Прикорм недоношенных детей

Как понять, что малышу пришло время знакомиться с новыми продуктами? И как правильно выполнять прикорм недоношенных детей?

Прикорм – то, что нужно начинать, если грудного молока больше не хватает для полного удовлетворения потребности ребенка в питании. Отныне появляется необходимость в другой еде.

Заблаговременное введение правильно подобранных продуктов способствует улучшению здоровья и физического развития грудничка, укреплению иммунной системы, налаживанию системы питания. Но если ребенок недоношенный, какие правила и особенности перехода от грудного кормления к продуктам нужно соблюдать?

Питание недоношенных детей

Почему так важно своевременно ввести прикорм недоношенных детей

Потребность в дополнительной пище у ребенка, который родился в срок, и недоношенного немного отличается, поскольку доношенные детки развиваются быстрее. Между тем, лечение и сложности, возникшие вслед за родами, значительно снижают возможности усваивать продукты. В связи с этим выбор периода, когда вводить прикорм недоношенному ребенку, зависит от физического состояния малыша и скорости его развития.

Существуют общепринятые рекомендации по введению прикорма от детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Всемирной организации здравоохранения. Они советуют при грудном вскармливании первый прикорм вводить с 6 мес., а при искусственном или смешанном – с 5 мес. Для недоношенных детей момент введения прикорма можно рассчитать, добавляя к общепринятому возрасту то время, которое малыш должен был провести в утробе матери. Например, если ребенок родился на два месяца раньше срока, то начинать вводить прикорм желательно с 8 месяцев.

Познакомьте малыша со вкусом груши Насыщенный вкус сочных груш, натуральный запах, отсутствие сахара и крахмала – это все однокомпонентное пюре Gerber® «Груши Вильямс».

КУПИТЬ

Чем грозит несвоевременное введение прикорма недоношенных детей?

Важно осознавать, что если не вовремя начать введение прикорма, это может плохо отразиться на состоянии здоровья ребенка. Очень раннее знакомство с едой способно привести к проблемам с еще неподготовленной ферментной системой желудка из-за избыточной нагрузки. Более того, ученые довели, что раннее введение прикорма может стать причиной замедления роста, развития аллергии на пищу, а также повышения риска развития отита и пневмонии.

Также последствия раннего введения прикорма способно отразиться на лактации у мамы. Поскольку промежутки между кормлением грудью возрастают, стимуляция груди уменьшается, и запас молока становится меньше.

Но и слишком долго тянуть с введением прикорма тоже не рекомендуется: вскоре грудного вскармливания станет недостаточно, чтобы справляться с потребностями ребенка в пище. Недостаток питательных веществ может отрицательно отразиться на развитии ребенка и вызывать различные болезни.

Признаки готовности недоношенных детей к прикорму

Когда стоит задуматься о начале прикорма недоношенного ребенка? Вот несколько советов:

  • Вес малыша должен быть больше веса при рождении в 2,5 раза
  • Рефлекс выталкивания пищи языком уже не такой сильный, как прежде
  • Ребенок может уверенно сидеть без дополнительной помощи
  • Увеличиваются перерывы между кормлениями грудью
  • Малыш тянет в рот все, что попадается ему на пути
  • У ребенка прорезываются первые зубы

Проявление любопытства к еде, которую кушают все за столом, и попытки попробовать ее на вкус – важный знак, чтобы начать прикорм недоношенных детей

Ребенок 6-7 месяцев: интерес к новой пище

С чего же начать?

Если вы решили, что настало время введения прикорма, первым делом пройдите осмотр у врача.

Начало прикорма недоношенных детей ни в коем случае не должно совпадать с профилактическими прививками!

Когда вы убедились, что ребенок по всем критериям абсолютно готов к прикорму, рекомендуется начинать знакомство с каш, богатых железом, которое так необходимо недоношенным деткам. Следом за тем можно добавлять в рацион овощные пюре. Начинать нужно с маленьких порций. Даже если малышу понравилась нововведенная пища, не нужно с этим спешить. Количество еды увеличивать постепенно. Если говорить о фруктах, со временем их тоже желательно добавлять в меню, поскольку они являются важным источником витаминов. Рекомендуется начинать каждый вид прикорма утром, чтобы можно было проследить возможную реакцию ребенка на новый продукт.

Главное, смотреть за малышом и за тем, как он реагирует на изменения в питании. Также желательно время от времени консультироваться с врачом по этому вопросу. Теперь вы знаете, как и когда правильно начинать прикорм недоношенных детей. Вы можете воспользоваться нашими советами и тогда точно будете спокойны, что еда идет малышу только на пользу.

Другие статьи:

Важное значение белка в питании недоношенных детей

Малыш отказывается от новых продуктов

Потребность в железе у детей. Комплекс витаминов и железа Iron+

Правила прикорма искусственникам

Наступает момент, когда искусственные смеси, заменяющие грудное молоко, уже не в состоянии обеспечить малыша всеми необходимыми питательными веществами. Пора расширить рацион ребенка. К тому же знакомство с новой пищей способствует созреванию ферментативного аппарата желудочно-кишечного тракта малыша. К 4-6 месяцам ваш кроха весьма охотно открывает ротик при виде ложки с едой. С его стороны это является сигналом о том, что пришла пора вводить прикорм. Надеемся, и мама к этому готова? Тогда за дело!

ПРАВИЛА ПРИКОРМА:

  1. Прикорм вводится только здоровым детям.
  2. Не гонитесь за количеством. Первое знакомство с пюре или кашкой – половина чайной ложечки, лишь постепенно объем пищи доводят до рекомендуемого.
  3. Каждое кормление начинайте с прикорма, а потом допоите малыша смесью. Проделывать это необходимо в одно и тоже время.
  4. Первое и последнее кормление должны быть всегда свободны от прикормов.
  5. Внимательно следите за отношением крохи к новому продукту. Постарайтесь не пропустить такие тревожные симптомы, как частый жидкий стул, покраснения на коже или появление сыпи. Если это произошло, отмените прикорм и начните все сначала спустя несколько дней. Если при повторном введении продукта симптомы непереносимости возобновятся, следует отказаться от данного вида продукта и заменить его на другой (яблочное пюре, к примеру, на грушевое).
  6. Введение любой новой пищи начинайте с одного продукта. К примеру, пусть малыш попробует сначала сок из одного вида плодов, а затем переходите к смешанным (например, морковно-яблочному, яблочно-тыквенному). Те же правила относятся к фруктовым пюре, злакам, а также овощным пюре.

СОКИ

Отечественные диетологи рекомендуют в качестве первого прикорма фруктовый, а точнее, яблочный сок. Однако не стоит торопиться, предлагая новинку малышу, которому не исполнилось 3 месяцев. Из-за подобной поспешности и возникают порой аллергические реакции, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

Если знакомство с яблочным соком прошло успешно, на очереди – грушевый, сливовый, персиковый, позднее – вишневый, черносмородиновый и др. Что касается соков из цитрусовых, малины, клубники или каких-либо экзотических фруктов, с ними нужно быть осторожнее из-за вероятности развития аллергических реакций, и вводить их не ранее 6 месяцев. Из овощных соков используют морковный и тыквенный. При склонности ребенка к запорам лучше отдать предпочтение абрикосовому и сливовому соку, при неустойчивом стуле – грушевому.

Малыш уже привык к сокам? Тогда через 2 недели после их введения дайте ему на пробу фруктовое пюре, используя уже знакомые плоды. Ассортимент и очередность в данном случае те же самые, что были при введении соков.

ПЮРЕ

С 4,5-5,5 месяцев пора вводить более густую пищу. Начните с одного вида овощей: картофеля или кабачка. Затем постепенно расширяйте ассортимент за счет цветной капусты, моркови, белокочанной капусты, патиссона.

Томаты можно попробовать не раньше, чем в возрасте полугода, а зеленый горошек – в 7 месяцев.

КАШКИ

Спустя 3-4 недели после того, как малыш познакомится с овощным пюре, в его рационе появятся каши. Если кроха отстает от средних показателей массы тела, то лучше не придерживаться предложенной очередности и первым ввести злаковое, а не овощное пюре. Что может быть вкуснее каши? Только каша! Но какую предпочесть? Сухие инстантные злаковые и злаково-молочные каши обогащены витаминами, железом и кальцием. Дополнительное поступление этих веществ в организм является профилактикой анемии и нарушения кальциевого обмена. Начать лучше с тех круп, которые не содержат глютен (клейковину пшеницы). Это гречиха, кукуруза или рис (особенно при неустойчивом стуле). Раннее введение каш из злаков, содержащих глютен (манной, пшенной, овсяной, ячменной), может вызвать у детей нарушение деятельности желудочно-кишечного тракта. У некоторых деток аллергическая реакция бывает и на молоко. В таком случае используйте готовые безмолочные каши.

С 5-6 месяцев порадуйте ребенка смесью рисовой и гречневой круп. Каши с цитрусовыми наполнителями или медом (при отсутствии аллергических реакций у ребенка) можно давать после шести месяцев, а с какао – с девяти.

МЯСО

Мясо является единственным продуктом, содержащим геминное железо. А это, как известно, самая лучшая защита от анемии. И все-таки раньше седьмого месяца малышу не следует давать мясо. Однако и слишком затягивать с введением мясного прикорма тоже нельзя. Зачастую ребенок, узнав вкус такого ценного продукта после года, попросту отказывается от него.

Первый мясной прикорм – это тщательно измельченное пюре из говядины, свинины, курицы или индейки. С 8 месяцев малыш уже пробует жевать и может проглатывать более плотную пищу. Значит, пришла пора угостить его мясным пюре. По консистенции их подразделяют на гомогенизированные, пюреобразные и крупноизмельченные. Начиная с гомогенизированного продукта, детей постепенно переводят на пюреобразный. Можно предложить малышу мясные консервы с добавлением круп и овощей, что повышает пищевую ценность продукта.

РЫБА

Особой пищевой ценностью обладает рыба. Она является источником витаминов РР, группы В, а также фосфора. Но в то же время за рыбой закрепилась слава высокоаллергенного продукта, поэтому предлагать его надо не раньше 8-9 месяцев. Рыба должна быть хорошо проварена. Ее готовность легко определить, проколов вилкой: должен появиться прозрачный и бесцветный сок. Можно использовать рыбные консервы для детского питания.

КЕФИРЧИК

Этот полезный кисломолочный продукт вводят в рацион 7,5-8-месячного ребенка. Использовать кефир в питании детей более раннего возраста отечественные диетологи не советуют: это могло бы оказать дополнительную нагрузку на почки. Кефир конечно же самый популярный представитель кисломолочных продуктов. И как только малыш «дорастет» до него, можно определяться с выбором: предпочесть «Кефир детский» или «Кефир бифи»…

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ВВЕДЕНИЯ БЛЮД ПРИКОРМА ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ВСКАРМЛИВАНИИ МАЛЫШЕЙ

Наименование продуктов и блюд Возраст, месяцев 3 4 5 6 7 8 9-12 Молочная смесь, мл 800-900 700 400 300-400 350 200-400 200-400 Фруктовый сок, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Фруктовое пюре, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100 Овощное пюре, г — 10-100 150 150 170 180 180-200 Молочная каша, г — — 50-150 150 170 180 180-200 Творог, г — — — 20-40 40 40 40-50 Желток, шт — — — 0,25 0,5 0,5 0,5 Мясное пюре, г — — — 5-30 50 50 60-70 Рыбное пюре, г — — — — — 5-30 30-60 Кефир и другие кисломолочные продукты, мл — — — 200 200 200-400* 200-400* Цельное молоко*, мл — 100 200 200 200 200 200 Сухари, печенье, г — — 3-5 5 5 10 10-15 Хлеб пшеничный в/с, г — — — — 5 5 10 Растительное масло**, г3 — 1-3 3 3 5 5 6 Сливочное масло**, г3 — — 1-4 4 5 5 6

* В зависимости от объема адаптированной или последующей смеси, которую получает на данный момент ребенок.
** Для приготовления блюд прикорма (овощного пюре, каши и пр.).

Все, что написано в этой статье относится только к ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, организованном естественным образом!

Когда же начинать прикорм ребенку на грудном вскармливании? Сейчас много мнений по этому вопросу. От некоторых врачей еще можно услышать рекомендацию начинать вводить яблочный сок, начиная с трех недель. Многие еще продолжают настаивать на введении пюре овощных, фруктовых и кашек с 3-4 месячного возраста. Встречается также мнение, что ребенка надо начинать прикармливать после появления первых зубов.

Консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют начинать знакомство малыша с новой пищей только после появления у малыша интереса к ней. Такой прикорм называется педагогическим, потому что основная цель прикорма не накормить ребенка, а познакомить его с новой пищей, научить жевать, научить добывать еду не только из маминой груди. Примерно в полугодовалом возрасте малыши начинают проявлять интерес к содержимому маминой тарелки, и пытаются его попробовать, именно такое поведение и называется активным пищевым интересом и свидетельствует о готовности малыша к знакомству с новой пищей. Пищевой интерес малыша связан не с возникающим у него чувством голода, а с желанием подражать маме. Он хочет делать тоже, что и она, брать с тарелки какие-то кусочки и класть себе в рот.

Каковы же принципы введения прикорма при естественном вскармливании, если мама хочет следовать биологической линии поведения ребенка? Вот они:

Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов — один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.

1. Ребенок может «за один присест» попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.

2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, кочерыжка, сушки и т.п.)

3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.

4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.

5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.

6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.

7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.

8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.

9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.

Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувcтвие малыша не ухудшается, животик не «расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…

Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.

Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко – совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша – не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.

Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически «давятся”, потом начинают выплевывать кусочки «через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?

Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола – параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?

Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?

Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Как быть с ребенком старше года, не имеющим пищевого интереса? До года все попытки ввести прикорм не приводили ни к чему. Ребенок плакал, отворачивался, вплоть до рвоты. Сейчас ест очень плохо и не все, а только определенные виды баночного питания. Как приучить ребенка к взрослой пище и повысить аппетит?

Так, обычно, ведут себя дети, не видевшие, что и как едят другие люди. Часто так получается, если из кормления ребенка устраивают отдельный процесс и кормят его чем-то специальным. Нужно перестать кормить ребенка отдельно. Необходимо сажать его за стол вместе со всеми, или хотя бы с мамой, не пытаться кормить. Всем должно стать безразлично, ест ребенок или нет, по крайней мере, необходимо «делать вид» что это так… Пусть несколько дней смотрит, как едят другие члены семьи. Если начинает просить что-то пробовать — давайте. Наложить в тарелку то же, что и всем. В присутствии малыша необходимо есть с аппетитом. Не пытайтесь отвлечь телевизором, книжками или игрушками. Не ругайте, и не наказывайте, если ребенок что-то разольет или размажет, сразу уберите и демонстрируйте, что все едят аккуратно.

Если малышу почти 5 месяцев, он очень интересуется любой едой, смотрит всем в рот и требует пробовать, можно ли сейчас вводить ему педагогический прикорм?

Малыш — развитой и любознательный ребенок. Ему очень хочется делать с едой то же, что и его мама. Но надо помнить, что желудочно-кишечный тракт ребенка, в не полные 5 месяцев, еще не очень-то готов к знакомству с другой пищей. Ферментные системы только-только начинают созревать. Ситуация в кишечнике сейчас стабильна, вмешиваться в нее раньше времени довольно опасно. Задача мамы — защитить эту стабильность от преждевременных вмешательств. Пищевой интерес у малыша такого возраста следует ограничивать, проще говоря, уносить его из кухни и не есть в его присутствии. Если такой совет не очень нравиться, можно что-то делать, но только на свой страх и риск. Мы уже встречались с ситуацией, когда мама, даже знающая, как правильно вводить прикорм, проявляет нетерпение и в результате которого ребенок получал срыв в пищеварительной системе, с которым приходилось долго потом бороться. Если у мамы есть возможность вводить прикорм под очным руководством консультанта по грудному вскармливанию (оптимальный вариант), тогда возможно будет это делать с 5,5 месячного возраста. Если действовать можно только самостоятельно, вводить прикорм раньше, чем малышу исполнится полгода, не рекомендуется.

Есть ли особенности в ведении педагогического прикорма, если малыш или его родители – аллергики?

Особенности, конечно же, есть. Такому малышу медленнее вводятся продукты, начиная с гипоаллергенных, количество прикорма увеличивают намного медленнее, чем обычно. Скорость введения продуктов можно охарактеризовать так: «один шаг вперед, два шага назад”. Мама должна соблюдать гипоаллергенную диету, исключая продукты, вызывающие у нее аллергию или любые другие неудобства. Маме, кормящей грудью, нельзя вводить новые продукты малышу на фоне обострения собственного заболевания. Все пробы продуктов надо заканчивать прикладыванием к груди. Необходимо вводить не больше одного продукта в день и следить за реакцией малыша на него в течение, как минимум, 3х дней.

Почему малыши, питающиеся детским питанием, в 7-8 месяцев могут съедать по 100-200г пюре или каш, а дети, начинавшие с педагогического прикорма, так не делают?

Ребенок второго полугодия жизни ест мало потому, что он пока не хочет наедаться. Он только подражает маме в ее действиях. Наедается он молоком. Возможно, в человеческом детеныше есть генетически заложенный механизм, не позволяющий ему есть много в этом возрасте. Еще пару тысяч лет назад ребенок, наверное, получил бы большие проблемы в пищеварительной системе, если бы ему скормили 100г мяса дичи, принесенной папой с охоты. Другое дело, что тогда никому бы в голову не пришло так поступить с ребенком. Даже нашим прабабушкам, 100 лет назад, готовившим еду на семью из 5-10 человек на печке или дровяной плите не приходило в голову (и не было возможности), с одной стороны, кормить ребенка чем-то специально приготовленным отдельно от всех, а с другой стороны, и в мыслях не было дать малышу побольше общей каши или супа, что бы наелся… Детское питание сделано так, что ребенок может съесть его много. И любого малыша можно им накормить, вот только нужно ли? Есть дети, которые до поры до времени едят эту «детскую пищу» много и с удовольствием, правда, большинство из них приходится в процесс кормежки развлекать, чтобы рты открывали. Многих развлекать в процессе еды приходится довольно долго, некоторых — до подросткового возраста. Часто встречается ситуация, когда ребенок, евший с удовольствием и много, до года — года с небольшим, став старше, начинает отказываться от еды и превращается в малоежку, кормить которого для родителей просто пытка. Еда таких детей совершенно не интересует. Есть, конечно, дети, которые относительно «благополучно» минуют этап детского питания. «Благополучно» поставлено в кавычки, т.к. сейчас только начинают изучаться долговременные последствия введения ребенку больших количеств детского питания тогда, когда он биологически к такой нагрузке не совсем готов, результаты будут не скоро…

Позвольте малышу направлять ваше взаимодействие

Сначала, когда вы пытаетесь смотреть на ребенка и говорить с ним, он может глядеть в другую сторону, засыпать или становиться вялым. Ваш малыш подает сигнал о том, что он не готов смотреть, слушать и двигаться одновременно. В этом случае, сократите ваше взаимодействие, просто позволив ему смотреть на ваше лицо. Позднее вы можете тихо и мягко нашептывать ему, чтобы малыш следил за медленными движениями вашей головы из стороны в сторону. Но до поры до времени уважайте сигналы, подаваемые вашим ребенком, отводя взгляд или сохраняя тишину. Вы даете ему время, чтобы подготовиться к более активному взаимодействию. Кормление является особенно трудным для многих слабых младенцев, поскольку оно требует большой концентрации при совершении нескольких действий одновременно. Возможно, лучшая стратегия в течение этого периода — сохранять тишину. Ваш малыш даст вам понять, когда он сможет справиться с большей стимуляцией.

Понимание недоношенных детей

«Я взволнован» — сигналы, которые означают, что ребенку нужно успокоиться или побыть в тишине, включают:

  • ускорение или задержки в дыхании

  • потуги (как при дефекации)

  • побледнение или покраснение кожи

  • зевота

  • икота

  • изменения в напряжении тела, такие как выпрямление ног или рук или вялость

  • внезапные резкие движения, судороги, вздрагивания

  • выгибание тела

  • высунутый язык

  • капризность в течение долгого времени

  • отвлеченность во время социального взаимодействия

  • засыпание в то время, когда малыш должен бодрствовать

«Я готов» — сигналы, которые означают, что ребенок организован и готов воспринимать информацию, включают:

  • спокойное дыхание

  • неизменный цвет кожи

  • мягкие движения рук и ног

  • тихая сосредоточенность

  • зафиксированный взгляд на вашем лице или каком-либо объекте

  • спокойный сон в приемлемое время, чтобы у малыша была энергия для восприятия информации во время бодрствования

Другие полезные советы для поддержки вашего недоношенного ребенка:

Обеспечьте успокаивающее окружение

Ваш малыш может быть чувствительным к свету, звукам или новым ощущениям, поэтому будьте особенно внимательны, когда он устал или пытается сосредоточиться на сложных задачах, таких как кормление или восприятие вашего голоса. Следите за местами и ситуациями, которые могут быть дискомфортными для малыша, и пытайтесь их избегать. Простой поход в продуктовый магазин с младенцем может оказаться тяжелым для его восприятия; малышу, возможно, нужно еще повзрослеть, чтобы справляться с возбуждением, которую создают подобные ситуации.

Позаботьтесь о темпе и времени

Будьте внимательны к потребности вашего ребенка просыпаться самостоятельно. Недоношенные дети стараются установить свой цикл сна и бодрствования. Следите за сигналами, говорящими о том, что ваш малыш готов к игре, но будьте уверены, что вы даете ему время, чтобы восстановиться или подремать.

Обеспечьте последовательность и предсказуемость

Как и большинству взрослых, малышам тоже нужно знать, чего ожидать. Это снижает тревогу и помогает им эффективнее справляться с задачами. Обеспечить ежедневный распорядок, работать с одним и тем же специалистом по уходу и укладывать ребенка спать в одну и ту же кровать — вот примеры того, как можно создать организованный и предсказуемый мир. Это помогает малышам чувствовать себя в безопасности, расслабиться и быстрее осваивать новые навыки.

Поддерживайте вашего малыша в старании помогать себе самому

По мере роста малыши учатся самостоятельным действиям и испытывают удовольствие от успеха. Даже самые незначительные попытки успокоиться — посасывая большой палец, например, — оправдывают себя и закладывают основу для последующих стараний. Слабый малыш может нуждаться в дополнительной помощи. Один из способов — поддержать его плечо, чтобы он мог переместить руку ко рту. Другой — помочь ему схватиться за ножку, чтобы он почувствовал больше стабильности. Эта, казалось бы, незначительная поддержка имеет огромное влияние на достижения вашего малыша.

Бережно обращайтесь с малышом

Когда ваш ребенок бодрствует, важно перемещать его нежно и медленно. Дети, рожденные раньше срока, по-прежнему с трудом двигаются плавно и порой не могут удержать руки и ноги от болтания или выпрямления. Держите ребенка ближе к себе, чтобы он почувствовал поддержку и тепло вашего тела, или пеленайте его — это будет необходимо до тех пор, пока его движения не станут целенаправленными и контролируемыми. Недоношенные дети иногда испытывают трудности с быстрыми движениями, и скорее всего вы увидите сигналы «Я взволнован», когда их перемещают резко или без пеленки или поддержки.

Следите за действиями малыша, которые позволяют ему стать более организованным. Они включают:

  • захватывание и удержание одеяла, вашего пальца или других объектов

  • захватывание постельных принадлежностей ногами

  • закрывание лица руками или засовывание их в рот

  • сосание соски или пальца

  • поджимание тела вперед с помощью сгибания рук и ног

Вскоре вы познакомитесь с индивидуальными способами коммуникации вашего малыша и будете в состоянии обеспечить поддержку, в которой он нуждается, чтобы взаимодействовать с миром.

3 Palmeira P et al. IgG placental transfer in healthy and pathological pregnancies. Clin Dev Immunol. 2012;2012: 985646. — Палмейра П. и соавторы, «Плацентарный перенос иммуноглобулина G через плаценту при здоровой и патологической беременности». Клин Дев Иммунол. 2012;2012: 985646.

5 Pamblanco M et al. Bile salt‐stimulated lipase activity in human colostrum from mothers of infants of different gestational age and birthweight. Acta Paediatr. 1987;76(2):328-331. — Памбланко М. и соавторы, «Липаза, активируемая солями желчных кислот, и ее активность в молозиве матерей детей различного гестационного возраста и веса при рождении». Акта Педиатр. 1987;76(2):328-331.

9 Patel AL et al. Impact of early human milk on sepsis and health-care costs in very low birth weight infants. J Perinatol. 2013;33(7):514-519.- Пател А.Л. и соавторы, «Воздействие раннего грудного молока на сепсис и затраты на медицинское обслуживание младенцев с крайне низким весом при рождении». Ж Перинатол (Журнал перинатологии). 2013;33(7):514-519.

11 Patel AL et al. Influence of own mother’s milk on bronchopulmonary dysplasia and costs. Arch Dis Child Fetal Neonat Ed. 2017;102(3):F256-F261. — Пател А.Л. и соавторы, «Влияние материнского молока на бронхопульмонарную дисплазию и затраты на медицинское обслуживание». Арх Дис Чайлд Фетал Неонат Эд. 2017;102(3):F256-F261.

14 Schanler RJ et al. Randomized trial of donor human milk versus preterm formula as substitutes for mothers’ own milk in the feeding of extremely premature infants. Pediatrics. 2005;116(2):400-406. — Шанлер Р.Дж. и соавторы, «Рандомизированное исследование донорского грудного молока в сравнении со смесью для недоношенных в качестве заменителя материнского молока при вскармливании глубоко недоношенных младенцев». Педиатрикс (Педиатрия). 2005;116(2):400-406.

15 Vohr BR et al. Beneficial effects of breast milk in the neonatal intensive care unit on the developmental outcome of extremely low birth weight infants at 18 months of age. Pediatrics. 2006;118(1):e115-123. — Вор Б.Р. и соавторы, «Благотворное воздействие грудного молока в отделениях интенсивной терапии на развитие младенцев с крайне низким весом при рождении, достигших возраста 18 месяцев». Педиатрикс (Педиатрия). 2006;118(1):e115-123.

17 Lewandowski AJ et al. Breast milk consumption in preterm neonates and cardiac shape in adulthood. Pediatrics. 2016;138(1):pii:e20160050. — Левандовски, А.Дж. и соавторы, «Вскармливание грудным молоком недоношенных новорожденных и состояние сердечно-сосудистой системы во взрослом возрасте». Педиатрикс (Педиатрия). 2016;138(1):pii:e20160050.

19 Parker LA et al. Effect of early breast milk expression on milk volume and timing of lactogenesis stage II among mothers of very low birth weight infants: a pilot study. J Perinatol. 2012;32(3):205-209. — Паркер Л.А. и соавторы, «Влияние раннего начала сцеживания на количество молока и сроки прохождения второго этапа лактогенеза у матерей детей, имевших крайне низкий вес при рождении: пилотное исследование». Ж Перинатол (Журнал перинатологии). 2012;32(3):205-209.

20 Meier PP et al. Breast pump suction patterns that mimic the human infant during breastfeeding: greater milk output in less time spent pumping for breast pump-dependent mothers with premature infants. J Perinatol. 2012;32(2):103-110. — Мейер П.П. и соавторы, «Режимы сцеживания, имитирующие поведение грудного ребенка во время кормления: больше молока и меньше временных затрат для постоянно сцеживающихся матерей недоношенных младенцев». Ж Перинатол (Журнал перинатологии). 2012;32(2):103-110.

21 Parker LA et al. Association of timing of initiation of breastmilk expression on milk volume and timing of lactogenesis stage II among mothers of very low-birth-weight infants. Breastfeed Med. 2015;10(2):84-91. — Паркер Л.А. и соавторы, «Влияние раннего начала сцеживания на количество молока и сроки прохождения второго этапа лактогенеза у матерей детей, имевших крайне низкий вес при рождении: пилотное исследование». Брестфид Мед (Медицина грудного вскармливания). 2015;10(2):84-91.

22 Lee J et al. Oropharyngeal colostrum administration in extremely premature infants: an RCT. Pediatrics. 2015;135(2):e357-366. — Ли Дж. и соавторы, «Орофарингеальное усвоение молозива у глубоко недоношенных младенцев: рандомизированное контролируемое клиническое исследование». Педиатрикс (Педиатрия). 2015;135(2):e357-366.

23 Prime PK et al. Simultaneous breast expression in breastfeeding women is more efficacious than sequential breast expression.Breastfeed Med 2012; 7(6):442–447. — Прайм Д.К. и соавторы. «В период грудного вскармливания одновременное сцеживание обеих грудей продуктивнее последовательного». Брестфид Мед (Медицина грудного вскармливания). 2012;7(6):442-447.

26 Acuña-Muga J et al. Volume of milk obtained in relation to location and circumstances of expression in mothers of very low birth weight infants. J Hum Lact. 2014;30(1):41-46 — Акунья-Муга Дж. и соавторы, «Объем сцеживаемого молока в зависимости от местонахождения и обстоятельств сцеживания у матерей детей с крайне низким весом при рождении». Ж Хум Лакт. 2014;30(1):41-46

27 Nyqvist KH et al. Towards universal kangaroo mother care: recommendations and report from the first European conference and seventh international workshop on kangaroo mother care. Acta Paediatr. 2010;99(6):820-826.- Нуквист К.Х. и соавторы, «Об универсальности метода кенгуру: рекомендации и отчет с первой европейской конференции и седьмого международного воркшопа, посвященного методу кенгуру». Акта Педиатр. 2010;99(6):820-826.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *