Занятия у логопеда

Содержание

Главная «» Публикации

2004 Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 Часть 2

Е. А. Янушко

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Данная статья описывает систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания. Эти игры проводились автором статьи в ходе логопедической работы с детьми с задержкой развития речи и общим недоразвитием речи, и показали очень хорошие результаты. Кроме этого, описанные ниже игры с успехом применялись в работе с детьми раннего возраста, имеющими другие нарушения: ЗПР (задержка психического развития), отставание в умственном развитии, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи. Так как занятия с неговорящими детьми раннего возраста обладают рядом особенностей (см. ниже), можно утверждать, что организация игр для развития подражания в данном случае является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед должен знать психологическую характеристику детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, мышления, деятельности и т.д. Также следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: может иметь место повышенная утомляемость, невнимательность и т.д. С учетом перечисленных параметров, логопедические занятия с детьми 2-3 лет имеют ряд специфических особенностей.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться. Кроме этого, в таких играх ребенок получает возможность проявить активность, а логопед может наглядно видеть, как действует ребенок, как он повторяет слова, усвоил он материал, или нет.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15-20мин., необходима смена видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут, играть можно на ковре, на улице, а не только за столом и т.д.

Необходимо достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты положительные эмоции ребенка. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязнь речи.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Помните, что часто малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.



Логопед онлайн. Преимущества обучения


Онлайн-консультация логопеда — весьма необычное новшество, но оно обладает рядом преимуществ. Детям не скучно находиться на занятиях, ведь очень интересно и азартно обучаться у «тетеньки в телевизоре»!

  • Нет необходимости тратить время на дорогу, а время занятий самостоятельно выбирается;
  • Малыши охотно будут общаться с педагогом через экран монитора, так как все новые технологии очень интересны детям;
  • Нет привязки к определенному месту обучения, ребенок может заниматься как дома, так и на даче, например, главное условие-это наличие скоростного Интернета;
  • При желании можно сохранить конфиденциальность занятий;
  • Хороший логопед по Скайпу (Skype), имеющий положительные отзывы, всегда создаст комфортную обстановку на уроке, учащийся будет внимательно выполнять все задания, а закрепление будет происходить уже во внеурочное время:
  • Цена обучения с логопедом через Skype ниже очных консультаций.

Условия оплаты занятий:

  • Стоимость — цена 2200 рублей за одно занятие со специалистом нашего центра, 3000 рублей с Натальей Шишкиной (куда входит материалы для занятия, занятие, домашнее задание, консультация по проделанной работе);
  • Если оплачиваете в евро или долларах, то расчёт по курсу ЦБ на день оплаты;
  • Оплата производится с помощью Яндекс касса
    Не важно где Вы находитесь, оплатить заказ можно с помощью Яндекс.касса Вы можете из любой точки мира. Яндекс.Касса — это платежная система, которая позволяет совершать безопасные платежи в интернете и надежно хранить всю информацию о ваших зачислениях и платежах.

Онлайн занятие со специалистом центра: 2200 руб.
Онлайн занятие с Натальей Шишкиной: 3000 руб.

Когда удобны онлайн-консультации?

Онлайн-консультирование – услуга относительно новая, но быстро набирающая популярность.

В каких же случаях чаще всего пациенты выбирают консультирование по Скайпу?

  • Если необходима помощь психолога или логопеда для взрослых, а в вашем населенном пункте таких специалистов нет.
  • Если консультация требуются человеку, которому сложно приехать на очный прием в силу разных причин (болезнь, пожилой возраст, инвалидность, напряженный рабочий график, маленькие дети, которых не на кого оставить и т. п.).
  • Если вы хотите сохранить конфиденциальность встреч с психологом (логопедом).

Как получить онлайн-консультацию психолога или логопеда?

  1. Чтобы договориться о консультации, позвоните по телефону, указанному на сайте, или подайте заявку в письменной форме – через форму обратной связи в разделе «Контакты».
  2. Установите на компьютер программу Skype (если у Вас ее нет).
  3. Оплатите выставленный счет за консультацию через платежный сервис QIWI.
  4. В назначенную дату и время запустите Skype и установите соединение с психологом-логопедом.

Как это сделать, рассмотрим более подробно:

— Добавьте наш Логоцентр в список ваших контактов ((в поле «Поиск» введите наш логин: psilogos plus и нажмите «Поиск в Skype»).

— Поиск выдаст вот такой результат:

— Нажмите на эту строку и в центральном поле окна нажмите появившуюся кнопку «Добавить в список контактов».

— После этого можно звонить. Для этого нажмите кнопку видеовызова (иконка с камерой) и ждите ответа.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого, тем более у ребенка с нарушениями развития.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. Мы предлагаем следующую последовательность развития общего подражания:

  • Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.
  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений. Например, в игре «Птички» дети машут крылышками и бегают, клюют зернышки. В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.
  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку и накрыть одеялом и т.д.

Делаем зарядку!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие движений; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети выстраиваются в ряд, на достаточном расстоянии. Педагог становится напротив детей. Он предлагает детям поиграть в игру. Педагог выполняет определенные действия, комментируя их следующими словами:
Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.
Если игра проводится индивидуально с ребенком, можно предложить ему поменяться ролями:
А теперь давай меняться – ты показывай, а я буду повторять.
Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

Птички.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в птичек. Комментируйте свои действия словами:
Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!
Бегая по комнате, делаем взмахи руками как крыльями. Если кто-то из малышей не выполняет движение, поднимите его руки, помогите выполнить движение.
Затем присаживаемся на корточки и стучим рукой по полу: Теперь птички присели на землю отдохнуть, и стали клевать зернышки – вот так! Предложите детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.
Снова полетели! Медленно машем крыльями… А теперь быстро полетели!
Игру можно варьировать, придумывать новые движения для птичек.

Мишка косолапый.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)

Ладошки.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи; развитие кистей рук.

Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно осуществление серии движений, сначала следует научить выполнять отдельно следующие движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, становится возможным проведение игры «Ладошки».
Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ладошки вверх!
(кладем ладони на стол внешней стороной вниз)
Ладошки вниз!
(переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений более медленно, так как детям сложно быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны взрослого, а только по словесной команде.

Водичка.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Дети стоят в ряд, педагог становится напротив.
Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Водичка, водичка!
(перебираем пальчиками сверху вниз)
Умой мое личико!
(имитируем движения – «умываемся»)
Чтобы глазки блестели,
(указательными пальцами показываем на глаза)
Чтобы щечки краснели,
(дотрагиваемся до щек)
Чтоб смеялся роток,
(улыбаемся)
Чтоб кусался зубок!
с помощью пальцев рук изображаем укус)
Вот так мы умылись. Стали чистые и румяные!

Солнышко и дождик.

Цель: развитие подражания движениям и действиям взрослого, учить внимательно слушать речевую инструкцию.

Ход игры: Договоритесь с малышами, где у вас будет домик. Это может быть лежащий на полу ковер – общий для всех дом. В другой раз у каждого ребенка может быть свой домик – обруч, лежащий на полу, сложенная в форме круга скакалка, или стульчик. Когда играете на улице, домики можно нарисовать мелом на асфальте
Это наш домик (или наши домики) – будем в домике жить. Сейчас погода на улице хорошая – светит солнышко. Идем гулять!
Выходите из домика наружу и гуляете по комнате. Можно попрыгать, потанцевать – дети повторяют движения за педагогом.
Вдруг набежала туча, закрыла солнышко – сейчас начнется дождик! Бежим скорее домой, спрячемся от дождика!
Затем предложите малышам «выглянуть в окошко».
Посмотрите, какая погода на улице. Дождик идет? Тогда останемся дома. Солнышко светит? Идем гулять!
Игра продолжается. Следите за тем, чтобы для игры было достаточно места, чтобы дети не толкались, когда спешат в домики.

Деревце.

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям поиграть в деревца. Комментируйте свои действия словами:
Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной!
Дует ветер нам в лицо,
(машем кистями рук, обмахивая лицо)
Закачалось деревцо!
(всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону)
Ветерок всё тише, тише,
(качаемся медленнее, затем останавливаемся)
Деревце всё выше, выше!
(поднимаем руки, тянемся вверх)

Вот такие мы!

Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите детям новую игру.

Ну-ка, давайте покажем что мы умеем делать! Повторяйте за мной!

Мы ногами топ, топ, топ!
(топаем)
Мы руками хлоп, хлоп, хлоп!
(хлопаем)
Головою круть, круть, круть!
(вертим головой из стороны в сторону)
Мы себя ударим в грудь!
(расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь)
Погладили животики!
(круговыми движениями гладим живот)
Улыбнулись ротики!
(указательными пальчиками растягиваем уголки рта)

Вот какие мы молодцы!

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова, которые еще не может произнести целиком.
  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Варианты речевого подражания в ниже перечисленных играх мы предлагаем именно в этой последовательности: звуки – аморфные слова – слова – фразы. На наш взгляд, такая форма предложения материала является наиболее удобной, т.к. позволяет педагогу гибко подбирать подходящий вариант, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей. Не следует требовать от ребенка 2-3 лет точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.

Поиграем на дудочке.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ДУ-ДУ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.

Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!

«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

Поиграем на балалайке.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее.
А теперь давайте поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!
Изображаем игру на балалайке.

Позвеним колокольчиком.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН, ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ.

Ход игры: Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.
Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике.
Можно предложить позвенеть по-другому: ДОН-ДОН! Или ДИН-ДОН! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: ДОН-ДОН-ДОН! А теперь по-другому: ДИН-ДОН! А теперь вот так: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Повторяйте за мной!

Бьём в барабан.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ.

Ход игры: Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.
А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!
При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.
Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ! Выбирайте вариант, который больше нравится детям, лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:
Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА! А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!
Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке, можно предложить выполнять необходимые движения и речевые конструкции по словесной инструкции без показа:
Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на балалайке!

Самолётики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У.

Ход игры: Предложите детям поиграть в самолетики.
Послушайте стихотворение про самолётик:
По земле разбежался,
В небо поднялся! Летит самолёт Прямо вперёд!
Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!
Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.
Следите, чтобы дети бегали аккуратно, не сталкивались друг с другом.

Пароходики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы.

Ход игры: Предложите детям поиграть в пароходики.
Послушайте стихотворение про пароходик:
Пароходик домой
Спешит по прямой!
На волнах качается,
Брызги разлетаются!
Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!
Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам.

Машинки.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ.

Ход игры: Предложите детям поиграть в машинки.
Послушайте стихотворение про машинку:
Би-би-би – гудит машина:
Не поеду без бензина!
Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!
Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!
Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль.

Паровозики.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ.

Ход игры: Предложите детям поиграть в паровозики.
Послушайте стихотворение про паровозик:
Весёлый паровозик
Вагончики возит!
Трубой пыхтит,
Колёсами стучит!
Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!
Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.

Гости.

Ход игры: Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.
Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии. Например, можно использовать ослика – ИА, козлика – БЕ, голубя – ГУЛИ-ГУЛИ, ворону – КАР, мышку – ПИ-ПИ, и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.
Вот какой у нас домик получился замечательный – большой и красивый! Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ! Кто же это, догадались? Правильно, СОБАКА. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: АВ-АВ!
ТУК-ТУК! Кто-то ещё пожаловал к нам в гости…
Побуждайте детей повторять за вами звукоподражания, слова и фразы. Для этого используйте вопросы, как показано в образце.
Игра продолжается со следующим персонажем. В описании игры предложены одновременно возможные персонажи, однако их количество и, соответственно, продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления у малышей, сверните игру. Советуем менять персонажей, постепенно увеличивать количество «гостей».

На! Дай!

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

Ход игры: Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:
НА, зайка, МЯЧИК! На!
Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе. А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!» Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.

Куколка.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.

Ход игры: Раздайте детям кукол и предложите игру.
Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!
Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.
Проснулась куколка. Смотри, как куколка танцует!
Кукла «танцует и кланяется».
А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.
При необходимости помогите детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируйте повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.

Большие ноги идут по дороге.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.

Ход игры: Предложите детям игру «Ноги и ножки».
Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!
Большие ноги идут по дороге:
ТОП-ТОП-ТОП!
(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги)
Маленькие ножки побежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
(говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками)
Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следите, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ, ЛОВИ, СТОЙ и др.
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например: спит – БАЮ-БАЙ; встаёт – АП-АП; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.

Литература

1-ю часть статьи читайте

О методике раннего развития речи читайте в бестселлере

Купить:


Желаю успехов в развитии речи!

Также предлагаю вашему вниманию самые современные и эффективные практические материалы для развития малышей — с картинками, текстами и интерактивными заданиями, которые дают замечательные результаты в отношении развития речи детей.
Ведь все тексты составлены логопедом, специалистом по раннему развитию речи 🙂
При подготовке материалов серии «Авторская методика Елены Янушко» использована методика раннего развития речи, описанная в книге «Помогите малышу заговорить»

Вот несколько отзывов о предыдущих изданиях из переписки в группе ВК и других источников:

Развитие дочки очень отличается от других, наши ровесники почти все молчат. Теперь тоже в поисках Ваших книг, передам им информацию о новинках. Старшая моя дочь заговорила очень поздно, а вот младшая начала слоги из книг повторять с 1,2 года. Теперь садится и сама «читает». Если сначала по страничке внимания хватало, то теперь тащит с утра то мне, то папе по 2-3 книги. Есть любимые, которые уже до дыр зачитали. Я заметила это по развитию речи, если я не ошибаюсь, то более раннего издания. Котенок, мишка, воробышек и зайка. Достойной альтернативы на сегодняшний день мы для себя не нашли.

Юлия Шкловская, Омск

Здравствуйте, Елена!!! Хочу выразить вам огромную благодарность за созданный вами проект новый ребенок! купила вашу книгу Учим малыша говорить. загадки, потешки, рассказы. Именно эта книга помогла нам начать говорить. Задания на договаривание очень стимулируют. Спасибо вам! Ваши книги уникальны и не похожи на многие другие книги, направленные на раннее развитие.

И еще раз большое спасибо за ваш труд. Дети с любовью читают ваши книги! У меня двое малышей 1,8 и 3 года. Занимаемся по вашим книгам 2+ . Интересно и младшему и старшему. Старший, конечно активнее — договаривает, рассказывает. Сейчас любимое — про зайку. Только открыли глаза — уже несут про зайку. Еще сегодня занимались по лепке. Сделала для вас фото, знаю, вам будет приятно) задания простые и интересные. Малышам очень понравился паук — долго и с удовольствием вставляли палочки. Спасибо вам!!! Вы и ваши книги до нас просто находка!!!!

Евгения Суворова, Новосибирск

Фантастика -ребенка от ваших книг не оторвать, они не надоедают. А что речь у нас многократно улучшилась, определенно, благодаря вашим книгам. Сама я случайно приобрела книгу -развитие речи Ладошки-до рождения ребенка. В итоге у ребенка эта книга оказалась самой любимой. Я уже думала, что стоит идти ее ламинировать, так часто мы ее читали. Под Новый год я вдруг залезла в интернет почитать отзывы об авторе, под восторженные отзывы мам, узнала,что есть еще и другие книги автора. Заказала в Озоне много Ваших книг, особенно по Развитию Речи, хотела заказать еще и еще… Меньше месяца назад пришли книги, ребенок в полном восторге от Всех книг по Развитию Речи. И она у меня наконец -начала почти говорить! Хотя до этого я с ней занималась\стишки\все проговаривала итп, но результат после наших занятий по вашим книгам на лицо! Я рада, конечно. Спасибо, Вам. Еще мы в полном восторге от книги Мамы и малыши…

Ира Иванова

Когда дочери был 1г.3м, меня не без причин беспокоило развитие ее речи. После длительного изучения мнения логопедов о том, как разговорить ребенка-молчуна, купила несколько книжек Елены Янушко («Маленькие истории про котенка», «Маленькие истории про Воробья», «Приходите в зоопарк», «Кто прячется под елочкой?»). Кроме того, приобрела многоразовую тетрадь для занятий с пластилином. И мы сели заниматься. На каждой странице книжек из серии «развитие речи» приведено два варианты текста: длинный для детей от 1,5 лет и сокращенный для детей от года; иллюстрация и задание для ребенка. Простые эмоциональные рассказы с понятными выполнимыми заданиями (помяукать как котенок, показать как он умывается лапкой и т.п.), вовлекают ребенка и он начинает повторять сначала отдельные звуки, потом слоги и слова, сопровождая их необходимыми по сюжету игры действиями. Параллельно мы каждый день занимались с пластилином — катали шарики, лепили их на нужные картинки и любовались результатом. Не знаю, это просто совпадение или действие методики, но уже через неделю дочка стала использовать односложные слова-обозначения, постепенно наращивая их количество, а еще через два месяца после этого словарный запас стал расти со взрывной скоростью.

Отзыв от Liny_li

Упражнения для проведения логопедических занятий с детьми в картинках

1. «Улыбочка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Заборчик»

Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

3. «Птенчик»

Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.

4. «Накажем непослушный язычок»

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить «пя-пя-пя…».

5. «Лопаточка»

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

6. «Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх.

7. «Оближем губки»

Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

8. «Почистим зубки»

«Почистить» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна.

9. «Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

10. «Змейка»

Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам.

11. «Орешек»

Рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

12. «Загони мяч в ворота»

Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.

13. «Киска сердится»

Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится.

14. «Прокати карандаш»

Положить карандаш на стол перед собой. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу («Лопаточка») и медленно, на выдохе подуть на карандаш так, чтобы он покатился.

Полезный материал для занятий:

  • Конспекты логопедических занятий
  • Логопеду в помощь
  • Постановка звуков
  • Творческая мастерская логопеда
  • Картинный материал логопеду
  • Пальчиковая гимнастика
  • Компьютерные программы для логопедических занятий

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *