Ребенок дерется в саду

Главная > Развитие > Советы психолога > Что делать, если ребенок дерется?

Автор статьи: Анастасия Болдырева (детский психолог).

Дети иногда ведут себя так, что родители недоумевают: откуда что взялось. К таким проявлениям часто относится детская агрессия: милая кроха в один момент становится задирой и хулиганом, начинает драться, кусаться и царапаться. Или, не достигнув даже годовалого возраста, младенец стремиться стукнуть маму и папу, схватить за волосы, ущипнуть. С чем это связано? В чем причины? И что, в конце концов, со всем этим делать?

Почему ребенок дерется?

Важно выяснить причину агрессивности ребенка, чтобы как-то пытаться с нею совладать. Причины могут быть различными, поэтому и алгоритм действия в каждой конкретной ситуации индивидуален.

Маленький воин

Ваш малыш предпочитает кубикам и машинкам автоматы и пистолеты? Любит играть в рыцарей и солдат? Строит крепости и одолевает драконов? Агрессивность такого ребенка закономерна – он растет воином. Совсем необязательно он станет военным, хотя и это не исключено, однако вероятнее всего такой мальчик вырастет в воинственного мужчину, который будет добиваться того, чего посчитает нужным.

Этот ребенок не будет драться без причины: его агрессия – это ответ на обиду, реальную или воображаемую, порой ответ неадекватный, но единственный, как ему кажется, эффективный.

Особый разговор – девочки-воительницы. Чаще всего это «папины дочки», которые наравне с мальчишками играют в футбол и участвуют в схватках. Конечно, это мало вяжется с образом милой принцессы, зато такую девочку гораздо сложнее обидеть – еще неизвестно, кто победит в схватке.

Таким воинственным детям отлично подойдут спортивные секции по борьбе: карате, айкидо, дзюдо, русский бой… Малышей туда можно отдавать уже с четырехлетнего возраста. Там в безопасной обстановке под присмотром тренера дети смогут выпустить пар и научиться действительно грамотно защищаться. Успехи в спорте снимут внутреннее напряжение, поскольку уверенность в себе всегда делает человека более спокойным и уравновешенным. Зная, что он заведомо сильней, такой ребенок не будет ввязываться в потасовки просто ради драки, зато реально сможет защитить свою безопасность в случае чего.

Зверек, загнанный в угол

Агрессивными становятся дети, которых постоянно третируют дома, обижают в детском коллективе или не признают ровесники. Постоянные насмешки или игнор, родительские упреки или просто сложная обстановка в семье настолько повышают уровень внутренней тревоги малыша, что она прорывается наружу – агрессией.

Малыш пытается доказать сам себе, что он чего-то стоит с помощью драк и конфликтов со сверстниками, воспитателями, часто ребенок дерется с родителями чтобы просто привлечь к себе внимание – и добивается своего. Чем активнее реагируют родители, тем больше у них шансов наблюдать такое поведение снова и снова.

Опасность ситуации в том, что вместо того, чтобы нормализовать обстановку, в которой растет ребенок, родители могут усугубить ее, введя за агрессию жесткие карательные меры. Тревога станет только сильнее, а выплескивать ее прежним образом малыш уже боится – и появляется самый сложный вид агрессии – аутоагрессия, направленная на себя. Ее проявления различны: от болезней непонятной этиологии до формирования болезненных зависимостей и даже суицида.

Выход из этой ситуации один, и его должны указать ребенку взрослые. Только создание спокойной, доброжелательной атмосферы станет основой для возвращения малышу душевного равновесия. Тревога сразу никуда не денется, но постоянное общение, спорт или кружки по интересам, возможно, психологическая работа со страхами обязательно возымеют свое действие. Это дело не одного месяца, порой и не одного года, но это необходимая работа взрослых для того, чтобы вырастить гармоничного, счастливого человека.

Если причина — коллектив, например, ребенка не любят в классе, обижают в детском саду, то перемена коллектива тоже может сделать свое благое дело. Конечно, решение должно быть совместным, взвешенным и разумным.

Агрессивный младенец

Агрессивное поведение детей до года – это полностью «заслуга» родительского подкрепления. То есть внешне родители могут возмущаться: «Этот маленький бандит опять меня ударил!» или «Не знаю, что делать с этой хулиганкой – подползает и кусается!», но при этом глаза у них горят восхищением: вот, мол, какой богатырь растет!

Это расхождение между сознательными и бессознательными реакциями сам человек у себя может и не заметить, зато они отлично просматриваются со стороны. И решение здесь элементарное: не поддерживайте такое поведение – и оно сойдет на нет. Возможно, это забавно, что милый ползунок колотит вас кубиком куда дотянется, но представьте ситуацию через год, два, пять. Когда ваш пятилетний ребенок также стукнет тем, что в руку попадет, например, другого ребенка на детской площадке? Можно возразить, что к пяти-то годам он уже соображать начнет. А что соображать? Все и так понятно, родители счастливы, что у них такой боец-молодец, даже если и пожурят – то с любовью.

Агрессивный ребенок, пока он маленький, очень быстро перестает быть таковым, стоит взрослым прекратить свою поддержку этого поведения. Не нравится, что ребенок дерется, кусается или щипается – отойдите от него, негромко, но строго объясните, что это плохо, мама (папе) больно, так нельзя. Малыш прекрасно поймет, что такое поведение не поощряется, и оно само собой исчезнет. Конечно, во время усталости и раздражения приступы злости проявляются почти у всех, но как способ общения укусы, щипки и кулачные бои уже не будут такими привлекательными.

Адаптация и социализация

Порой родители прибывают в изумлении, когда узнают, что их всегда спокойный и миролюбивый малыш становится агрессивным в детском саду. Воспитатели жалуются, что ребенок дерется в садике, хотя раньше за ним такого никогда не водилось. Если драки начались с поступления в детский коллектив, то там и нужно искать разгадку. Часто в группу попадают дети, которые дрались всегда, везде, и это для них самый привычный способ поведения. Обычно истоки ситуации лежат внутри семьи маленького агрессора, где ему есть с кого брать подобный пример. Остальные дети в группе вынуждены как-то реагировать на нападки хулигана, и в данном случае ответ агрессией – самый эффективный.

Конечно, если ваша семья живет по принципу непротивления злу насилием и растит ребенка в том же ключе, то вы не этого ждете от своего малыша. Но что касается реальной жизни – умение дать адекватный отпор агрессору – это отличные задатки для формирования сильной личности. Защищать свою безопасность тоже нужно уметь.

Ситуация же должна разрешаться через воспитателей: их обязанностью является следить за детьми в группе, если какой-то ребенок терроризирует остальных, то нужно работать с его родителями. А если это бесполезно – стараться занимать его все время, чтобы на драки у него уже не хватало ни сил, ни энергии.

Спокойствие, только спокойствие…

Поскольку чаще всего причина агрессии в повышенном уровне тревожности – надо и работать с ней, как с первопричиной. Сохраняя спокойствие, оберегая от нервных потрясений своего впечатлительного малыша, вы имеете все шансы победить приступы его агрессивности.

Важный момент: если вам дорого доверие ребенка, всегда выясняйте, что побудило его подраться. Возможно, на него напали или оскорбили, а он просто защищался. Не стоит начинать с нотаций, доказывая, что драться нехорошо. Есть ситуации, в которых проявить здоровую агрессию просто необходимо.

Однако, чем выше стоит человек по своему развитию, тем меньше таких ситуаций у него в жизни случается. Взрослея, ребенок научится решать большинство конфликтов с помощью других аргументов, оставляя кулаки на самый крайний случай. Но учить его этому придется взрослым, которым неплохо для начала научиться контролировать самих себя.

условия перепечатки

Агрессия у детей — довольно частое и не самое приятное явление. В порыве злости ребенок может сделать больно не только себе, но и окружающим. А если дело происходит в коллективе, то на малыша могут быстро повесить ярлык драчуна, а наладить дружеские связи с ребятами будет непросто. Как быть маме, которой приходится одновременно отбиваться от претензий родителей и педагогов к поведению ее ребенка и разбираться, что же послужило причиной агрессии? Своей историей с «О!» делится мама, пожелавшая остаться неизвестной.

Когда у нас с мужем появился ребенок, мы стали самыми счастливыми людьми на свете. Сын был здоровым, розовощеким крепышом, мы не переставая целовали его щеки и пятки, умиляясь каждому движению и каждой улыбке. Бабушки и дедушки от нас не отставали: окружили внука любовью и заботой, постоянно балуя и задаривая подарками. В общем, семейная идиллия, которая кончилось, когда наш мальчик дорос до детсадовского возраста.

Адаптация в детском саду

До того, как отдать ребенка в садик, я не водила его ни на какие развивашки, так что с детским коллективом он общался эпизодически: на площадке или в местах скопления малышни — в театрах, на новогодних представлениях и так далее. Друзей с детьми у нас не было, в основном время с сыном проводила я. С садиком нам повезло, адаптация в группе прошла очень мягко. Сначала мы приходили в группу просто погулять, потом начали приходить на завтрак и задерживаться на пару часов, через две недели сын уже оставался в садике пообедать, а еще через неделю — впервые спал в группе днем.

Первая драка

Все шло по плану, пока однажды, когда я забирала ребенка, ко мне не подошла одна из мамочек, которая сказала, что сын ударил ее дочь по голове лопатой. Это звучало настолько абсурдно, что сначала мне даже стало смешно. Но слова мамы подтвердила воспитатель, которая как бы между делом сообщила, что сын вообще часто бьет детей, подходит к ним исподтишка и лупит по спине или по голове, а еще ломает игрушки. Я была в ужасе и просто не понимала, как такое могло произойти.

Наш мальчик, добрый, отзывчивый малыш, которого в жизни никто пальцем не трогал, а все вокруг только целовали, обнимали, тискали и щекотали, колотит детей, вооружившись лопатой? В это невозможно было поверить. Как и в то, что педагоги не сообщили мне об этом сразу же, как случился первый эпизод драки.

Начитавшись психологических статей, я решила попробовать «дать агрессии выход». Мы с сыном поговорили, и я объяснила ему, что такое злость, почему испытывать ее — это нормально, но бить окружающих недопустимо. В качестве альтернативы я предложила ему колотить подушку, но ведь подушку не возьмешь с собой в детский садик, а уговорить четырехлетку потерпеть весь день и выплеснуть эмоции только тогда, когда он окажется дома, задача из разряда невыполнимых.

Причины детской агрессии

Я чувствовала себя ужасной матерью. Но вина, как известно, еще никогда не помогала решить ни одну проблему в мире, так что мне пришлось найти в себе силы оценить ситуацию трезво: надо было понять причину агрессии. Из тех же психологических статей я узнала, что раз драки постоянные, а не эпизодические, то искать проблему нужно либо в семье, либо в коллективе.

С коллективом все было более менее понятно: по словам педагогов, сын был единственным агрессором в группе, кроме него в саду больше никто не лупил коллег по группе совочком. Кстати, свое молчание по поводу инцидентов воспитатели объяснили тем, что сын у них был на хорошем счету — мальчик он все-таки воспитанный и добрый, так что у них была надежда на то, что драки закончатся так же внезапно, как и начались. Я их не виню, наоборот, их вера в лучшие качества моего ребенка помогла мне докопаться до главной причины его агрессии.

Ну вот, я подошла к главному: как мне удалось понять, почему мой ребенок стал драчуном. Если честно, осознать это было очень непросто. Оказалось, что в моем идеальном мире, с идеальным порядком в детской, где все игрушки разложены по местам, а книжки расставлены по тематикам, размерам и цветам, в мире, где на велосипеде можно кататься только по велосипедным дорожкам, а есть суп только из специальной суповой тарелки, моему идеальному сыну не хватало… разрешения хотя бы немного пошалить!

Дома у него никогда не случалось приступов агрессии, поэтому в садике малыш «отрывался на полную катушку». Получилось, что сама того не желая, именно я стала причиной драк. Не сразу, но со временем у меня получилось немного расслабиться, я перестала контролировать каждый шаг сына, он стал свободнее чувствовать себя дома. Пришлось научиться хулиганить и разрешить себе иногда делать это вместе с ребенком. Оказалось, что нет ничего страшного в том, чтобы откусить горбушку от батона свежего хлеба, а не отрезать ее хлебным ножом, представляете?

Прошло совсем немного времени, на вспышки агрессии в садике больше никто не жаловался. Так что, наверное, можно сказать, что мы победили. Всем мамам, которые столкнулись с этой проблемой, я хотела бы сказать только одно: внимательно слушайте себя и своего ребенка. И обязательно помните, что с любой проблемой вы можете справиться вместе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только на сверстников, родных и близких — но и на родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать себе в этот момент: «Что Я делаю не так?».
Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок — он считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас.

1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:

В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:

— оскорбление и унижение ребенка,

— запугивание ребенка,

— применение физических наказаний.

Помните, в эти моменты малыш впитывает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим с агрессией.

И, напротив, как можно чаще необходимо проявлять к нему:

— терпение,

— принятие его таким, какой он есть,

— внимание и уважение к его личности,

— любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями.

2) Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:

Если с самых малых лет, Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит — «злиться — это плохо». Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто — ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу — к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями.
Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт — он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.

Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного — сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость — это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому:

3) Учим малыша реагировать правильно:

Часто дети проявляют свои негативные переживания — именно в физической агрессии.

Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.

И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?

Обнимите и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо — Вы готовы его выслушать.
Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: «Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть».

Всегда (даже, когда, казалось бы не хватает времени) — подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом — Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.

Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) — что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:

Помогите ему постепенно освоить этот «язык чувств», и ему будет проще выразить свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы его выслушать.
б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку», а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол.

в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) — и когда она будет готова, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.

Очень важно также «тренировать» ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтых ситуаций, включать и разучивать позитивные песни, подобные: «Улыбке» и «Дорогою добра».

4) Возьмите Агрессию – под свой чуткий контроль:

— Эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку — он может получить в

двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) — дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.

— Не перегружайте его психику просмотром телевизора, полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием.
Необходимо уберегать неокрепшую детскую психику от «агрессивных вторжений». Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
— Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом — закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за то, что ты так поступил(а)». Покажите, что Вы действительно довольны им

Прежде всего необходимо учитывать возраст ребенка. Младший дошкольник зачастую использует силу в качестве эксперимента: чтобы узнать, насколько он сам силен, а также проверить реакцию оппонента. К тому же он пока не знает, как можно уладить конфликт без применения силы. В школьном возрасте большинство детей уже знают, что драться нельзя. Однако им пока тяжело управлять своими негативными эмоциями, поэтому, когда разумные доводы в споре заканчиваются, в ход идут кулаки.

Важно учитывать и то, насколько часто ребенок дерется. Если это единичные случаи, то физическая агрессия могла быть вызвана как раз тем, что у ребенка пока не получилось справиться со своими чувствами во время спора. Не стоит его за это ругать, а после обсуждения данного случая наедине не нужно вспоминать об этом. Если же драки повторяются регулярно, родителям стоит обратить на это особое внимание.

Однозначно стоит насторожиться, если ребенок дерется очень часто и при этом получает удовольствие от нанесения ущерба окружающим. В этом случае у физической агрессии могут быть более глубокие причины, с которыми необходимо разобраться как можно скорее, чтобы избежать усугубления ситуации. Для этого лучше обратиться за консультацией к психологу.

Причины «драчливости»

Выделяют три основные причины повышенной конфликтности ребенка: семья, сверстники и информация, получаемая из внешних источников.

Семья для ребенка – это его маленький мир, где он впервые получает информацию обо всем, в том числе о правилах и моделях поведения. Конфликтное поведение родителей внутри семьи или по отношению к окружающим может стать для ребенка примером «нормы», которому он будет подражать при общении в детском саду или школе. Поэтому прежде чем наказывать ребенка за бесконечные драки, стоит проанализировать, как члены вашей семьи ведут себя в спорных ситуациях.

Тем же примером являются и методы воспитания, принятые в семье. Некоторые родители ошибочно полагают, что на удар ребенка нужно ответить ему таким же ударом, чтобы он понял, что это больно. Однако это не работает, так как маленький ребенок рассуждает совсем иначе. Он думает: «Раз мама меня бьет, значит это нормальный поступок, значит так и надо делать, когда мне что-то не нравится». И затем, конечно, применяет этот принцип в своем общении.

Склонность к физической агрессии также может быть следствием протеста ребенка против семейных правил. Особенно так происходит в семьях, где воспитание слишком ограничивающее, авторитарное, либо, наоборот, попустительское.

Агрессивные модели поведения могут быть позаимствованы ребенком из внешних источников информации: фильмов, мультфильмов, компьютерных игр или телепередач, которые он смотрит. Поэтому задача родителей – фильтровать доступную для ребенка информацию.

Можно также выделить следующие факторы, которые провоцируют малыша начинать конфликты с окружающими:

стресс от жизненных событий или перемен (переезд, поступление в детский сад, смена детского сада или школы, рождение младшего ребенка);

конфликты с учителями, сверстниками, неуспехи в учебе, угнетающая атмосфера в школе, слишком высокая нагрузка;

неуверенность в себе, низкая самооценка ребенка;

неблагополучная обстановка в семье. Конфликтные отношения в семье или развод родителей сами по себе являются большим стрессом для ребенка. Если размолвки происходят с открытой агрессией со стороны одного или обоих супругов по отношению друг к другу, это еще сильнее травмирует ребенка;

биологические факторы: темперамент, наследственность, физическое состояние ребенка (заболевания, родовые травмы и т.д.).

Что делать родителям

Безусловно, действия родителей будут различными в зависимости от конкретной ситуации. И прежде чем ругать или, наоборот, оправдывать своего ребенка, стоит оценить все обстоятельства произошедшего конфликта. Необходимо учитывать и его глубинную причину, а не только повод, вызвавший начало спора между детьми.

Можно дать общие рекомендации, которые помогут родителям справиться с «трудным» поведением ребенка:

не стоит винить себя в драчливости вашего ребенка. Если он дерется, это совсем не говорит о том, что вы плохие родители. Конечно, многое в развитии малыша зависит от вас. Но самообвинение – не самый эффективный способ решения проблем. На это уходит слишком много энергии, которую лучше направить на поиск и устранение причин возникших трудностей;

учитесь сами и учите вашего ребенка осознавать и принимать собственные эмоции, а не игнорировать и не накапливать внутри. Для этого можно проговаривать разницу между чувствами и их выражением. Дайте ребенку знать, что он имеет право испытывать обиду, злость или раздражение в конфликтной ситуации, но бить других – неприемлемо;

воспитывайте личным примером. Дети неосознанно подражают поступкам родителей. Что бы вы ни говорили, ребенок видит, как вы себя ведете. Поэтому, если вы хотите изменить поведение ребенка, удостоверьтесь, не стоит ли сначала поменять поведение вам самим;

исключите физические наказания. Важно показать ребенку, что применение физической силы – неприемлемый способ воздействия на другого человека. Показать это вы сможете, только используя этот принцип в своей жизни.

Дошкольнику важно объяснить, как следует себя вести и почему, научить его конструктивному поведению. Для этого лучше всего использовать игровые методы (например, разыгрывание ситуаций с помощью кукольного театра) или сочинение терапевтических сказок с героями, похожими на самого малыша. Конечно, это лучше делать не в момент конфликта, а позже, когда эмоции уже улеглись.

Школьника уже можно спрашивать о его мнении насчет того, что чувствовал он сам и оппонент, что он сделал не так, как можно было лучше поступить в сложившейся ситуации. В конце разговора необходимо закрепить договоренность относительно будущих подобных ситуаций («Если Ваня опять сделает так-то, ты, вместо того, чтобы драться, ответишь ему то-то или сделаешь то-то»).

Детям школьного возраста лучше предоставлять возможность самим нести ответственность за причиненный ущерб: извиниться самостоятельно перед пострадавшей стороной или починить испорченные во время драки вещи (возместить их стоимость).

В целом воспринимайте любое негативное поведение ребенка как сигнал о том, что он нуждается в вашей помощи и поддержке. Возможно, он столкнулся с трудностями, с которыми не в силах справиться самостоятельно. Возможно, он просто не знает, как выразить собственные негативные чувства, которые его переполняют. А может быть, его жизненная ситуация кажется ему безвыходной. Если вы увидите за этим нелицеприятным поведением то, в чем нуждается ваш ребенок, вам будет легче понять его и помочь ему.

Главное – оставайтесь в контакте с ребенком и четко давайте ему знать, что независимо от того, что вы осуждаете его поведение, вы не перестаете его любить.

Материал подготовлен для нашего издания порталом Я — Родитель в рамках нашей совместной ежемесячной рубрики. Сайт «Я-родитель» уже более 7 лет помогает мамам, папам, бабушкам и дедушкам и всем тем, кто занимается воспитанием детей, найти путь к своему ребенку, научить его только хорошему и вместе с ним стать лучше самим! Портал дает рекомендации о воспитании детей, смотря на проблему с разных ракурсов – и с позиции родителей, и с точки зрения ребенка.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Ребенок дерется в садике, причины

  • Он часто может просто не понимать, что драка — это плохо и относится к своему поведению неосознанно.

Малыш проверяет, что можно делать, а что нельзя, пытается понять почему такое поведение считается плохим. Если кроха вдруг решил продемонстрировать вам, как он умеет драться, нужно мягко и спокойно объяснить ему, что драка — это плохо, так можно обидеть кого-нибудь из близких — маму, папу или бабушку. Удары малыша, который не достиг и трех лет, больше похожи на легкие поглаживания, но все равно, необходимо отнестись к этому серьезно и объяснять, что это плохо и больно.

  • Другая причина драки в детском саду может быть связана со строгим воспитанием и множеством запретов, которые мешают малышу тратить накопленную энергию и удовлетворять потребность в познании мира.

Для того, чтобы малыш был более спокойным,избегайте лишних запретов, помогайте познавать мир.

  • Более старшие дети хотят привлечь к себе внимание.

Иногда так проявляет себя своеобразный крик о помощи. Не пытайтесь сразу же обвинять и стыдить своего малыша, особенно если раньше такого поведения не наблюдалось. Постарайтесь понять его, выслушать, если он может четко излагать свои мысли, понаблюдать. Причиной может быть конфликт с другими детьми или воспитателем. Нужно выяснить, является ли агрессия ребенка защитной или он сам провоцирует других.

  • Часто жестокость в семье порождает такое поведение. С такими детьми нужно серьезно работать, обращать внимание общественности на ситуацию в семье.

Дети дерутся, кусаются, вцепляются в волосы, царапаются, кричат так, что штукатурка сыплется, падают на пол, устраивают истерики посреди улицы. Это их кошмарное поведение — не что иное, как проявление агрессии. И клин клином… тут не сработает. Откуда берется детская агрессия и как с ней бороться, обсуждаем с детским психологом Татьяной Малютиной.

Первая агрессия проявляется тогда, когда мы считаем кроху ангелом и сдуваем с него пылинки — в 3 месяца малыш начинает нервно сучить ножками и «крякать», выражая недовольство, если мама вышла из комнаты, если оставила его в кроватке одного.

В год дети сталкиваются с первым «нельзя». Они начинают ходить, осваивают новые территории, розетки, сковородки, а мы им «нельзя!» И тут уж агрессией они пытаются отстоять свое право на самостоятельность — кричат, хватают за волосы, бросают игрушки, кусаются и царапаются. И не удивляйтесь, если, когда вы пытаетесь оттащить детку от опасной розетки, детка ответит вам ударом по лицу.

Агрессия — нормальное явление для любого кризисного возраста. Серьезный кризис, который замечают все родители — это кризис 3 лет. Его еще называют «Я сам!».Ребенок не хочет, чтобы вы его одевали, кормили, помогали. Он хочет САМ!!! И когда вы мешаете, он начинает протестовать.

Агрессия — это попытка отстоять свои собственные границы. Ребенок инстинктивно понимает, что лучшая защита — это нападение. И как только мир для него становится враждебным или просто непонятным, он спешит его «побить».

Если мама спокойна, если она уверена в своих действиях, если она — это та самая необходимая для ребенка стабильность — кроха не будет бить, кусать и устраивать истерики.

СИТУАЦИЯ: Мама разговаривает по телефону. Ребенок подходит и требует внимания.- Если мама не обратит внимания на малыша или прогонит его («не мешай»), ребенок воспримет эту ситуацию, как непонятную, враждебную, и может вырвать телефон, ударить, укусить.- Если мама посадит ребенка на коленку и, продолжая разговаривать, даст ему поиграть с цепочкой, с колечком, все будут довольны. Ребенку не нужно защищаться.

В 4 года — 5 лет ребенок обычно не агрессивен. Это время покоя. Протесты могут появляться, он может подраться, но это будет ситуативно.

Детский сад

В детском саду ребенок попадает в группу. И тут инстинкты подскажут ему, что нужно стать лидером, чтобы выжить. А как стать лидером? С помощью кулаков. Кто сильнее, тот и лидер. С ораторским мастерством пока еще туго.И в это время задача воспитателя или родителей — объяснить, что НЕВЕРНО думать, что «кто сильнее, тот и прав». Если не объяснить и не остановить драчуна, такое агрессивное поведение завоевателя может закрепиться.

Обычно дети понимают объяснения, но если нет, и если малыш дерется постоянно и не может остановиться, то стоит показать его неврологу. От постоянного напряжения и поисков разрядки ребенок страдает, так что помощь ему не помешает.

Школа

В школе агрессия уже бывает осознанной. Ученики понимают, что можно победить человека не только кулаком, но и словом. Дети начинают сбиваться в группы и «дружить против» кого-то.У нас в классе была рыжая Аленка, которую загоняли под парту. Из ее портфеля вытряхивали учебники, а пенал выбрасывали в помойку. Ее никто не бил, ей угрожали словами. И что неприятно, за проявления своей агрессии в школе дети не несут никакого наказания.

ОТКУДА БЕРЕТСЯ АГРЕССИЯ? Причин появления чрезмерной агрессии у ребенка несколько: 1. Мамы или папы проявляют раздражение, а ребенок на это раздражение отвечает дракой или истерикой. Почему малыш раздражает? Он не дает вам побыть наедине с мужем (женой), он не дает вам общаться со взрослыми, из-за него вам приходится сидеть дома? Из-за него вы растолстели? Найдите причины своего раздражения и постарайтесь с ним бороться.

2. Родители запрещают. Запрещают делать все самое интересное. В лужу лезть нельзя. Но как же тогда исследовать воду и землю? В песок в чистой майке нельзя. Играть с кастрюлями нельзя, трогать телефон нельзя. Почему? Взрослым же можно! Как же узнать жизнь, если все нельзя? Родители запрещают, а ребенок борется за свои права. И единственный способ — агрессия.

3. Чрезмерно предупредительная мама или бабушка. Стоит малышу пискнуть, как мама тут же бежит исполнять его капризы. А если он завопит, все желания исполняются — «только не ори!»У ребенка закрепляется в голове истина: если заору — все будет. И агрессивное поведение плавно переходит в характер.

4. На ребенка не обращают внимания.Причем, если мать не уделяет внимания сыну, он будет более агрессивным, чем дочь, которой не хватает маминого внимания.Не обращать внимания можно с самого рождения. Кричит в кроватке — пусть кричит. И агрессия зарождается тут из-за страха остаться одному и не выжить. «Я выбью себе внимание кулаками». Сначала криком, а потом кулаками.

В любом случае, причина появления агрессии у ребенка — это поведение взрослых. Как ему не быть агрессивным, если его самого физически наказывают, или если никто не говорит ему, что кусаться и царапаться нельзя. И очень важно правильно отреагировать на первые «звоночки».

— Запрещайте только когда это необходимо. Будьте разумными. Почему нельзя в лужу, если ребенка можно правильно одеть и позволить ему исследовать мир? Почему нельзя играть с водой и лепить из хлеба шарики?А вот в розетку пальцы нельзя совать, потому что это ОПАСНО. И тут уж будьте уверены в своем НЕЛЬЗЯ. Есть конфеты на обед нельзя. Потому что ты потом не будешь обедать, останешься голодным и не сможешь играть.

— Ребенок орет в магазине «Купи машинку! Купи-и-и-и!» Убеждать на месте — бесполезно. Нужно сначала прекратить истерику — вывести за капюшон из магазина, может быть, даже слегка шлепнуть, чтобы привести в чувства. А вот когда успокоится, разговаривать. А еще лучше заранее, перед походом в магазин объяснить, что сегодня покупать ничего не будем, а вот когда зарплату получу, тогда сходим и купим. Или на праздник.

— Если кусает или бьет вас, взрослого — прекратите это. Не терпите! Покажите, что вам больно — вкрикните, заплачьте. А потом объясняйте.

— Если малыш 2 лет ударил ребенка в песочнице, возьмите его за руку, извинитесь перед мамой пострадавшего, уведите. Но не забывайте ХВАЛИТЬ, когда ребенок спокойно играет, делится игрушками.

— Покажите, что чувства можно выразить словами. Пока малыш сам не научился объяснять, что с ним происходит, делайте это за него. «Мне не нравится, что ты меня бьешь, мне больно, но я понимаю, что ты сердишься, потому что я тебе запретила…» Когда чадо подрастет, просто спрашивайте: «Не нужно меня бить, лучше скажи, что тебе не нравится?» До 4-х лет, пока ребенок не осознает своих чувств, проговаривайте за него, а потом он сам сможет выражать недовольство словами, а не кулаками.

— Не запрещайте ребенку злиться! Лучше выбирайте альтернативные способы проявления агрессии: Топнуть ногой, сжать кулаки, лопнуть воздушный шарик, покричать громко, еще громче! Пусть побьет подушку, сожмет большой кусок пластилина или бросит его на бумагу с такой силой, чтобы тот сплющился. Можно устроить битву бумажными шариками. Если ребенку хочется поплакать, пусть поплачет. У любой накопившейся агрессии должен быть выход.

ВОПРОС У меня растет сын. Как научить его давать сдачи? Я не хочу, чтобы он вырос драчуном, но он должен уметь за себя постоять.

ОТВЕТ До трех лет учить ребенка постоять за себя бесполезно. Он не сможет определить, случайно его толкнули или нарочно.

А вот в 5-6 лет уже можно проводить беседы. И основное правило тут такое: Если тебя бьют — дай сдачи. НО никогда не будь инициатором драки. Не поднимай руку первым.

1. Нужно постараться решить вопрос на словах. постараться договориться. 2. Дать сдачи — это значит ответить, если тебя СПЕЦИАЛЬНО ударили. 3. Драться с драчунами нет смысла. Если знаете, что чужой ребенок дерется постоянно по любому поводу, если удар — это обычная реакция детки на все, что угодно, и ударить он может сильно, тогда учите своего ребенка держаться от такого подальше. Это не значит воспитывать труса. Это значит уберечь свое чадо от травмы. 4. Если вашего ребенка ударили, вы можете сделать чужому ребенку замечание, но НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах не толкайте чужого ребенка, не бейте, не хватайте за руки.

Вопросы психологу присылайте на mama@kp.ru

Как предотвратить проблему

Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов, если не можете их исключить полностью.

Дайте ребенку возможность естественного конструктивного выхода энергии не запрещайте бегать, вволю кататься на велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.

Сделайте дома подобие боксерской груши.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *