Цифрам для детей

Как научить ребенка цифрам: узнавать их, соотносить с количеством предметов? Ведь в обычной жизни часто приходится делить поровну конфеты или целый пирог на части, складывать и вычитать — знание цифр и навыки счета тут не помешают (чтоб себя, любимого, не обделить). Цифры — это мир взрослых, детям понятнее, когда все наглядно и желательно вкусно:)) Учимся считать — играя!

Запоминание цифр должно быть осознанным, а не механическим. Состав числа и счет в пределах первого десятка — основа основ. Поэтому, дорогие родители, включаем воображение и придумываем веселые игры и простые развивающие пособия для устного счета.

Итак, первое, что должен освоить малыш — это узнавание цифр. Чтобы научить ребенка цифрам, задействуйте зрение, слух, осязание, желательно все и сразу — так эффективнее.

В нашем доме живут цифры: как научить ребенка считать

Как подружиться с цифрами? С ними нужно познакомиться. Попробуйте каждую неделю изучать 1-3 цифры. Придумывайте всевозможные задания, чтобы ребенок научился их узнавать, соотносить с количеством предметов, писать.

Цифры — они повсюду! Сделайте карточки с изображением циферок и развесьте по дому на уровне глаз ребенка.

kapitoshi.ru

При любой возможности акцентируйте на них внимание, просите принести столько, сколько на карточке написано, дать, взять, съесть, отсчитать и прочее. Малыш должен научиться соотносить зрительный образ цифры с ее количественным значением.

Карточки с цифрами можно пошить из фетра. Можно будет не бояться, что малыш порвет или сомнет картонные картинки.

А вот пример лото, когда можно не только учиться считать, но и запоминать цвета.

Пока мама на кухне, малыш может поиграть с крупами, а заодно и поближе познакомиться с цифрами.

На прогулке соберите красивые листочки и сделайте вместе с ребенком карточки. Запоминаем названия деревьев — и учимся считать!

Природные материалы станут отличными помощниками в обучении счету.

Упражнение: «Гостиница»

Материалы: Доска с 5 (10) пронумерованными крючками, 5 (10) карточек с дыркой сверху, можно в виде ключей.
Как играть: Возьмите карточки и нарисуйте вместе с ребенком на каждой от 1 до 5 (10) любых символов, например, бабочек или треугольничков. Можно наклеить от 1 до 5 (10) мелких наклеечек. Покажите ребенку, как развесить карточки с соответствующим количеством символов под крючком с нужным номером.
Чтобы запомнить внешний вид цифр, детям нередко требуются какие-либо мнемонические подсказки. (Мнемоника – наука, изучающая способы, позволяющие легче запомнить какую-то информацию, например, мы помним, что Италия на карте похожа на сапог, а цвета радуги учим по поговорке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».) Возможно, когда вы в детстве учили цифры, вам говорили, что двойка похожа на лебедя, а четверка – на перевернутый стульчик. Детям с синдромом Дауна могут помочь такие подсказки. Сейчас существует немало книг, где предлагаются такие мнемонические правила, подсказки и рисунки.
На сайте Мнемоника.ру приводятся следуюшие примеры:
0 — Солнце, мяч, воздушный шар,

1, I — столб, ручка, карандаш, копье, стрела,
2, II — гусь, лебедь, шахматный конь, кобра, кроме того можно использовать любые предметы подразумевающие наличие пары: рельсы, близнецы, перила на мосту и пр.
3, III — сердце, якорь, колонны храма, забор
4, IV — стул, парусник, флаг
5, V — извилистая дорога, барабан с палочками, раскрытая ладонь — пятерня, рогатка, циркуль
6 — навесной замок, капля
7 — коса, топор, сапог
8 — снеговик, бинокль, очки, песочные часы
9 — слон, рулетка, свисток, сотовый телефон

Упражнение: «Классики»

Цель: Ребенок лучше запомнит числительные, если подключить к делу все его тело.
Материалы: Нарисованные на асфальте классики (одна клетка – две клетки – одна клетка – две клетки). Для начала расположите цифры по порядку, затем, когда ребенок будет чувствовать себя увереннее, можно написать цифры в любом порядке.
Как играть: Ребенок прыгает по классикам и называет цифру вслух.
Можно также использовать настольные игры-ходилки, «Монополию для маленьких», «Уно» и т.п. Хорошо помогает запомнить цифры/числа игра в лото.

Упражнение: «Футбол»

Цель: Ученик должен научиться распознавать написанные числа 11-19. В данном упражнении ребенок должен понять, какое числительное названо вслух, и найти его в написанном виде.
Материалы: 9 карточек с крупно написанными на обеих сторонах каждой карты числами от 11 до 19. Можно сделать карточки круглыми и прикрепить к каждой из них скрепку или бельевую прищепку. Непрозрачный пакет. Большая картонная коробка. Лист бумаги или доска.
Как играть: повторите с ребенком числительные от 11 до 19 (см. предыдущий этап). Далее: вынимайте карточки из пакета и кидайте их одну за другой на пол. Объясните ребенку правила игры: вы будете называть число от 11 до 19, а он должен поднять нужную карту. Если ребенок берет правильную карту, пусть положит ее в картонную коробку, стоящую рядом.
Если у ребенка не получается выбрать нужную карту, начните с 2-3 карт. Повторите еще раз числительные, повторите, как пишутся цифры.
Если ребенку трудно воспринимать числительные на слух, давайте ей по 1 карте из парного набора карт 11-19, чтобы он сравнил написание нужного числительного с картами на выбор. Однако цель этого упражнения – научиться распознавать числительные на слух, так что старайтесь этого не делать.

Упражнение: «Соотнесение цифр и количества»

Цель: Ребенок должен понимать, что количество предметов символически обозначается той или иной цифрой (сначала от 1 до 5, затем от 1 до 10).
Материалы: черный и красный маркеры; карточки с нарисованными на них крупными точками (как игральные кубики) – 5 карточек с 1, 2, 3, 4, 5 точками соответственно.
Ситуация успеха, проигрываемая в начале занятия: Покажите ребенку карточку с каким-либо количеством точек и спросите, сколько точек (предполагается, что вы уже прошли предыдущий этап, где тренировали это умение). Похвалите ребенка за правильный ответ.
Что делать далее: Возьмите карточку с одной точкой. Покажите пальцем на точку, озвучьте: «Одна точка, одна». – Пусть ребенок повторит «одна» или «один» и укажет пальцем на точку. Вы говорите: «Пишем один» и маркером другого цвета рисуете цифру 1, как показано на картинках ниже. Пусть ребенок проведет пальцем по нарисованной вами линии.

Так же занимайтесь с картами 2-5 (рисунки см. ниже).
Повторяйте это краткое занятие почаще.

Как научить ребенка цифрам в 4 года

Дети от трех до пяти уже могут узнавать цифры и владеть последовательным счетом. Главное не упустить момент и использовать интерес ребенка к математике.

deti-online.com

Сделайте карточки с веселыми цифрами и попросите малыша выложить их на столе в нужной последовательности.

Весело проходят игры с прищепками. Прикрепите к каждой прищепке табличку с номером, и пусть малыш учится соотносить цифру с количеством точек.

Если хотите вырастить гения, учите английский параллельно с русским. Все задания можно выполнять по аналогии.

Не обязательно гнаться за покупными играми, многие вещи можно сделать своими руками — от этого они не станут менее полезными и развивающими.

Малышу наверняка понравится клеить пуговки на пластилин или считать яблоки на дереве при помощи специальной линейки и окошечка.

Методик, с помощью которых можно научить ребенка запоминать цифры и считать — много. И совсем не обязательно надеяться на опытных педагогов и дорогие развивающие пособия. Каждая мама дома может сделать так, чтобы малыш подружился с цифрами в игре, с помощью простых материалов, которые всегда под рукой и которые можно изготовить самостоятельно.

Не забывайте про различные короткие стихотворения, раскраски. Не упускайте шанс повторить пройденное на прогулке, в магазине, в автобусе и т.п., где всегда найдется что сосчитать, сравнить, разделить поровну.

Используйте цифры в творчестве: во время рисования, лепки, вырезания, игр с конструктором и др.

Найдите тематические онлайн игры или мультфильмы, где в игровой форме предлагаются задания в соответствии с возрастом ребенка. С любимыми героями учить математику весело и интересно!

Уважаемые читатели! Делитесь советами, как научить ребенка цифрам, обучить счету, как подружить его с миром математики с раннего возраста.

Главные рекомендации как научить ребенка считать в пределах 10

Чаще всего малыш начинает интересоваться обычным и обратным счетом довольно рано, еще до поступления в школу. Поэтому родителям рекомендуется всячески мотивировать его и подпитывать интерес, что позволит быстро научить ребенка считать в 3 года.

Сегодня можно найти большое количество образовательных материалов, которые призваны помочь родителям научить ребенка считать примеры до 10. Психологи выделяют целый список рекомендаций, который необходимо соблюдать при обучении малыша. Выглядит он так:

  1. Необходимо относиться к вопросу максимально терпеливо. Не всегда ребенок может быстро усваивать получаемый материал. Поэтому если наблюдаются затруднения, то нужно просто увеличить интенсивность занятий. Однако малыш не должен терять интереса к обучению.
  2. Нельзя ругать малыша за допускаемые ошибки, которых в любом случае будет много. Это не только не поможет процессу, но и может усугубить психику.
  3. Детей дошкольного возраста бывает довольно трудно привлечь к образованию, поскольку они еще не понимают важности этого процесса. Поэтому все уроки должны быть представлены в виде интересной игры.
  4. Как и в школе, обучение на дому должно быть систематизировано. Каждый урок должен длиться одинаковое количество времени. Поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, рекомендуется делать короткие уроки по 15−20 минут с большой частотой.
  5. Каждый урок должен заключаться не только в получении новых знаний, но и в усвоении старых. Поэтому необходимо всегда начинать с повторений. Однако важно не переусердствовать в этом.

Советуем вам прочитать статью инструкция и описание методики счетных палочек Кюизенера.

Научить считать ребенка 4 лет или старше можно без каких-либо проблем, если родители тщательно подойдут к вопросу обучения, а также будут следовать всем рекомендациям.

Образовательные материалы

Наиболее сложным периодом для обучения ребенка счету является 3−4-летний возраст. В связи с этим рекомендуется использовать наглядные материалы, которые будут интересны малышу. Сюда входят различные картинки, цифры на магнитах, кубики и так далее.

Для обучения сложению и вычитанию тоже лучше использовать наглядные примеры. Это может быть загибание пальцев, палочки, линейка с делениями и тому подобное.

Некоторые специалисты утверждают, что не стоит учить малыша на наглядных примерах, поскольку так можно развить лень к мышлению. Они считают, что обучение счету должно происходить исключительно в устной форме. Тем не менее даже во многих образовательных учреждениях используют наглядные методы.

Начинать обучение можно даже с полугодовалого возраста малыша. Естественно, речь идет не о полноценном счете, поскольку ребенок в этом возрасте не может даже ходить и разговаривать. Однако уже сейчас можно заложить хорошую базу для будущих уроков.

Рекомендуется как можно чаще проговаривать малышу различные стишки с использованием цифр (самый популярный — 1 2 3 4 5, вышел зайчик погулять). С помощью кубиков или подобных игрушек можно разбираться с малышом, где много игрушек, а где одна. Показывать свой возраст на пальцах тоже лучше учить уже в этом возрасте.

Обучение сложению и вычитанию

Когда ребенок изучил порядок цифр от 0 до 10, научился запоминать их, а также считать в стандартном и обратном порядках, можно переходить к процедурам сложения и вычитания.

Так выглядят обычные примеры для такого обучения:

  • На столе стоит две тарелки. В одной из них 2 конфеты, а в другой 5 конфет. Сколько конфет всего?
  • В корзинке лежит 10 яблок. Как поровну разделить их между 5 детьми?

В такой же форме можно придумывать новые примеры и помогать ребенку обучаться. А также на этом этапе рекомендуется в игровой форме сообщить малышу о том, что от перемены слагаемых сумма не изменяется. Проще всего это сделать с помощью первого примера. После первого ответа необходимо поменять тарелки местами и задать вопрос снова. Тогда он поймет, что ничего не изменилось.

Надеемся, вам понравились предложенные материалы о том, как научить считать ребенка в пределах 10. Считается, что на этом дошкольное обучение ребенка счету можно закончить, поскольку дальнейшие этапы будут хорошо отработаны в школе. Однако при желании можно продолжить обучение. Для этого рекомендуется использовать таблицы сложения и вычитания до 10, примеры с переходом через десяток и, конечно, таблицу умножения.

Игры и пособия для обучения детей счету до 10

1. Строим башни из конструктора или кубиков соответствующего размера.

school-baby.ru

Не нужно усаживать малыша за стол со словами: «Сейчас мы будем учиться считать до десяти». Так вы только вызовите нежелание заниматься и нелюбовь к учебе в дальнейшем, что сослужит вам плохую службу перед школой. Действуйте мудрее и хитрее. Опирайтесь на те виды деятельности, которые нравятся малышу. Любит играть с конструктором? Окей, будем считать детальки, а заодно можно и знание цветов потренировать, и моторику развить, и зрительную память, и усидчивость.

2. Играем в магазин без денег.

school-baby.ru

Любите играть в магазин? Используйте вместо денег конструктор. «Цену» товара обозначьте карточками-подсказками. Пробиваем товар на кассе и рассчитываемся детальками конструктора, собранными в определенной последовательности. «Продвинутый уровень» — это когда учитывается еще и «номинал»деталек. Например, 2 двойные + 1 одинарная + 3 тройные.

3. Играем в домино.

Можно прикрепить к машинкам цифры и «грузить» доминошки в соответствии с «грузоподъемностью» транспорта.

4. Выкладываем дорожки.

golos.io

Из счетных палочек или любого другого игрового материала выкладывайте дорожки, а затем считайте и подбирайте нужную цифру. Если использовать однородный материал, можно научить по длине дорожки определять, какая цифра больше или меньше — визуально ребенку будет очень легко это сделать.

baby-journal.eu

5. Пронумеруйте спичечные коробки и предложите ребенку разложить спички, фасолинки, пуговицы по домикам.

6. Старайтесь задействовать осязание, обоняние и слух — все вместе.

Учим детей считать до 10: простые советы

  • Чтобы научить ребенка считать до 10, начните с малого: освойте счет от 1 до 5.

Предложите поближе познакомиться с собственными пальчиками. На руке их пять.

steshka.ru

Назовите все поименно, используя количественные (один, два, три и т.д.) и порядковые (первый, второй, третий и т.д.) числительные.

  • Потренируйтесь считать в обратном порядке.

Загибаем пальчики и считаем от 1 до пяти, разгибаем и считаем от 4 до 1.

  • Когда и с этим все начнет получатся, беритесь за вторую ручку и учите ребенка считать до 10.

Для закрепления счета до десяти — пальчики на ножках вам в помощь!

  • Ненавязчиво вводите математические задачки в повседневную жизнь.

Главное, превратить все в игру, заинтересовать ребенка, учить его считать до десяти между делом.

  • Знакомство с понятием «ноль».

onethree.ru

От усердного зазубривания цифр толку мало. Важно помочь ребенку не просто механически называть цифры по порядку, а понимать произносимые значения, соотносить их с количеством предметов, развивать математическое мышление.

  • Считайте ступеньки!

Как минимум 2 раза в день во время дневной прогулки вы будете проходить по лестнице: чем не способ закрепить навыки счета до 10?

  • Определяем количество «на глаз».

Полезно давать ребенку упражнения на определение «больше-меньше». Разложите печеньки (или другие предметы) по кучкам. В одной кучке два печенья, во второй — три, в третьей — четыре. Попросите определить «на глаз», где количество предметов больше, не пересчитывая.

  • Чаще употребляйте цифровые примеры в речи.

Особенности обучения детей счету

К сожалению, единого мнения по поводу обучения детей науке счета не существует. Например, известный педагог, доктор педагогических наук и признанный специалист по дошкольному обучению Анна Михайловна Леушина считала, что с обучением счету вообще не нужно сильно торопиться, и учить считать следует лишь после того как освоены простейшие операции над множествами.

Дело в том, что счет является такой деятельностью, которой присущи свои конкретные признаки, а именно: цель, средства, методы реализации и результаты, выражающиеся в форме итогового числа как показателя мощности множества.

Смысл счета как деятельности заключается в установлении взаимно-однозначного воздействия между элементами определенной совокупности и числами натурального ряда как стандартного множества чисел, где все эти числа отражают определенный класс множеств.

Огромное количество психологических и педагогических изысканий, проведенных в свое время такими специалистами как В. В. Данилова, Г. С. Костюк, А. М. Леушина и другие, показали, что дети начинают овладевать счетом постепенно, а сам этот процесс проходит ряд этапов.

(с) Horstmeier, DeAnna (Ph.D.). Teaching Math to People with Down Syndrome and Other Hands-on Learners. Basic Survival Skills. Woodbine House, 2004. Книга предоставлена Натальей Баженовой.
(с) Перевод, реферирование, обработка Ольги Лисенковой. При перепечатке ссылка на солнечные-дети.рф \ sunchildren.narod.ru обязательна.

Как использовать проверочный лист к каждому разделу

Если вы не уверены, с развития каких именно навыков и, соответственно, с каких упражнений начинать занятия с ребенком, в начале каждого раздела вашему вниманию предлагаются проверочные листы. Протестируйте ребенка согласно пунктам данного списка, поставьте галочки напротив тех навыков, что уже освоены ребенком. Вы поймете, над чем с ним работать дальше. Когда все навыки данного раздела освоены и везде стоят галочки, переходите к следующему разделу.

Проверочный лист (предварительное и окончательное тестирование)

Может ли ребенок/ученик:
— Найти пару среди написанных цифр от 1 до 5 в ряду написанных цифр от 1 до 5. (Позже: от 1 до 10.)
— Соотнести написанные цифры с соответствующим количеством предметов (от 1 до 10).
— Узнать и назвать написанные числа 11-19.
— Узнать и назвать написанные числа 20-29. Понять логику написания чисел 30-39.
— Узнать и назвать написанные числа 39-100.
— Правильно вводить на калькуляторе однозначные и двузначные числа.
Здесь вашему вниманию предлагаются, в основном, игры, облегчающие усвоение вышеописанных навыков.
Имейте в виду, что описанные в разделе игры в основном учат цифрам 1-5, но вы можете возвратиться к этому разделу и применять эти же игры, изучая счет от 1 до 100!
Это следующий этап после освоения понятия числа, но с некоторыми детьми имеет смысл заниматься параллельно по упражнениям предыдущего и этого этапов. Это может пригодиться, если ученик не может разборчиво говорить, но в состоянии понять цифры: тогда он сможет показывать на написанные числа и вы таким образом проверите его понимание.
Если у ребенка хорошо развиты навыки общей и мелкой моторики, можно параллельно учиться писать цифры (подробнее об этом позже). Однако, как показывают исследования, у обычных первоклассников нередко возникают проблемы с написанием цифр правильно и четко; что касается детей с синдромом Дауна, эти трудности могут продолжаться дольше, чем у обычных детей. Поэтому важно предоставить им возможность познакомиться с цифрами и уверенно освоить их еще до того, как они смогут сами их писать.
Деанна Хорстмайер применяет следующий прием: еще до того, как она учит детей с синдромом Дауна называть, то есть распознавать цифры, она учит их запоминать и сравнивать внешний вид цифр как обычных фигур.
Кроме того, в работе она опирается на метод Яна Олсена, предлагавшего писать цифры в упрощенном виде, а именно: единицу как простую вертикальную черту, четверку – не замыкая ее сверху, а шестерку – с прямой «спинкой». При этом большинство цифр мы начинаем писать одинаково, с верхнего левого угла клеточки – детям с синдромом Дауна так легче запомнить, как их писать.

Включение в повседневную жизнь

: Распознавание цифр и чисел, безусловно, крайне важно в повседневной жизни. Тренировать эти навыки можно где угодно:
— в лифте, где вы просите ребенка нажать на цифру нужного этажа, и она загорается;
— с помощью пульта дистанционного управления от телевизора;
— с помощью телефона;
— взвешиваясь на весах и взвешивая разные предметы и всех членов семьи;
— с помощью календаря;
— в разговорах о размерах одежды и обуви;
— в обсуждении результатов спортивных матчей;
— в обсуждении школьного расписания;
— в гардеробе (как уже говорилось выше);
— перелистывая книгу – обращать внимание на номера страниц, искать нужную страницу по оглавлению;
— определять нужную песню (номер нужного трека, звуковой дорожки) по списку песен, прилагаемому к диску;
— задавать нужное время для разогрева еды в микроволновой печи;
— играть в классики и т.п.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *