-30-летним стажем отмечают, что количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, увеличилось, – делится с нами психолог Юлия Усенко. – Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки. В дошкольном возрасте 5-6 лет более тревожными являются мальчики. К 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.

– Из-за чего дети становятся тревожными?

– Это могут быть как внешние факторы, так и внутренние конфликты, связанные с самопознанием, внутренним миром, собственной самооценкой. Но во многих случаях тревожность детей связана с семейными неурядицами и нарушением детско-родительских отношений.

– Многие в детстве любили мять что-то в руках, когда отвечали на уроке, то есть проявляли «симптомы» тревожности. Неужели это может как-то сказываться на жизни во взрослом возрасте?

– Это провоцирующий фактор, который может подтолкнуть к появлению дальнейших психологических проблем: агрессии, замкнутости, неуверенности в себе, низкой самооценке. Тревожный ребенок часто подавлен, насторожен, ему трудно устанавливать контакты с окружающими, сложно воспринимать информацию по школьной программе. Мир воспринимается как пугающий и враждебный. Если ребёнок тревожен, начиная с 5– 6 лет, это сопровождается чрезмерной эмоциональностью, вспыльчивостью, плаксивостью. Ему сложно адаптироваться к детскому саду, школе, общению со сверстниками. Лет в 12 у таких детей может проявляться застенчивость, замкнутость. Они боятся отстаивать свое мнение, больше ведомые, не хотят учиться, им трудно ставить и достигать цели. А во взрослой жизни это может перейти в невроз.

– Как понять, что у ребенка назревают психологические проблемы?

– Например, ребенку уже больше 7 лет, но он все равно часто плачет. Или кричит, повышает тон, дерется со сверстниками. Тревожные дети грызут ногти, у них наблюдаются нервные тики глаз, беспокойный сон, часто врут. Часто такие дети вымещают агрессию на домашних животных. У ребенка, достигшего возраста 10-12 лет, можно спросить, о чем он мечтает. Часто бывает, что дети не могут ответить на этот вопрос – они не умеют мечтать! А это уже проблема в познании себя и мира.

– После того как мы поняли, что в его детском мире не все так радужно, как нам казалось, что делать и чем помочь?

– Обратить внимание на то, чем ребенок живет. Дети хотят одного: внимания и понимания, чтобы их слышали и уважали. Нужно заниматься воспитанием, а не просто купить планшет, чтобы он занялся чем-то своим и отстал. Ребенку нужно уделять время. Спросить, как прошел день, что у него произошло. Важно не только говорить, но и слышать ребенка. Можно посоветоваться с ним в каком-то вопросе, чтобы он чувствовал себя полноправным членом семьи, которого уважают. И важно не упускать тот момент, когда он еще воспринимает, что говорят родители. Повлиять на уже сформировавшегося ребенка очень сложно. Многие родители говорят, что дети-подростки их не слушают. Но ведь они же слушали в 5-6 лет…

– И что делать с ребенком, к которому ты подходишь поговорить, а у него свой мир в смартфоне и он совершенно не хочет родительских напутствий?

– Нужно стать другом для ребенка, ведь в своем смартфоне он нашел недостающее ему общение. Не стоит настойчиво заставлять его отложить все дела для разговора с вами. Можно предложить сходить в пиццерию, когда он освободится: он будет этому рад. И потом начинать общение, подбирать ключики: к каждому ребенку должен быть свой подход. Но все нужно делать вовремя: после 15-ти лет такой метод может уже не подействовать. Активно заниматься с ребенком нужно постоянно, но главный акцент – в 8-9 лет.

– В каких семьях больше тревожных детей: в разведённых или там, где брак решили сохранить любой ценой, несмотря на конфликты?

– Многие психологи считают, что больше беспокойных детей в «разведенных» семьях. Мой личный опыт показывает, что все же беспокойных детей больше в семьях, которые решают сохранить брак ради ребенка. Родители все время конфликтуют, дома постоянно дурдом. Дети чувствуют себя более несчастными, чем в семьях, которые развелись. Хотя и разводы тоже бывают разными: важно, какую позицию занимает каждый из родителей.

Что делать с «тревожным» ребенком

1) Дисциплинировать. У него должен быть распорядок дня, а утро начинаться с физупражнений.

2) Займите в спортсекциях, кружках.

3) Хвалите за достижения и успехи – это мотивирует.

4) Не оскорбляйте и не унижайте в присутствии других членов семьи. «Разбор полетов» устраивайте «тет-а-тет». Критикуйте за конкретный поступок, а не личные качества в целом. То есть никаких «Вася, ты дебил» и «руки не оттуда».

5) Чаще говорите о том, как вы его любите.

6) Показывайте правильную модель поведения на собственном примере: папа, лежащий на диване с кружкой пива, не мотивирует ребенка заниматься спортом.

7) Ограничьте время провождения ребенка за компьютером до 1– 2 часов.

8) Больше проводите времени вместе, гуляйте и играйте на свежем воздухе. Общайтесь и делитесь друг с другом своими эмоциями и впечатлениями.

Дети перенимают страхи родителей

– Тревожные дети были и раньше, но в советское время меньше уделялось внимания как самой проблеме, так и психологии в целом, – отмечает психолог Лилия Бакирова. – Причины тревожности разные. Я часто наблюдаю, что она связана с гиперопекой. Особенно это касается семей, в которых ребенок один. Например, мальчик упал. Он еще не понял, как ему реагировать. Но к нему подбегает перепуганная мама, он видит ее реакцию и начинает кричать, хотя ему не больно. Но если в такой же ситуации мама спокойно подняла сына за руку, отряхнула, пожалела – он не плачет, а идет дальше играться. Дети наследуют родителей и могут стать тревожными, копируя их страхи. Поэтому не стоит их проявлять перед ним. Бывает, ребенку в категоричной форме сказали: «Промочишь ноги – заболеешь». Ему не дали варианта развития сценария: можно обойти лужу или по лужам ходят только в резиновых сапожках. Промочив ноги, ребенок может ничего не сказать родителям: будет бояться их реакции. А когда появляется страх быть наказанным, осмеянным, вызвать осуждение, появляется и тревожность. Ведь ее причиной являются страхи.

– Всегда ли по ребенку можно сказать, что у него есть такие проблемы?

– Это может быть общительный, жизне­радост­ный, послуш­ный ребенок – не обязательно виден какой-то негатив. Но, например, спрашиваешь его на занятии, а он замыкается, очень тихо отвечает. То есть молчаливость на занятиях может быть одним из проявлений тревожности. Ребенок может начать крутить волосы, мять в руках одежду, перебирать пальцами. Он боится ответить неправильно, потому что будет осмеян или наказан, боится вызвать неодобрение.

– Но это вполне естес­твенно для ответственных детей, для отличников…

– Как правило, ответственные дети бывают тревожными. Но это не обязательно выльется во что-то плохое, если повести себя правильно. Не обязательно вслед за тревожностью разовьется невроз, депрессия и другое. Тревожность – это сигнал, который говорит, что, скорее всего, ребенок нуждается в помощи. Стоит обратить на него внимание, устранить возможную проблему, пока она еще в зародыше, и сделать это легко. Меньше ругайте ребенка и больше хвалите, не сравнивайте его с другими. Давайте ребенку несколько вариантов поведения и развития событий. Важно, чтобы у ребенка была возможность без опаски делиться с родителями своими страхами и переживаниями. И относитесь к вещам, которых он боится, спокойно и уверенно.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *