СДВГ лечение у детей

Содержание

Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Низкая успеваемость ребенка в школе и нежелание ходить на занятия – распространенная проблема во многих семьях. Причиной этому могут быть большие нагрузки школьных программ и неумение учителей подать информацию в интересном виде. Повысить концентрацию внимания, память и усидчивость можно с помощью разных методов.

Эйдетика – наука о развитии памяти. Она помогает человеку более эффективно воспринимать информацию. Основной принцип эйдетики состоит в следующем: любую информацию можно представить в виде картинок-образов. Такой способ обучения используется не просто для улучшения памяти, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят уклоняться от выполнения домашних заданий. Эйдетика для детей — методика, подходящая школьникам любого возраста.

Таблетки для памяти

Низкий уровень успеваемости в школе вполне может быть из-за рассеянного внимания. Решить проблему помогут ноотропные препараты для улучшения памяти, они позволяют повысить кровообращение мозга и концентрацию внимания. Ноотропы оказывают положительное воздействие не только на интеллектуальные способности детей и взрослых, они также нормализуют общее состояние нервной системы. Такие лекарства для улучшения памяти содержат нейромедиаторы, витамины и аминокислоты. Еще один активный компонент данного средства – глицин. Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и положительно влияет на умственные способности. Купить ноотропный препарат можно после консультации с врачом.

Вещества, которые имеют прямое отношение к памяти: кальций, йод, медь, марганец, железо, магний, цинк, ниацин, фолат, холин, лецитин, витамины В1, В6, В12 и С. Эти вещества содержатся в биологически активных добавках (БАД), которые не являются лекарственными средствами, а также в натуральных продуктах.

  • Мозгу нужна глюкоза — источник энергии. Чтобы восполнить ее недостачу, необходимо употреблять в пищу продукты, улучшающие память — бананы, картофель и виноград.
  • Естественные стимуляторы мозговой активности — витамины группы В. Они содержатся в злаковых культурах, молоке, печени и дрожжах.
  • В нежирном мясе, кунжуте и яблоках содержится железо, которое отвечает за нормальный уровень гемоглобина в крови.
  • Цинк и медь активизируют мышление. Они содержатся в цветной капусте, зернах подсолнуха и овсяной каше.
  • Лецитин отвечает за нормальный рост и развитие организма, он также нужен для обеспечения концентрации внимания и благоприятной работы мозга. Его основные источники: орехи, сельдь, яйца, сливочное масло.
  • Магний и кальций есть в сыре, авокадо, кунжуте и манго.

Мозг состоит из воды на 85%. Дефицит даже 2-3% воды может существенно понизить активность мозга. Чтобы иметь возможность быстро решать задачи и запоминать правила, подростку нужно выпивать не менее двух литров воды в день.

Головной мозг, как и тело, нуждается в постоянных тренировках, иначе он просто теряет тонус.

Компоненты, компенсирующие недостатки рациона

Образ жизни и питания зависит от среды обитания ребёнка и культурно-кулинарных особенностей региона, в котором он живёт. Наиболее здоровой считается кухня южных приморских районов с обилием морепродуктов, растительных жиров, орехов.

Необходимые для активной работы мозга Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты можно, например, получать из семян льна, где окисление происходит в гораздо меньшей степени, чем в льняном масле при контакте с кислородом и светом. Для восполнения суточной потребности обычно хватает 1 чайной ложки семян. В атлантическом лососе, в консервах сардин в томатном соусе, форели или тунце (перечислены в порядке убывания Омега-3) тоже содержится достаточное количество кислот. В лососе, например, на 100 граммов продукта приходится 1,8 грамма Омега-3, в консервах тунца – 0,7 грамма на 100 г продукта. Однако иногда естественного повседневного питания недостаточно для восполнения всех потребностей мозга и ЦНС. В этом случае ценность рациона увеличивают с помощью пищевых добавок.

Рыбий жир. Продаётся в разных форматах и упаковках. Однако тестовое сравнение, проведённое американской исследовательской группой, показало заметное отличие содержание Омега-3 в рыбьем жире различных фирм-производителей. Процент содержания жирных кислот незначительно, но отличался даже в разных партиях одного и того же производителя. Исследователи отмечают, что на результаты могло повлиять и качество хранения добавки. Поэтому лучше брать продукт авторитетных брендов (например, Доппельгерц), обязательно проверяя дату выпуска.

Поливитаминные комплексы. Эффективнее действуют в растворимых таблетках, помогая повысить тонус и снизить сонливость уже через 2-3 дня после начала курса. Однако сугубо витаминные комплексы (например, «Нейромультивит») необходимо дополнять магниесодержащим минеральным комплексом. Для укрепления памяти внимания ребёнка хорошо сочетать магний с витаминами группы B.

Аминокислоты. К наиболее важным для активности мозга аминокислотам относятся:

  • тирозин и фенилаланин (использующийся в качестве строительного материала для дофамина, норадреналина и мелатонина), которые улучшают сон и повышают мотивацию,
  • триптофан / 5–НТР, который известен как предшественник серотонина – гормона радости,
  • S–аденозил–метионин, прописываемый в этой форме для избавления от депрессивных состояний.

Развитие памяти у детей: упражнения для мозга

  1. Заставьте работать и правое и левое полушарие головного мозга. Для этого возьмите два карандаша, в правую и в левую руку, а затем нарисуйте одновременно две фигуры.
  2. В течение минуты левой рукой гладьте себя по голове, а правой отбивайте дробь по столу. Через минуту поменяйте действия для каждой из рук – левой отбивайте дробь, а правой – гладьте голову.
  3. Делайте привычные дела по-новому. Любое нестандартное поведение формирует новые нейронные связи, а значит, улучшает работу мозга.
  4. Применяйте нестандартные подходы к обучению. Например, ребенок учит правило: «не с глаголами пишется раздельно». Предложите ему представить, что глагол – это футболист, а частица «не» — это мяч, который нужно отбросить.
  5. Учите с ребенком стихи и песни. Ключевые слова предложений можно нарисовать в виде ярких образов.
  6. При заучивании последовательности слов попросите ребенка придумать историю, в которой запоминаемые слова будут располагаться в нужном порядке. Такой способ отлично тренирует память и развивает фантазию.
  7. Психологи подтверждают, эмоционально окрашенные события запоминаются быстрее. Чтобы запечатлеть в своей памяти что-либо, проводите аналогии и создавайте ассоциации. Чем больше ярких образов, тем лучше.
  8. Новые английские слова и математические формулы записывайте на стикерах и развешивайте там, где вы обязательно наткнетесь на них взглядом.
  9. То, что вам особенно хорошо нужно запомнить, повторяйте перед сном.

Существуют различные игры на развитие памяти, логики с интересными заданиями и головоломками. Полноценный сон, хорошая двигательная активность, правильное питание – все это важные условия для улучшения памяти и работы мозга.

Помогаем ребенку: лекарства для улучшения успеваемости

Нет такой матери, которая бы не хотела, чтобы ее чадо приносило из школы только положительные отметки. Но для успешной учебы ребенку необходимо обладать хорошим вниманием и памятью, и если с этими показателями имеются проблемы, о хорошей успеваемости говорить не приходится. Помочь решить эти проблемы могут специальные лекарственные средства.

Препараты для концентрации внимания у детей называются ноотропами. Они позволяют в несколько раз улучшить интеллектуальную деятельность ребенка, активизировать его познавательные функции, улучшить кровоснабжение головного мозга. Лекарства для улучшения внимания и памяти могут значительно уменьшить имеющиеся расстройства этих показателей умственной деятельности, но они неспособны сделать так, чтобы их уровень превысил норму, данную ребенку от природы.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Как отличить активность от гиперактивности?

Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию?

Гиперактивный ребенок

Активный ребенок

Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет.

Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку.

Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы.

Много и быстро говорит. Задает множество вопросов.

Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии.

Нарушения пищеварения и сна встречаются редко.

Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно.

Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике.

Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки.

Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует.

Причины снижения внимания у детей и подростков

Главная причина расстройств мозговой деятельности у детей и подростков — недостаточное снабжение головного мозга кровью, несущей кислород и питательные вещества. Это может быть связано с постоянным стрессом, внутренним конфликтом или страхом. Если в основе нарушений лежат психологические проблемы, то в комплексе с медикаментозным лечением показано посещение детского психолога или психиатра.

Также к снижению концентрации внимания и памяти приводит неправильное питание — употребление напитков, обладающих тонизирующим эффектом (Кола, Пепси, кофе) и переедание. Чтобы переварить избыточное количество пищи, желудку и кишечнику требуется большой прилив крови. Тогда от недостатка крови начинают страдать остальные органы и системы, и особенно губительно это сказывается на нервной системе ребенка.

Лекарственные средства для улучшения внимания у детей и подростков

Детям и подросткам в процессе обучения требуется усиленная концентрация внимания, а потому они больше подвержены умственным перегрузкам. Ноотропные препараты улучшают кровообращение и обмен веществ в клетках головного мозга, активизируют мыслительные процессы и способствуют хорошей учебе.

Современная медицина предлагает большое количество средств, позволяющих стимулировать работу нервной системы школьников. Лекарства для улучшения мозговой деятельности отпускаются без рецепта, но приниматься они должны строго по назначению врача-невролога или психиатра. Их бесконтрольный прием, тем более у детей, может быть опасен.

  • Глицин — ноотропный препарат, повышает работоспособность, нормализует сон, обладает седативным эффектом, улучшает умственные способности, активизирует процессы защитного торможения в ЦНС. Форма выпуска — таблетки, рассасывающиеся под языком до полного растворения.
  • Пирацетам — оказывает положительное воздействие на обменные процессы в мозге, способствует лучшему усвоению учебного материала. Но при наличии в анамнезе индивидуальной непереносимости или почечной недостаточности препарат противопоказан. Форма выпуска — таблетки и капсулы.
  • Биотредин . Препарат содержит витамин В6 и треонин — вещества, оказывающие положительное влияние на нервную систему. Средство активизирует когнитивные функции мозга, обладает успокаивающим эффектом, способствует улучшению памяти и внимания подростков. Форма выпуска — таблетки.
  • Фенибут — ноотропное средство, стимулирующее приток крови к мозгу, снижающее тонус его сосудов. При применении этого лекарства по назначению врача значительно улучшается умственная работоспособность, активизируется память и способность к запоминанию больших объемов информации. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Аминалон — препарат гамма-аминомасляной кислоты. Восстанавливает обмен веществ в головном мозге, улучшает переработку глюкозы, выводит токсины. Показан при нарушениях работы нервной системы, для активации мыслительной деятельности. Фора выпуска — таблетки.
  • Пантогам — ноотропный препарат, содержащий в качестве действующего вещества гамма-аминомасляную кислоту. Показан при психоэмоциональных перегрузках, расстройствах внимания и памяти, для активации интеллектуальной деятельности, снятия нервного напряжения. Форма выпуска — сироп, таблетки и капсулы.
  • Тенотен — гомеопатический препарат, улучшает питание клеток детского мозга, ускоряет созревание нервной системы ребенка, способствует активации мозговых процессов. Выпускается в форме таблеток.
  • Нобен — средство на основе коэнзима Q10. В результате приема возрастает концентрация этого вещества в клетках головного мозга, активизируется память и процессы запоминания информации. Форма выпуска — капсулы.
  • Билобил (аналоги — Танакан, Билоба и другие) — лекарство на основе экстракта растения гинкго билоба. Нормализует тонус мелких сосудов головного мозга, стимулирует работу нервной системы, обладает незначительным успокаивающим эффектом. Средство выпускается в форме таблеток.
  • Интеллан — снимает нервное напряжение, эффективен при умственных перегрузках. Форма выпуска — сироп и таблетки.
  • Фезам — показан при нарушениях мыслительной функции, снижении памяти и концентрации внимания, а также при отставании в интеллектуальном развитии. Средство устраняет раздражительность, способствует лучшей обучаемости. Форма выпуска — капсулы.

Нужно помнить, что одного медикаментозного лечения расстройств работы мозга будет недостаточно. Развивать интеллектуальные функции можно любыми доступными средствами — заучиванием наизусть, чтением, различными развивающими играми. Кроме того, ребенку необходимы забота и поддержка родителей. Только в случае соблюдения всех этих условий можно за достаточно короткий срок добиться прекрасных результатов.

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

А. Таранин

Нана Куликова, управляющий партнер агентства «Русинтернетком», во время аврала решила принять ударную дозу препарата, который улучшает работоспособность. Перед ее командой тогда стояла задача – в сжатые сроки придумать план «коррекции репутации» для одного силового ведомства. Препарат пантогам ей посоветовали друзья-бизнесмены: с его помощью они могли не спать двое суток. Эффект ее впечатлил. «Мы не спали почти 50 часов, зато в итоге наш проект приняли, одобрили на самом высшем уровне, всё получилось на ура, и над ним мы работали еще год», – делится Куликова.

50 часов нон-стоп

Таблетки, придуманные для больных, превращаются в модный допинг для трудоголиков. К примеру, ноотропные препараты, которые в 70-х создавались для лечения старческого слабоумия, болезни Альцгеймера, нарколепсии (приступы непреодолимой сонливости) и синдрома нарушения внимания, сейчас позиционируют как средства повышения работоспособности. Они стали своеобразной виагрой для ума. «Без применения стимуляторов высокий темп жизни поддерживать невозможно, – убеждает реклама препарата провигил, который продается в США, а россияне его могут купить в интернете. – Препарат, позволяющий бодрствовать более 40 часов, сохраняющий физические и психические силы, не имеет эффекта похмелья, поэтому он быстро приобрел славу лекарства, сдвигающего время».

В России прием таких препаратов в качестве стимуляторов популярен пока в узких кругах: у студентов во время сессии и людей, работающих с большими нагрузками, говорит Сергей Шуляк, гендиректор компании DSM Group.

Российские работодатели настороженно относятся к работоспособности, которая держится на таблетках. В компании «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) около 90% сотрудников – это производственный персонал. «И конечно, мы резко отрицательно относимся к приему стимуляторов, ведь это создает риски для безопасности», – убеждена Юлия Николаева, заместитель гендиректора ОМЗ, эксперт Ассоциации менеджеров. Обычно всех, кого можно заподозрить в приеме любого допинга, будь то алкоголь или сильнодействующие лекарства, снимают со смены, проводят освидетельствование, добавляет она: «И вообще, мы пропагандируем полноценный отдых и сон, даже с семьями проводим работу, чтобы жены следили за мужьями, если те плохо высыпаются».

Нечестная игра

Российский Минздрав не считает проблему масштабной и напоминает лишь, что самолечение опасно. Однако в Западной Европе и США ее обсуждают всерьез. Лекарства, помогающие лучше работать, вполне могут навредить здоровью, считает Барбара Сахакиан, профессор Школы клинической медицины Кембриджского университета. К тому же их можно сравнить с использованием допинга, дающего несправедливое преимущество. Американский Университет Дьюка на своем сайте прямо заявляет: использование препаратов без предписания врача ради увеличения собственных показателей – это жульничество.

С другой стороны, лекарства действительно могут улучшить память, концентрацию внимания, стрессоустойчивость. В 2011 г. в лондонском Имперском колледже поставили эксперимент – дали модафинил, прописываемый при нарколепсии, страдающим недосыпанием врачам. Они стали куда эффективнее принимать решения и меньше нервничать. Таблетки оказались лучше кофеина, который вызывал дрожь в руках.

Эксперты опасаются, что усиливающаяся конкуренция на рынке труда подсадит людей на медпрепараты. «Все больше внимания уделяется эффективности труда, – рассуждает Карен Дейл, старший преподаватель Университета Ланкастера. – Недостаточно быть просто хорошим работником, нужно демонстрировать активность. Вполне вероятно, что люди начнут искать способы, как бы облегчить себе работу». Однако компании вряд ли дойдут до того, чтобы прописывать медпрепараты работникам из-за юридических рисков и непонятных долгосрочных последствий такой стимуляции, считают эксперты.

Пить или не пить

Ноотропы не вызывают привыкания, как антидепрессанты, но имеют свои неприятные эффекты. Ольга Гилева, директор екатеринбургской компании «Счастливый билет», принимала ноотропы, чтобы лучше сдать экзамены в вузе. «Все было здорово, сессию сдала замечательно, – рассказывает она. – Только в другой раз оказалось, что действие их не такое яркое. А потом я заметила, что стало трудно думать, появилась заторможенность. Все-таки усталость возникает в организме не просто так, и за подобные эксперименты человек платит здоровьем, часто психическим».

В ситуации аврала здоровому человеку можно принимать ноотропы не больше 3–4 дней, а после нужно выспаться, говорит Шляпников. После нескольких месяцев приема развивается бессонница: мозг, запущенный на полную катушку, привыкая работать круглосуточно, не может вечером отключиться и заснуть, предупреждает Шуляк.

И в то же время от этих препаратов никогда не будет мгновенного эффекта, уточняет Дмитрий Никогосов, руководитель аналитического департамента биомедицинского холдинга «Атлас»: «Часто особо нетерпеливые забывают об этом, что может привести к передозировке. Все-таки молниеносных и безопасных для жизни повышателей работоспособности не существует». И как бы интенсивно вы ни работали, не стоит забывать: прежде всего обеспечьте головному мозгу нормальный режим питания и сна, резюмирует Гибински.

В подготовке статьи принимал участие Антон Осипов

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

• различные инфекции;

• родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

• отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

• неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Гиперактивные дети – одна из актуальных проблем современной нейропедиатрии, которой посвящено множество публикаций в медицинской периодике . Эту проблему окружает множество мифов, причем нередко противоречивых и совершенно ни на чем не основанных. К сожалению, даже среди врачей бытует немало дискутабельных, а зачастую просто неверных представлений по этому вопросу, которые хотелось бы прояснить. Представляем некоторые мифы, наиболее широко распространенные в медицинской среде, с соответствующими комментариями.

Миф 1.

Гиперактивность и синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это одно и то же

Комментарий. Как минимум, существуют две разновидности гиперактивности у детей: 1) СДВГ, 2) гиперактивность без СДВГ. Следует определить СДВГ как этиологически гетерогенную группу нарушений поведения у детей старше 5-летнего возраста: нарушение внимания и гиперактивность, потенциально приводящие к нарушениям обучения, снижению качества жизни и/или антисоциальному поведению . Диагноз СДВГ устанавливается детям в возрасте старше 5 лет. Гиперактивность без СДВГ (в частности, как один из исходов перинатального поражения нервной системы) может наличествовать у детей любого возраста и при этом никогда не трансформироваться в СДВГ .

Миф 2.

СДВГ – это не болезнь, а синдром

Комментарий. СДВГ является термином, принятым к использованию в нашей стране. Следует помнить, что в настоящее время за рубежом это патологическое состояние обозначается англоязычным термином attention deficit/hyperactivity disorder (ADHD или AD/HD), т. е. о синдроме как сугубо совокупности определенных симптомов речь не идет .

Миф 3.

СДВГ – это психическое заболевание

Комментарий. Хотя в соответствии с действующей в настоящее время Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) СДВГ относится к психиатрической рубрике F90 («Гиперкинетические расстройства»), точнее – F90.0 («Нарушение активности и внимания»), это состояние скорее является не расстройством психики, а нарушением поведения. Поэтому проблемой СДВГ занимаются не только психиатры, но и неврологи, педиатры и медицинские психологи .

Миф 4.

СДВГ – это чисто генетическое заболевание

Комментарий. Большинство приверженцев американской этиопатогенетической концепции СДВГ склонны считать генетические факторы определяющим моментом при этом патологическом состоянии. По разным данным, генетическая предрасположенность к СДВГ свойственна 40–75% пациентов . Предполагается, что средовое воздействие (эндогенные, экзогенные, пренатальные, постнатальные, психосоциальные, токсические, инфекционные и алиментарные факторы; паттерны воспитания в семье, имитационное поведение и т. д.) также чрезвычайно важно в формировании гиперактивности и СДВГ .

Миф 5.

СДВГ – результат неумеренного использования различных гаджетов и воздействия телевидения

Комментарий. Персональные компьютеры (ПК) и телевидение (ТВ) – постоянные спутники современных детей и подростков. Официальная медицина не располагает объективными доказательствами того, что многочасовой просмотр ТВ-программ является значимым фактором в формировании СДВГ . Дискутабельной остается роль ПК при этом виде патологии. В любом случае детям и подросткам с СДВГ следует рекомендовать ограничить время, проводимое в интернете, за просмотром ТВ-программ и видеофильмов, а также при обмене SMS-сообщениями .

Миф 6.

Четких критериев СДВГ не существует

Комментарий. В МКБ-10 изложены абсолютно четкие критерии СДВГ, устанавливаемые на основании соответствующего опросника, состоящего из трех блоков вопросов (табл. 1) . В США для установления диагноза СДВГ используются сходные с ними критерии DSM-V (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), имеющие некоторые отличия (табл. 2) . Последние иногда используются в Российской Федерации, хотя предпочтение следует отдавать вышеупомянутым критериям МКБ-10.

Миф 7.

СДВГ – неизлечимое заболевание

Комментарий. При СДВГ биохимические/нейрохимические изменения в ЦНС касаются нарушения метаболизма нейромедиаторов, в первую очередь катехоламинов; при этом у пациентов имеется ряд особенностей церебрального метаболизма, серотонина, дофамина, а также глюкозы. Эти изменения считаются относительно стационарными, хотя в определенной степени поддаются коррекции на современном этапе развития медицины. Существуют как фармакологические, так и нефармакологические подходы к коррекции этого состояния. Поэтому СДВГ не только поддается лечению, но и подлежит терапии как любое нарушение поведения .

Миф 8.

При СДВГ страдает (снижен) интеллект
Комментарий. Большинство экспертов в области изучения СДВГ сходятся во мнении, что интеллект при СДВГ обычно не страдает. Но при этом у детей и подростков с СДВГ отмечаются когнитивные нарушения, т. е. у ребенка снижается способность к обучению/научению, что сопровождается снижением академической успеваемости .

Миф 9.

СДВГ лечится только психостимуляторами
Комментарий. Если перечислить весь арсенал медикаментозных средств, используемых в различных странах мира для лечения СДВГ, то в числе фармакологических препаратов окажутся следующие:
1) психостимуляторы (метилфенидат, декстроамфетамин и др.);
2) антидепрессанты трициклические и более новые (имипрамин, дезипрамин, бупропион);
3) модулятор (атомоксетин);
4) центральные α2-стимуляторы (клонидин и др.);
5) анксиолитики (буспирон и др.);
6) препараты ноотропного действия (аминофенилмасляная кислота, глицин и др.) .

Миф 10.

СДВГ лечится без лекарств

Комментарий. Альтернативные (нефармакологические) подходы к терапии СДВГ у детей и подростков не только существуют, но и достаточно многочисленны: модификация поведения (психотерапия), метод биологической обратной связи (БОС), витаминотерапия, диетотерапия (нейродиетология) и т. д. . При этом необходимо отметить, что доказательная медицина не подтверждает их эффективности.

Миф 11.

Ноотропы при СДВГ бесполезны (не эффективны)

Комментарий. Многолетний опыт, накопленный представителями различных врачебных специальностей в России и некоторых других странах, указывает на целесообразность, а иногда – прямую необходимость использования препаратов ноотропного действия при СДВГ .

Миф 12.

Лечение СДВГ вызывает привыкание к фармпрепаратам

Комментарий. Ни одно из фармакологических средств, разрешенных к использованию при лечении СДВГ у детей и применяемых в Российской Федерации, не обладает свойством вызывать привыкание и/или психическую/физическую зависимость у принимающих препарат пациентов .

Миф 13.

СДВГ можно не лечить

Комментарий. С одной стороны, СДВГ не представляет непосредственной угрозы для жизни и здоровья пациентов, а также не приводит к инвалидизации, как детский церебральный паралич или эпилепсия. С другой стороны, необходимо отметить, что СДВГ крайне редко встречается в изолированном виде (ADHD simplex). Существенно чаще СДВГ сопровождается теми или иными коморбидными состояниями (ADHD complex): нарушения эмоционального и двигательного контроля, коммуникативные и тикозные расстройства, так называемые «нарушения комфорта» (мигрень, энурез, синдром раздраженного кишечника), деструктивное поведение, нарушения обучения (дислексия, дискалькулия, дисграфия, дизорфография), склонность к потреблению алкоголя, табакокурению и токсикомании; пароксизмальные состояния (включая синдром беспокойных ног и эпилепсию) . Среди последних следует обратить особое внимание на эпилепсию . Вполне естественно, что перечисленные болезни и патологические состояния подлежат терапевтической коррекции.

Миф 14.

Ортомолекулярный психиатрический подход – основа лечения СДВГ

Комментарий. Методы, используемые сторонниками так называемой ортомолекулярной психиатрии на протяжении 1970–1980-х гг., предусматривали назначение «мегадоз» отдельных витаминов, т. е. доз, которые во много раз превышали физиологическую потребность организма в этих веществах. Вполне естественно, что в подобных ситуациях неминуемо возникал риск реализации токсических эффектов используемых витаминов (остро возникающие гипервитаминозы), что превращало используемую лечебную стратегию в высшей степени небезопасную . Сама ортомолекулярная психиатрия в настоящее время рассматривается как не доказательная и сомнительная дисциплина (отношение к ней напоминает отношение к гомеопатии в последнее время).

Миф 15.

Лечебная диета – основа терапии СДВГ
Комментарий. На протяжении ряда лет принято считать, что пищевая аллергия/непереносимость – один из факторов формирования гиперактивности у детей, а использование элиминационных диет приводит к частичной или полной коррекции СДВГ, а также коморбидных состояний. В частности, широко применяется диета Файнголда (низкосалицилатная), при которой из рациона питания детей исключают пищевые источники натуральных салицилатов. Кроме того, не рекомендуется использовать продукты, содержащие искусственные ароматизаторы, синтетические красители и прочие пищевые добавки. Потребление сахара и искусственных подсластителей следует существенно ограничить или исключить . Громова О.А. и соавт. (2010) считают комбинированные препараты магния и пиридоксина основой нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с СДВГ .

Лечение СДВГ и гиперактивности

В настоящее время в нашей стране и за рубежом в лечении СДВГ в качестве основного терапевтического средства используется препарат атомоксетин (пресинаптический/постсинаптический модулятор дофамина и норадреналина на уровне рецепторов). Применение этого фармакологического средства противопоказано детям, возраст которых не достиг 6 лет .
В случаях когда по достижении пациентом 5-летнего возраста диагноз СДВГ является установленным, но инициация лечения вышеупомянутым препаратом невозможна в силу возрастных ограничений или по каким-либо другим причинам, прибегают к иным методам терапии. В качестве альтернативы могут применяться препараты седативного действия как растительного, так и синтетического происхождения; препараты магния или комбинация магния с пиридоксином, лецитин, а также средства ноотропного действия . В ситуациях, когда гиперактивность у ребенка не может трактоваться как СДВГ, предусмотрена аналогичная терапевтическая тактика .
Методами комплементарного лечения СДВГ являются применение системы БОС, поведенческая терапия, а также нейродиетологический подход .
Из ноотропных средств, применяемых для лечения СДВГ, внимания заслуживает препарат Анвифен® (ООО «АнвиЛаб», Россия). Его действующим веществом является аминофенилмасляная кислота – производное γ-аминомасляной кислоты .
Аминофенилмасляная кислота облегчает ГАМК-опосредованную передачу нервных импульсов в ЦНС за счет прямого воздействия на ГАМК-ергические рецепторы. Нейротропное действие Анвифена проявляется сочетанием транквилизирующего и активирующего эффектов. Это лекарственное средство обладает антиагрегантным действием, а также характеризуется наличием доказанного антиоксидантного и противосудорожного эффектов . Препарат также обладает способностью к улучшению функционального состояния головного мозга за счет нормализации церебрального метаболизма и кровотока (увеличивает объемную и линейную скорость мозгового кровотока, уменьшает сопротивление мозговых сосудов, улучшает микроциркуляцию). Анвифен® способствует снижению и/или исчезновению чувства тревоги, напряженности, беспокойства и страха, обеспечивает нормализацию сна.
Другие фармакологические свойства аминофенилмасляной кислоты, определяющие показания к применению препаратов на ее основе в неврологии: удлиняет латентный период и укорачивает продолжительность и выраженность нистагма; уменьшает проявления астении и нивелирует вазовегетативные симптомы; повышает физическую и умственную работоспособность; улучшает целый ряд психологических показателей (внимание, память, скорость и точность сенсорно-моторных реакций); способствует нормализации процессов перекисного окисления липидов; при тяжелых черепно-мозговых травмах увеличивает число митохондрий в перифокальных областях; улучшает течение биоэнергетических процессов в головном мозге . При этом необходимо отметить, что aминофенилмасляная кислота не влияет на холино- и адренорецепторы .
Лохов М.И. и соавт. (2014) провели кросс-корреляционный анализ отношений между различными зонами коры головного мозга у детей с СДВГ и другими пограничными психическими расстройствами, применив метод компьютерной электроэнцефалографии и уделив особое внимание психофармакотерапевтическим аспектам при указанных нарушениях . Всего было обследовано 2000 пациентов в возрасте 3–11 лет, а 300 практически здоровых детей аналогичного возраста составили группу сравнения. Исследователи отмечают, что применение препарата Анвифен® в указанной клинической ситуации увеличивает мощность ритмической активности головного мозга альфа- и бета-диапазона, что, по их мнению, сходно с эффектом, оказываемым психостимуляторами. Авторы дают высокую оценку этой лекарственной форме аминофенилмасляной кислоты в лечении пограничных психических расстройств в детском возрасте .

Следует полностью согласиться с мнением Н.В. Пизовой (2012), считающей Анвифен® одним из базовых препаратов в лечении СДВГ . В любом случае, по-видимому, следует признать, что Анвифен® может служить средством альтернативной терапии СДВГ в тех случаях, когда у пациентов не отмечается положительного ответа на стартовую терапию препаратом атомоксетин (единственный препарат, предназначенный исключительно для лечения СДВГ, представленный в РФ).
Появление в арсенале российских фармакологических средств новой лекарственной формы аминофенилмасляной кислоты (в капсулах по 50 мг и 250 мг) не могло не привлечь внимания детских неврологов. Поэтому вполне закономерно, что среди публикаций последних лет фигурируют работы, посвященные применению препарата Анвифен® не только при СДВГ, но и в таких клинических ситуациях, как тикозные расстройства (тики), дезадаптационные (психовегетативные) расстройства у детей и подростков с головной болью напряжения, острые нарушения мозгового кровообращения (ишемические инсульты и транзиторные ишемические атаки), анорексия у детей раннего и младшего возраста, ночные кошмары у детей и т. д. . Спектр патологий, при которых могут применяться препараты аминофенилмасляной кислоты, не исчерпывается перечисленными выше нозологическими формами. В аннотации к препарату Анвифен® фигурируют и другие показания к его использованию, включая астенические и тревожно-невротические состояния, заикание (логоневроз), ночной энурез, болезнь Меньера и головокружения, ассоциированные с дисфункциями вестибулярного анализатора различного генеза; нарушения сна (бессонница), укачивание при кинетозах (болезнь движения), синдром хронической усталости и др. .
Препарат Анвифен® отличают 2 важных преимущества (по сравнению с другими препаратами аминофенилмасляной кислоты): 1) лекарственная форма в виде капсул (капсулы небольшого размера); 2) наличие дозировки по 50 мг и 250 мг. Именно капсулированная форма препарата аминофенилмасляной кислоты обеспечивает более щадящее воздействие на различные отделы желудочно-кишечного тракта, а сами 50 мг капсулы удобны в применении при лечении детей, начиная с 3-летнего возраста (дозирование: возраст 3–8 лет – 50–100 мг 3 р./сут, 8–14 лет – 250 мг 3 р./сут, >14 лет – 250–500 мг 3 р./сут) . Дополнительными положительными качествами препарата являются его низкая токсичность, отсутствие аллергического действия, а также эмбриотоксических, тератогенных и канцерогенных свойств.
Rajeh A. et al. (2017) при сопоставлении возможностей лечения СДВГ оценивают только фармакологические психостимуляторы и поведенческую терапию, отмечая сомнительный отдаленный эффект при использовании обоих подходов . Не исключено, что именно применение препаратов ноотропного действия при СДВГ позволит добиться не только коррекции основных проявлений этого состояния, но и стабилизировать результаты терапии, добившись существенного повышения качества жизни пациентов данной категории.

Диагностика гиперактивности

Диагностика проводится совместно педиатром, детским неврологом и медицинским психологом. Ведущая роль в диагностике принадлежит детскому неврологу.
В нашей стране принята классификация МКБ-10, но классическая диагностика проводится по DSM — IV, разработанной американской психиатрической ассоциацией.
У ребенка должны присутствовать не менее 6-ти признаков из каждого блока (невнимательность, гиперактивность и импульсивность) и обнаруживаться до 8 лет. Эти признаки приводят малыша к социальной дезадаптации – бытовым трудностям, невозможности освоения новых навыков, трудностям в общении со сверстниками.
Ребенок должен пройти полное клиническое обследование, поскольку под маской обсуждаемого расстройства могут протекать различные заболевания:

  • снижение зрения или слуха;
  • эпилепсия;
  • гипертиреоз;
  • хорея;
  • фетальный алкогольный синдром;
  • олигофрения;
  • хроническое отравление свинцом;
  • последствия черепно-мозговых травм;
  • последствия родовой травмы;
  • аномалии развития центральной нервной системы.

При соответствующих анамнестических данных назначаются консультации профильных специалистов, которые рекомендуют специфические обследования – ЭЭГ, МРТ и другие.
По показаниям назначается дополнительное психологическое обследование, которое может включать следующие тесты: Тулуз-Пьерона, Вебера и другие.

Лечение гиперактивности

Лечение при данном расстройстве включает множество коррекционных мероприятий. Собственно терапия сводится к назначению медикаментов, улучшающих трофику и метаболизм нервной ткани: ноотропы, нейропротекторы, витамины. По ситуации назначаются антиконвульсанты или противосудорожные средства.
Перспективный метод немедикаментозного лечения – микрополяризация (ТКМП). Это воздействие однополярным током слабой силы на определенные участки головного мозга. Под действием ТКМП начинается активный рост нервных клеток в проблемных зонах, образование новых нейронных связей.
Психолого-педагогическая коррекция включает следующие мероприятия:

  • щадящий режим обучения (малое количество детей в классе, домашнее обучение);
  • длительный сон;
  • сбалансированное полноценное питание;
  • достаточная физическая активность;
  • кинезиотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • БОС-терапия (биологическая обратная связь);
  • мозжечковая стимуляция;
  • занятия с логопедом;
  • занятия с дефектологом.

Улучшить состояние ребенка можно только совместными усилиями родителей, врачей и коррекционных педагогов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *