Рисование кистью

Пока вы учитесь рисовать, вы должны попробовать разные краски и техники, чтобы понять, что вам больше всего подходит. Рисование гуашью — моя любимая техника. Она объединяет в себе работоспособность акварели и насыщенность акрила. Я думаю, это самая универсальная краска.

Универсальность

Гуашью можно управлять, используя всего лишь воду, так что она идеальна для работы в поле или офисе, для быстрых набросков и учебы или полноценных картин. Эта среда использовалась в фильмах и анимационной индустрии в течение многих десятилетий для планировки, концепции и фона. Вы можете накладывать слои от светлого до темного и наоборот, в отличие от акварели, вы можете закрасить ошибку, а не маскировать ее. Гуашь довольно доступная и подходит для художников с любым уровнем навыков.

В этой статье я расскажу об основах: какие кисточки нужны (каких размеров и форм мне нравится использовать), какую гуашь я люблю больше всего, как выглядит моя палитра. Поскольку гуашь такая работоспособная, я объясню, как лучше использовать воду, насыщая пигмент после того, как краска высохла. Я расскажу, как использовать сухую кисть для лучшего эффекта, используя текстуру бумаги, создавать штрихи и смешивать цвета. Гуашь можно использовать при раскрашивании, как акварель, для передачи цвета и яркости. Я расскажу, как использовать эту краску в качестве основы для работы с более непрозрачными штрихами.

Узнайте некоторые основные техники рисования гуашью, а также какие инструменты и материалы вам нужны.

Кисти

Во время работы, всегда держите кисти влажными. Это поможет равномерно распределять краску и сохранять ее работоспособной. Кисти для гуаши подходят те же, что и для акварели. Они могут быть сделаны из натурального или синтетического волокна, а производятся разных форм и размеров. Я использую как круглые, так и квадратные кисти, потому что краска так легко ложится на бумагу, что форма кисти не так важна, как для масляных и акриловых красок.

Как выбрать качественные кисти

Стремясь правильно выбрать кисточки для рисования, необходимо знать, какие они бывают, из чего делают кисти и для каких красок они предназначены. Так, например, чтобы рисовать гуашью или акварелью, применяют белку, колонок и синтетику. Все они имеют свои качественные характеристики:

  • Колонок пригодна для всех стилей живописи, но цена ее довольно высокая.
  • Белка идеальна для акварели, а синтетика – для рисования акрилом.
  • Кисточка пони является неплохой альтернативой кисточкам колонок и белка.
  • Кисть, изготовленная их свиной шерсти, больше подходит для масляных красок.
  • Кисть из барсука используют для мягких красок.
  • Соболь по своему качеству обладает свойствами колонка и белки, но такой щетиной можно писать крупные работы и миниатюры.
  • Синтетика – непригодные кисти для акварели, их чаще используют для акрила.

Любая кисть изготовлена из ручки, волосяного пучка и цоколя. От качества этого инструмента для рисования зависит, удобно ли будет работать художнику. В свою очередь, от качества всех составляющих кисти зависит ее долговечность в использовании.

Чтобы правильно выбрать размеры кистей и сам инструмент, нужно сосредоточить свое внимание на следующих моментах:

  • материал, из которого изготовлена кисть – кисточкой хорошего качества удобно пользоваться;
  • ручка кисти должна быть гладкой;
  • ее длина должна быть удобна для пользователя.

Цоколь кисточки максимально плотно должен охватить ручку, фиксируя волосяной пучок неподвижно. На нем не должно быть шва, чтобы инструмент было удобно держать в руке. Самой важной частью изделия является волосяной пучок, который отличается по материалу. Синтетическая кисть для рисования по качеству хуже, чем натуральные кисти. Такие инструменты для рисования классифицируются по номерам.

Художники знают, как выбрать кисти и какие их виды имеются в продаже. На правильный выбор влияет и размер кисти, а также то, какими красками планирует рисовать специалист художественного творчества. Одному подойдут тонкие кисти, другому нужна круглая.

Кисть с хорошим волосом обладает следующими качествами:

  • ее волоски эластичные;
  • при намокании они не теряют форму;
  • не выпадают в ходе работы;
  • клей, которым они скреплены, не выходит за пределы обоймы.

На все эти характерные признаки необходимо обратить внимание, чтобы выбрать хорошую кисть.

Что нужно знать перед покупкой

Чтобы купить подходящее изделие, следует знать, из чего делают кисточки для рисования. У каждого вида имеются свои характеристики и особенности. Например, орудие с шерстью колонка подходит для любого стиля живописи. Единственный недостаток – высокая цена.

Художественные кисти для рисования состоят из определённых частей:

  • ручка;
  • волосяной пучок;
  • цоколь.

В зависимости от качества каждой детали определяется долговечность всего инструмента и удобство использования. Правильное изделие – это то, в котором ручка гладкая, а длина подходит художнику.

Задача цоколя – максимально плотный обхват ручки, чтобы щетина была неподвижной. Идеально, если на нём нет шва, тогда инструментом особенно удобно пользоваться. Номера кисточек для рисования подскажут, какую из них стоит выбрать. Чтобы купить качественную модель, новичку следует обратиться в специализированный магазин.

В последнее время становится популярным такой вид хобби, как рисование по номерам. Обычно комплект уже содержит необходимые орудия. Непрофессиональному мастеру лучше всего использовать инструмент с качественным нейлоновым волокном. Он идеально подходит для творчества.

Если изделие выбирается отдельно, учитывают тип красящего средства, качество волоса и форму. Синтетические виды подходят для работы с маслом, они могут быть плоскими. Что касается размера, это индивидуальный выбор каждого.

Важно! Кисть должна быть удобной, как будто продолжение руки художника.

На что нужно обратить внимание при покупке главного инструмента для творчества, перечислено в статье. Выбор – довольно индивидуальный вопрос, потому что одному подходят круглые изделия, а другой предпочитает тонкие.

Основные характеристики, которым они должны соответствовать, таковы:

  • эластичный волосяной пучок;
  • сохранение формы даже после намокания;
  • надёжное крепление шерстинок.

У качественного орудия клей, соединяющий пучок, не выходит за пределы обоймы. Все перечисленные разновидности кистей для рисования находятся в продаже, поэтому без подходящего инструмента никто не останется.

Виды и особенности

Использовать дешёвые или неподходящие инструменты – это означает сознательно погубить свою работу. При должном уходе и эксплуатации кисть прослужит не менее десяти лет. При выборе учитывают финансовые возможности, тип краски, с которым придётся работать.

Важно! Кисточки для акрила или масла различаются по форме, размеру и цене. Многие из них универсальны, но есть специальный инструмент, которым прорисовывают тонкие, единичные линии.

Следует помнить, что изделие, предназначенное для акрила, не подходит для масляных красок. Догадаться о назначении можно по форме пучка. Основные виды кистей для рисования можно подразделить на следующие типы:

  • с натуральной или синтетической щетиной;
  • малярные;
  • зубные.

Чтобы понять, с чем удобнее работать, важно поэкспериментировать. Поэтому не стоит упускать случая попробовать в деле даже такие варианты, как малярные или зубные. Комфортная работа также обеспечивается дополнительным приспособлением – мастихином, который представляет собой металлический нож с тонким гибким лезвием. Он предназначен для выскабливания, смешивания и нанесения краски.

Классификация по материалу

Натуральные кисти для рисования различаются видом щетины, для изготовления которой используют свиной волос, беличий и прочие. Первая идеально сочетается с тяжёлой маслянистой краской и агрессивным растворителем, например, скипидаром. Если щетина создана из беличьей шерсти, то кисть предназначается для акварели.

Инструментом удобно закрашивать мелкие детали, контролировать текучесть краски. Для купажирования или обработки деталей применяют помазок со щетиной из волос соболя. Вариант подходит как для масла, так и для акварели.

В последнем случае ручка должна быть длиннее, чем обычно.

Среди других используемых натуральных материалов ценится козья шерсть. Средство для работы не только удобное, но и стоит недорого. Обычно применяется для акварели. Пучок также изготавливают из шерсти пони, он получается упругим и мягким. Применяется при рисовании тушью или гуашью.

Синтетические орудия для рисования стоят дешевле и являются неплохой заменой натуральным. Их недостаток заключается в том, что они быстро теряют форму. Изделие с нейлоновой щетиной подходит для акрила, но не предназначено для акварели.

Кисти белка

Кисточки с разным ворсом.

Традиционная, всем хорошо знакомая кисточка — беличья, она мягкая, тонкая и эластичная, мазки получаются сочными и яркими. Обычно она состоит из деревянного стилуса, оцинкованной оплётки, зажимающей волос белки.

Беличья кисть прекрасно держит форму, не ломается, хорошо впитывает влагу и легко моется под струёй воды. При соприкосновении с бумагой и другими поверхностями (фарфором, фаянсом, деревом), волоски не разъединяются и ведут чёткую линию, без «полос».

Самыми ценными у художников считаются кисти из верхней части хвоста сибирской белки. Самый лучший ворс находится именно в хвосте белки, волоски там наиболее длинные.

Мех белки имеет хорошие показатели по удерживанию влаги, чем он выгодно отличается от волоса колонка при работе с акварелью, темперными красками. Кисточка из белки при намокании собирается в один плотный пучок, что подходит для кропотливой контурной работы. Её можно подолгу держать в воде.

Беличьи кисти — в основном круглые, но из белки могут делать и кисти другой формы.

Итак: кисти из белки применяются в основном для работы с акварелью и красками на водной основе. Для масляных красок беличьи кисти не подходят, они очень нежные и от растворителя сразу начинают вылезать.

За беличьими кистями нужно ухаживать, мыть после использования, подсушивать, складывать в коробку.

Кисти колонок

Сверху вниз, на фото кисти: нейлон 7, коза 7, синтетика 6, синтетика 5, колонок 4, белка 7.

Колонок – животное из семейства куньих, его шерсть обладает великолепными свойствами — она мягкая, упругая. Ворса кисточки из колонка великолепно сцепляется с водой, улучшает показатели текучести краски, подходит для работы с акварелью (в том числе профессиональной).
Колонковая кисть – это лидер среди кистей. Волос колонковых кистей тонкий, упругий имеет коническую форму. С кончика кисти краска стекает непрерывным потоком и с наилучшей консистенцией. Отличаются сочетанием упругости и эластичности, в тоже время остаются мягкими.

Кисти из колонка предназначены для художественных работ с акварелью, маслом, темперой, гуашью и акрилом. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей. Бывают круглые и плоские.

Но кто же такой колонок? Об этом животном слышали немногие.

Колонок (лат. Mustela sibirica) — ценный пушной промысловый зверёк, из рода ласок и хорей, его мех высоко ценится, а длинные волоски из хвоста идут на кисти для художников.Мех колонка – очень густой, мягкий, тёплый, пышный.

Колонок — рыжий зверёк, по размеру меньше кошки, гибкий, на мордочке у него чёрная «маска». Он охотится на относительно крупных животных: зайцев, тетеревов, глухарей. Растительную пищу не употребляет, в крайнем случае может питаться насекомыми. Всю зиму он сидит в норе, передвигается, если нужно, под снегом. В снежных туннелях колонок ловит мышей-полёвок. Он запасает себе пищу на зиму и устраивает целые склады.

Кисти «Series 7» от Winsor & Newton (смотрите в каталоге кистей) — это наивысшее качество среди кистей из волоса колонка. Название серии произошло в 1866 году, когда Её Величество Королева Виктория приказала компании W&N произвести для неё кисти самого наилучшего качества, её любимого размера №7. В результате Компания Winsor&Newton назвала целую серию кистей «Series7» в честь этого памятного события. Эти кисти сделаны мастерами вручную. Они подарят вам неповторимое наслаждение от работы с акварелью, ведь они сделаны профессионалами из лучших материалов и по лучшим традициям, вручную. Правда, и цена у них… очень высока, по-королевски.

Кисти «Series 7» от Winsor&Newton, колонок.

Кисти пони

В отличие от обычных лошадей, у которых волос жёсткий, волос пони (с гривы и хвоста) отличается мягкостью, поэтому используется для изготовления кисточек. Особенно для кистей ценится волос шотландского пони. Волос кисти пони средней жёсткости, ближе к мягкому.

Волоски кистей пони несколько толще, чем у белки, расстояние между волосками больше, поэтому воду такая кисточка набирает меньше, чем кисть из белки или колонка. Собирается в форму конуса, не слишком упруги.

Идеальны для начинающих художников и их часто используют в детских образовательных учреждениях.

Преимущества: надёжность, долговечность (крепкий толстый волос).

Используют в основном для красок: акварель, гуашь, темпера, а также клей и косметические цели.

Часто используется детьми дошкольного возраста и начальных классов.

Кисти пони отлично впитывают краски, но отдают не так охотно, как впитывают.

Кисти из щетины

Кисти из щетины изготавливают из отборного ушного волоса свиньи. Щетинные кисти используются для профессионального рисования акварелью на бумаге с грубой фактурой, на холсте.

Кисти из щетины особенно удобны для вырисовывания контуров, создания контрастов, волоски не должны топорщится.

Лучшие щетинные кисти изготавливаются из волоса китайского ангкингского борова. Упругая, крепкая щетина этого животного (волос достигает 20 см) подвергается специальной обработке — щетина кипятится и отбеливается, и лишь белый волос идёт на изготовление профессиональных кистей.

Кроме упругости, у кисточек из щетины есть ещё одна важная особенность: расщепленный кончик свиного волоса способствует хорошей наполненности кисти и ровному её нанесению на поверхность. Они истираются со временем, но их легко заменить, т.к. стоят они недорого.

Бывают и плоские и круглые, применяются для работы с масляными, акриловыми красками, с гуашью в сухой технике.

Кисти синтетика

Качественные кисточки для рисования.

Кисти из синтетики – это аналог натурального колонка по параметрам жёсткости и эластичности, а по цене — на порядок дешевле. Упругость волоса даже выше, чем у колонка, однако синтетика уступает колонковым по наполнению кистью водой и объёму впитываемой краски.

Синтетическими кисточками можно рисовать чёткие и ровные линии.

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.

Стандартная толщина волоса кисти — 0,08 мм, однако бывают и другие варианты: при толстом волосе упругость синтетики близка к щетине, но сохраняется форма и водоотталкивающие свойства, а при тонком кисть из синтетики впитывает больше воды и она становится мягче, близка к колонковому волосу.

Высоко ценится качество синтетических кисточек японского производства, там производят волокно методом вытягивания, волос кисти — не обрезной, а вытянут под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком, они устойчивы к кислотам и едким жидкостям, поэтому их можно использовать для клея, они не боятся разбавителей.

Синтетической волос на основе нейлона — жёсткий и не отдаёт воду, он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила подходит отлично.

Синтетический волос на основе сложных полиэфирных волокон имеет капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

По стойкости от механического воздействия синтетические кисти уступают натуральным, т.к. ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Но такие кисти стоят недорого, профессиональные художники покупают синтетику в большом количестве, и для рисования детьми эти кисточки очень хорошо подходят.

Кисти коза

Эти кисти изготавливают из меха козы. Волос длинный, мягкий и упругий, хорошо держит краску и не оставляет следов на поверхности.

Применяются кисточки из ворса козы при работе с акварелью, при технике суми-э (живопись тушью), каллиграфии, в работе с керамикой.

Важно, что кисти из волоса козы выдерживают температуру горячего воска, поэтому используют в горячем батике.

Редкие виды кистей

Помимо всем знакомых беличьих кистей, пони, и т.п., существуют и редкие, о которых знают, как правило, только профессиональные художники. Это кисти из волоса барсука, медведя, ласки, волка, куницы, бычьего волоса, мангуста, песчаника, соболя, каучука, и другие.

Что значит номер на кисточке для рисования?

Палитра.

Номер означает ширину, диаметр кисти в мм. Это размер кисти — от тонкой «нулёвки» до толстых кистей 10, 12… Кисти круглые собираются в круглую обойму и в зависимости от диаметра обоймы идёт и нумерация размера, начиная с 0 до 20 и выше, шаг — 1 мм. Круглые кисти могут быть как обычные, так и с удлиненным ворсом (в полтора раза длиннее стандарта).

Художественные кисти для рисования бывают круглые, плоские и веерные.

Кисти нулевки — самые тонкие, они собраны буквально из нескольких волосков, используются для прорисовки мелких деталей, для миниатюры.

Нулёвки делают обычно из колонка, беличьи нулёвки к работе почти непригодны, они слишком мягкие.

Встречаются кисточки с нумерацией 00 (два нуля), но такие кисточки трудны в работе, потому что на одном волоске краска не держится. При этом, если кисть качественная, грамотно собрана, то и номером 2 вполне можно писать миниатюры.

Разница между номерами кисточек 0 и 1 незначительна, а учитывая, что кисть имеет обыкновение стираться, то лучше (особенно для ребёнка) выбрать кисточку 1, а потом она превратится в номер 0.

Кисть белку лучше использовать, начиная с размера 2 и выше, оптимально — 3-4, для акварели — 4-6.

Кисть плоская – это обычная круглая кисточка, только расплющенная. Нумерация размеров у плоских кистей идёт только по чётным цифрам – самый маленький размер 2, дальше 4, 6, 8, 10, 12, большие 16, 18. Дело в том, что при сжимании круглой кисти с номером 1 она превращается в плоскую 2 мм. При сжатии круглой двойки получается 4 плоская. Но при сплющивании не всегда есть возможность сделать из №2 строго 4 мм, может получиться 3 или 3,5 мм. Чтобы не было слишком много размеров кистей (в этом нет смысла), у плоских кистей сделали градуировку по чётным номерам, все неточные относят к ближайшему размеру.

К плоским кистям можно отнести флейц – это широкая плоская кисточка, с 20 номера (ширина 2 см). Их используют для больших работ — например, при росписи иконостасов, в росписях стен.

Строение кисточки

Кисть состоит из трёх частей:

  • ручка (деревянная или пластмассовая, но лучше брать с лакированной деревянной)
  • металлическая обойма (капсюля, цоколь), служит для придания формы и сохранности волосяного пучка, соединения его с ручкой кисти
  • волосяной пучок (могут быть разные варианты ворса)

Подходящие кисти для работы с маслом

Для художников, которые пишут картины масляными красками, рекомендуется приобретать следующие кисти:

  • щетинные, отличающиеся особой упругостью и быстро впитывающие краску;
  • средние по мягкости кисти из мангуста;
  • кисти из барсукового волоса, которые подходят для смешивания масла и акрила;
  • синтетическая кисть нейлон, которая по качеству практически не уступает натуральным.

Синтетика ценится недорого, поэтому такими кисточками рисуют в школе на альбомной бумаге. Благодаря светлым нейлоновым волоскам дети хорошо видят оттенок краски на щетине. Тоненькой кисточкой удобно наметить контуры и границы между цветом, а толстой – раскрашивать большие площади рисунка.

Какие существуют формы кисточек

Все кисти для гуаши, акварели и масляных красок могут отличаться между собой еще и по форме щетины:

  • Круглые кисти. Эти изделия пригодны для рисования гуашевой краской, позволяя закрасить мелкие детали рисунка.
  • Плоские кисти. Более эластичны, поэтому используются для закрашивания участков картин с крупным планом изображения, например, земли, неба, травы. Их капсюль сдавливается на конце, образовывая плоский пучок волос. Художники используют их для зарисовки городских пейзажей. Форма кисточки по своим очертаниям напоминает кошачий язык.
  • Кисти флейц. Их форма достаточно широкая, чтобы наносить на картинное полотно широкие мазки. Используются в основном в работе с акварелью, иногда – с масляными красками.
  • Шрифтовые кисточки. Это круглые и очень длинные по своей форме кисти, нужны, чтобы наносить тонкие линии. Они нашли свое применение в графике.

  • Линейные кисти. По всем своим показателям напоминают шрифтовые, отличаясь только коротким волосом.
  • Веерные кисточки. Являются одной из разновидностей плоских кистей. Такое название они получили за счет своей формы в виде веера. Их применение позволяет смягчить цветовую растяжку и контраст контуров.

От правильно выбранного инструмента зависит конечный результат работы художника. Но для опытного живописца такой выбор – не проблема.

Краски

Я предпочитаю Holbien Artist’s Gouache, но вам лучше поэкспериментировать с брендами и решить, с какими вам больше нравится работать. Как у акрила, у гуаши существует множество пигментов. Вам же хватит спектра цветов радуги. Вы сможете смешать их, чтобы получить тот цвет, который вы ищите. Вы так же можете использовать гуашь прямо из тюбика или смешать ее на палитре. Краску можно разбавить водой, чтобы она смотрелась, как акварель, или была густой, как акрил.

Раскрашивание гуашью

Закрашивание похоже на глазирование. Водой покройте область, которая будет закрашена небольшим количеством цвет, что служит основой для работы. Начинайте со смешивания краски и затем набирайте ее влажной кистью. Это поможет пигменту легче распространяться по бумаге. Используя ровные мазки и, по мере необходимости, пополняя кисть, закрашивайте область, нужную вам, следя за границами.

Непрозрачные слои

Дополнительные слои используются, чтобы скрыть нижние: подобно рисованию акрилом. Гуашь имеет насыщенное и яркое свойство. Как и пастель, она используется грубым способом. Краска выглядит очень объемно. Сначала пробуя гуашь, густо накладывайте ее в форме облака, чтобы покрыть предыдущий слой. Это значит почти не добавлять воду во время того, как распределяете краску на бумаге.

Создание градиента

Ошибки, сделанные гуашью можно исправить в течение часа или даже нескольких дней после того, как она легла. С ней можно работать бесконечно. Чтобы создать градиент между штрихами смочите кисть, приложите к уже высохшему штриху розовой (pink) гуаши и перенесите пигмент в сторону фиолетового (purple) штриха, после чего смешайте их. Используйте кисть, чтобы перемешать пигменты и достигнуть полного их слияния.

Рисовка сухой кистью

Сухая покраска — это метод наложения цвета так, чтобы сохранять текстуру. Используя свою кисть, наберите слегка влажную гуашь. Стряхивайте краску с кисти до тех пор, пока на ней не останется 30 процентов от набранного. Затем быстрым мазком и без воды проведите кистью по поверхности. Видно, как текстура бумаги и кисть помогают создавать рваный эффект.

Размытые мазки

Размытые мазки — то же самое, что и рисование полупрозрачной краской. Используйте кисть и пигмент, чтобы смешать цвета на бумаге. Это более органичный способ живописи, но он предполагает более свободное распространение цвета на бумаге. Используя кисть, наберите краску с палитры и распределите по бумаге, осторожно, чтобы не смешать слишком много. Это может выглядеть грязно. Ключ к успеху-не перестараться.

Расплывчатые штрихи

Гуашь — краска на водной основе. Если смочить ее водой, она будет напоминать акварель по текстуре. Расплывчатые штрихи могут использоваться цветовой базой, на которой можно дальше рисовать. Хорошо смочите кисть и наберите немного пигмента, нанесите на бумагу. Используя больше воды и разные цвета, оставляйте капли краски в лужице воды на бумаге. Посмотрите, как цвет расползается по бумаге.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *