Ребенок 1 год кусается

Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

Ну вот, и ваш малыш достиг двухлетнего возраста, он уже с лёгкостью бегает, активно познаёт мир, общается и начинает проявлять свой характер.

Многие родители бывают, не готовы к проявлениям агрессии, но очень часто случается так, что ребёнок 2 года кусается и щипается, дерётся и протестует. Настроение при этом может сменяться очень резко, а плач перерастать в истерику. Плохо ли это? Как реагировать на подобное поведение? И что за этим стоит, мы попробуем разобраться в нашей статье.

Что случилось с милым крохой?

Причины такого поведения

Проявление негативных эмоций и поступков, которые так пугают и нервируют взрослых, являются совершенно нормальной и понятной реакцией ребёнка.

Невозможно всегда быть в хорошем настроении, а детям и подавно свойственна его смена, как и всем людям. В 2 года мальчики и девочки ещё не способны в полной мере объясняться словами и со многими ситуациями, например, с отобранной игрушкой в песочнице, сталкиваются впервые.

Что с этим делать? Почему кто-то подошёл и забрал его вещь?

Представьте ситуацию, что вы купили машину, а товарищ её забирает, ссылаясь на желание покататься. Конечно, такое даже представить сложно, тоже самое происходит и с ребёнком. Но, не зная, как уладить ситуацию, малыш кусает соперника, т.к. это самое простое и доступное для него в тот момент решение.

Плохим поведением кроха может очень быстро привлечь внимание. Мама или папа, занятые своими делами, нередко становятся «мишенями» для вымещения недовольства.

Причиной может стать неудача, которую потерпел малыш в игре или неосуществлённом желании.

Не умея выразить обиду по-другому, не в состоянии высказать собственное мнение, крохе ничего не остается, как прикусить маму, которая не дала игрушку или сладкое, не включила мультики.

Дети могут изучать грани дозволенного и предел родительского терпения, в ход с лёгкостью пускаются всё те же знакомые нам приёмы.

Случаются и обратные ситуации, малютка настолько сильно хочет продемонстрировать свою радость, что совсем не может сдерживать себя в этом порыве.

Одним из подтверждений может служить обращение с домашними животными, детки буквально душат питомцев в объятьях, но это не гнев, а любовь.

Так происходит и с нашим котом. Бедный кот-пенсионер уже не знает где укрыться от этой любви.

Отношение родителей к плохому поведению ребенка

Иссякающее терпение взрослых подталкивает к поиску ответа на вопрос «что делать?». Родителям нужно понять, что подобные действия не являются характеристикой для поведения ребёнка в целом. Это лишь вспышки, которые обычно проходят к трёхлетнему возрасту, когда у детей накапливается достаточное количество опыта, развивается речь и понимание плохого и хорошего.

Бить и ругать малыша не допустимо, это лишь укрепит в сознании факт, что всё решается силой.

Терпеливо и настойчиво используйте «мирные» способы предотвращения или улаживания конфликтной ситуации.

Почему ребенок кусается, щипается, дерётся — что делать?

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание и щипание. Обычно период кусания начинается, когда ребёнку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса трех лет.

Начнем с того, что в период раннего возраста с 1 года до 3 лет наступает новая стадия развития ребенка – автономная. Происходит отделение личности ребенка, становление его самосознания, т.е. ребенок выделяет себя в окружающем мире. От него в этот период часто можно услышать фразу «Я сам!». Происходит формирование и отстаивание ребенком своей автономности и независимости. Возрастает чувство самостоятельности. Желания ребенка растут, он требует, присваивает, разрушает, проверяет силу своих возможностей.

Таким образом кусание в возрасте младше 3 лет — это вполне нормальное явление. Конечно же молча наблюдать за тем, как ребенок кусается нельзя. Обычно твердо сказанное «Нет» и строгое выражение лица помогают отбить у детей желание кусаться. Более подробно о том, что делать, если ребёнок кусается читайте советы психолога ниже.

Если дети продолжают кусаться после 3 лет — это может указывать на некие проблемы либо в эмоционально-психической сфере ребенка, либо указывать на проблемы в семье и неправильно избранном стиле семейного воспитания.

Итак, дети кусаются по разным причинам в зависимости от возраста.

Небольшие советы

  1. Не откладывайте на потом. Реагируйте сразу, как только возникла ситуация. Если малыш вас укусил, покажите, что вам это не нравится, вам больно. Вскрикнете, сделайте испуганное лицо, после чётко скажите: «Так делать нельзя» и отстранитесь, покажите, что в этом случае вы не будете с ним играть или разговаривать.
  2. Конфликт, произошедший во время игры с другим ребёнком, попробуйте решить по той же схеме. Даже если ребёнок плачет, сопротивляется, говорите спокойно, но строго. Пожалейте и извинитесь перед пострадавшим. Лучше будет, если действовать на опережение. Берите несколько игрушек, можно одинаковых. Кроха не обязан делиться тем, чем играет сам, но может предложить вторую лопатку или ведёрко. Заметив накаляющуюся ситуацию, отвлекайте, причём не только своего непоседу, но и оппонента.
  3. Обязательно покажите способы выплеска эмоций. Это может быть любой придуманный вами ритуал – потопать, похлопать, покричать, попинать мяч. Не допускайте постоянного сдерживания эмоций, пусть проживёт ситуацию и выплеснет нахлынувшие чувства.
  4. Обязательно проговаривайте произошедшее. Называйте эмоции, которые испытывает ваше чадо. «Ты зол, огорчен, расстроен, потому что тебе не дали или не разрешили». Критикуйте только случившееся, а не ребёнка.
  5. Хвалите за хорошее поведение, в сказках обращайте внимание на положительных героев, что они не обижают, а наоборот защищают окружающих.
  6. Эмоциональные карапузы могут кусаться, заигравшись или от захлестнувшей радости. В этом случае так же можно использовать ритуал, но уже для выплеска положительных эмоций – прыгать на месте и хлопать в ладоши, кричать «Ура!», обняться 5 раз и поцеловаться 3, придумайте что-то своё. Позже, когда ребёнок станет осознавать своё поведение и, хотя бы немного контролировать его, подобные всплески прекратятся.

Человек может и должен ощущать весь спектр чувств. Положительные они или отрицательные не так важно. Не блокируйте их совсем, только контролируйте.

Возможно, ребёнку одиноко, не хватает внимания или, его наоборот, слишком опекают. Родителям следует помочь преодолеть трудные моменты. Рассказать, а лучше показать на собственном примере, как справляться с эмоциями или выражать их, не причиняя страданий другому.

Разделы — Психолог
Темы — Вредные привычки — Возраст 1 — 3 года

Моему ребенку 1 г.10 мес. Начиная с 1,3 иногда мог укусить или ущипнуть кого-либо из взрослых (когда брала на ручки или усаживала на горшок). Но в последнее время заметила, что когда ребенок возбужден, он может ущипнуть, реже укусить! Например, бегает, радуется, играет с сестренкой, потом подбежит и укусит ее! Как-то дедушка взял его на ручки, ребенок был доволен, потом взял и начал щипать его за лицо, а когда тетя стала запрещать, он стал хлопать ее по лицу! Щипает он также и когда ему что-то не нравится. Я очень тревожусь за него, нормально ли это? Особенно то, что положительные эмоции при возбуждении переходят в отрицательные? Подскажите что делать? (Екатерина)
Ответ:

Здравствуйте, Екатерина! То, что описано Вами, похоже на перевозбуждение ребенка, на то, как он справляется со своей психической, физической активностью. Надо сказать, что определенная степень агрессивности в виде щипков, укусов допустима. Ведь это способ охранять свои границы (сказать свое слово, особенно, когда речь не сформирована достаточно), способ поделиться (в прямом смысле) своим восторгом и радостью. Также покусывания бывают, когда растут молочные зубы. Тут опять же важно понять степень этих проявлений. Если такие покусывания, пощипывания были ситуативны (были объективные причины перевозбуждения, усталости и пр), то особо фиксировать на этом внимания не стоит. Если ребенок действительно кусается, щипается, плачет несколько раз в день, то есть вероятность неврологических трудностей. Это может быть симптомами проявления той же перинатальной энцефалопатии, которую Вы указали в дополнениях. Почему говорю, что «может быть симптомом проявления ПЭП, а может не быть…», потому что перинатальная энцефалопатия – это в каком-то смысле собирательный диагноз. Ряд специалистов пользуются им, т.к. он неконкретен, не объясняет причин нарушений мозга, удобен. Другие специалисты предпочитают указывать причину нарушений мозговой деятельности: билирубиновая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с высоким уровнем билирубина), гипоксическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с дефицитом кислорода), ишемическая энцефалопатия (поражение мозга, связанное с нарушением мозгового кровообращения), диабетическая энцефалопатия, травматическая энцефалопатия, алкогольная энцефалопатия и т.д.

По поводу ПЭП вообще встречается много мнений. Есть мнение, что ПЭП ставится практически везде, где были нарушения течения родов, прохождения через родовые пути, нехватка кислорода особенно в нашей местности и т.д. Есть мнения, что у одних детей энцефалопатия не оставляет и следа, у других – будут последствия в виде гиперактивности например. Многое зависит от иммунитета, здоровья самого малыша. Есть мнения, что лечить ПЭП просто обязательно, что это так или иначе отразиться во взрослом и подростковом возрасте. Я считаю, что все эти мнения стоит учитывать и держать этот вопрос под контролем. Я бы рекомендовала посещать невролога, даже не одного, чтобы исключить все вероятности.

Вы спросили «нормально ли, что положительные эмоции при возбуждении переходят в отрицательные?» Почему Вы считаете, что укусить – это что-то отрицательное? А если взрослый плачет при встрече любимого человека после долгой разлуки…Это какая эмоция? Я отвечу так: вообще всякая эмоция нормальна: и смех, и слезы, и истерики. Главное, чтобы был выход этим эмоциям и чтобы они не разрушали человека (хоть ребенка, хоть взрослого).

Если Вы чувствуете и видите, что ребенку плохо, что он не справляется с потоком своей энергии, то важно взрослому помогать направлять эту энергию. Как? Ничего нового не скажу: через лепку, игры с водой, пеной, песком. Уже можно брать в руки карандаш, можно рисовать пальцами. Кроме того, можно переключить внимание ребенка с укусов с помощью мыльных пузырей, свистков, дудочек. Также можно ввести в рацион твердую пищу: морковь, яблоки и т.д. И больше разговаривайте, пропевайте, проговаривайте все, что можно (прибаутки, скороговорки, частушки, песни, стихи). Важно, чтобы рот был занят. Ведь уже сейчас формируется пассивный и активный словарный запас, формируется артикуляционный аппарат. И его укусы – тоже может быть средством этого формирования, подготовки к речи. Это не значит разрешать кусать взрослых. Это значит, что важно вовремя предлагать альтернативу.

Наказывать за укусы детей не считаю эффективным. Это наоборот вызывает желание нарушить запрет взрослых и сделать то, чего нельзя. Важно проговаривать о чувствах (о том, что больно, обидно, неприятно) и предложить то, что можно укусить взамен (резиновую игрушку, например).

Желаю здоровья, удачи и терпения.

С уважением, клинический психолог
Баянова Мария

Ответ консультанта опубликован 30.07.2012

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия

Как действовать в таком случае?

Главное – это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям?

Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами – используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант – когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей,

ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым?

Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

27.11.17

Общие рекомендации психолога семье маленького ребенка с РАС

Моему сыну 4 года, и у него аутизм. Несколько месяцев назад он начал щипать других людей. Это может быть кто угодно — взрослый, ребенок или малыш. Он просто подбегает, щипает их и убегает. Мы за это ставим его в угол, и он говорит «извини», когда это делает. Какое здесь может быть решение? Нам уже становится стыдно ходить на детскую площадку или в гости.

На вопрос отвечает психолог Кеннет Шамлиан, директор программы поведенческой терапии в медицинском центре Университета Рочестера, США.

Примечание редактора: нижеприведенная информация не может заменить диагностику или лечение и не может использоваться вместо очной консультации квалифицированного врача и/или поведенческого терапевта.

Это замечательный вопрос. Очень часто при поверхностном взгляде кажется, что поведение детей с аутизмом не имеет никакого смысла. Поэтому очень важно в первую очередь провести «детективную работу», и только после этого можно найти наилучшее решение проблемы.

Если у вас есть такая возможность, я рекомендую обратиться к квалифицированному поведенческому аналитику, который может определить, почему ваш сын щипается, и подобрать замещающее поведение, которое поможет ему достигать той же цели, не причиняя никому вреда.

Тем временем, давайте рассмотрим, по каким причинам ваш сын может щипаться. Как вы знаете, у многих детей (и взрослых) с аутизмом есть трудности с пониманием и выражением собственных потребностей. Так что давайте перечислим, по каким причинам все люди, с аутизмом или без него, делают что-либо. Эти причины включают:

— Внимание других людей (как положительное, так и отрицательное).

— Возможность избежать неприятной ситуации или выполнения сложной задачи.

— Получение чего-либо, например, предмета или доступа к определенному занятию.

— Уменьшение или увеличение определенных сенсорных ощущений, например, возможность избавиться от неприятного звука, яркого света или другого ощущения, либо получить больше приятных ощущений. (Как вы, вероятно, знаете, для людей с аутизмом обычно характеры сильная неприязнь к некоторым сенсорным стимулам и повторяющееся поведение с целью получения определенных ощущений).

Разумеется, во всех этих целях нет ничего плохого, если, конечно, мы не причиняем вред другим людям.

Если судить по вашему описанию поведения сына, то можно предположить, что он делает это ради привлечения внимания. Другими словами, это позволяет ему получить реакцию от других людей. Это лишь моя гипотеза, которая не может заменить очный анализ поведения, но вы можете обратить внимание на признаки того, что он добивается именно чужой реакции. Например, перед тем как ущипнуть кого-то или убежать он начинает улыбаться? Он поглядывает в сторону другого человека или на вас, когда убегает? (Также смотрите: «Что делать с проблемным поведением с целью привлечения внимания»).

Мы привыкли считать иначе, но очень часто именно негативная реакция, например, если ребенку делают замечание или ругают, является для него поощрением и сохраняет данное поведение.
Если это так, то я бы начал с того, чтобы научить вашего сына социально приемлемым способам получить чужое внимание.

Обучение новым способам коммуникации

В идеале вам нужно научить его просить — вербально или невербально — о внимании, в котором он нуждается. Дополнительным плюсом станет то, что такое обучение улучшит его игровые навыки.

Устная коммуникация. Например, если ваш сын может говорить слова, то вы можете научить его, как просить поиграть. Например, можно выбрать «салки» в качестве игры. Помните, что многих детей с аутизмом нужно будет обучать даже самым простым шагам игры. Так что покажите ему, как играть, очень мягко прикасаясь к нему и говоря «салки», после этого отбегайте от него и подсказываете ему, что нужно «осалить» вас. Возможно, вам нужно будет привлечь к игре третьего человека, который поможет вам продемонстрировать сыну, как именно играть.

Если сыну понравится играть с вами таким образом, то прекращайте игру, используя однозначный язык тела. Затем подсказывайте ему, что нужно сказать вам «Поиграй со мной», когда он хочет, чтобы вы поиграли с ним подольше. Как только он скажет эту фразу, начинайте снова играть с ним. Обязательно хвалите его за хорошую речь.

Продолжайте это игровое упражнение до тех пор, пока он не начнет просить вас поиграть с ним без подсказки.

Невербальная коммуникация. Если у вашего сына есть проблемы с речью, то сделайте карточку с картинкой, которую он может протянуть, указать на нее или дать тому, с кем он хочет поиграть. (Также смотрите: «Десять причин использовать систему PECS при аутизме»).

Обучение новым навыкам коммуникации и игры нужно начинать дома. Однако в дальнейшем вам надо будет помочь сыну опробовать эти навыки с новыми людьми и в разных местах.

Профилактика и награда

Хотя ваш сын учится новым, более уместным видам поведения, подумайте о том, чтобы предоставлять ему как можно больше дополнительного внимания просто так. Это уменьшит вероятность того, что он будет щипаться ради получения реакции.

Понятно, что вы не можете уделять внимание сыну всегда, когда он этого хочет. Так что важно придерживаться следующих правил:

1. Следите, чтобы у ребенка были приятные способы занять себя.

2. Пока он не прекратил щипаться, найдите способ напоминать ему, что щипаться нельзя.

Возможно, вы уже примерно понимаете, в каких ситуациях ваш сын скорее всего будет щипаться. Например, это могут быть социальные ситуации, в которых он не находится в центре внимания. Или, может быть, это происходит, когда он устал и/или раздражен. Вам может помочь ведение дневника, возможно, в маленькой записной книжке, где вы будете отмечать, когда и где ваш сын щипался.

Ваш следующий шаг — постараться донести до сына ваши ожидания от его поведения в этих проблематичных ситуациях. Затем будьте готовы напомнить ему об этих ожиданиях с помощью сигнала, если вы почувствуете, что он собирается щипаться. Если он понимает устную речь, то можно говорить ему какую-нибудь фразу, например, «Хорошие руки, не щипаться». Если он лучше понимает зрительные подсказки, то вы можете распечатать или нарисовать визуальную подсказку. В Интернете можно найти готовые изображения о том, что нельзя щипаться. (Также смотрите «Как использовать визуальную поддержку при аутизме»).

Как говорилось выше, хорошо если у вашего сына есть что-то, чтобы занять себя, особенно если это займет его руки. Хорошим вариантом может стать небольшая, игрушка, пластилин, мячик или другой тактильно приятный предмет. (Ниже изображены возможные примеры).

По нашему опыту, лучше всего «ловить» детей за хорошим поведением и тут же хвалить и/или награждать их. Так что хвалите сына, если он воздержался от щипков, говоря что-нибудь про «хорошие руки». Подумайте о том, чтобы награждать его маленькой игрушкой или прикреплять стикер или жетон на плашку, чтобы обменять их определенное количество на большую награду. Используйте визуальную поддержку, чтобы напомнить ребенку, какая награда его ждет.

До того как идти в какую-то социальную ситуацию покажите ребенку то, чего ему очень хочется. Это может быть маленькая игрушка или изображение любимого занятия, например, фотография качелей на площадке. Объясните, что ему нужно делать, чтобы получить это. Например: «Если у тебя будут хорошие руки, то можешь поиграть в видеоигры. Не щипаться».

«Ловите» его за хорошим поведением так часто, как только можете, хвалите его за то, что он «хорошо играет». Как можно чаще напоминайте ему о награде за хорошее поведение.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *