Голубиная почта

Сейчас, когда и обычная-то почта исчезает, убитая почтой электронной, перенос писем с помощью голубей вообще кажется какой-то сумасшедшей придумкой. Но всего сто лет назад доставка секретных или срочных депеш с помощью почтовых голубей виделась многим весьма перспективным способом почтовой связи. К тому же способом, опробованным в суровых военных условиях.

Голубь хорошо запоминает место расположения своего гнезда. Настолько хорошо, что если перевезти его в другое место, он возвратится назад, к своему гнезду. Скорость птицы — около 70 километров в час, она может преодолеть расстояние до 300 километров. Высота полета голубя — от 100 до 300 метров, и вряд ли за ним можно проследить, тем более, преградить ему путь. Не удивительно, что в конце 19-го — начале 20-го века в городах и крепостях по всей Европе были организованы станции голубиной почты.

На этих станциях содержались голуби двух типов, «свои» и «чужие». Гнездо «своих» голубей было на станции. В этом гнезде находились подруга и птенцы. «Чужих» голубей привозили с других станций. «Свои» голуби время от времени также уезжали в «командировку». В специальных повозках, на автомобилях или даже на мотоциклах их развозили по голубиным почтовым станциям. Таким образом, на каждой голубиной станции всегда было несколько птиц, готовых возвратиться к родным гнездам и унести с собой специально подготовленное письмо.

Хотя такой канал связи достаточно экстравагантный, передача информации по нему проходит так же, как по любым другим, самым современным, каналам. Перед отправкой письма, сообщение кодировалось. Кодировка заключалась в том, что текст сообщения переносился на особые кусочки тонкой бумаги. Ширина «голубеграммы» составляла около 6.5 сантиметров, а длина ее была приблизительно 16.5 сантиметров. В военных условиях сообщение шифровалось для того, чтобы в случае захвата почтового голубя его содержание осталось тайной. С развитием фотографии «голубеграммы» стали изготавливать на фотопленке, фотографируя текст обычного размера.

Если на одном конце канала связи имеется кодировка, на другом полученное сообщение должно быть декодировано. Декодировка голубиной почты не представляла особого труда. Послание читали с помощью проекционного аппарата, увеличивавшего изображение, либо просто с помощью увеличительного стекла.

В телефонном разговоре информация передается по каналу проводной линии с помощью электромагнитных колебаний. По каналу обычной почтовой связи письма, упакованные в конверт, перевозятся от отправителя к получателю. В голубиной почте каналом связи является воздушное пространство, а почтовый голубь был как бы летящим конвертом. «Голубеграмма» вкладывалась в легкую металлическую трубочку. Эта трубочка прочно крепилась к лапке голубя. В России депешу вкладывали в обрезок голубиного или же гусиного пера. Этот своеобразный футляр крепко закрепляли на одном или двух хвостовых перьях.

Свою эффективность голубиная почта продемонстрировала во время франко-прусской войны в 1870—1871 годах. Германские войска взяли Париж в осаду, но почтовая связь со столицей не прерывалась благодаря почтовым голубям. Почта для отправки в Париж готовилась в городе Туре. Этот город находится на расстоянии 220 километров от Парижа по прямой. Почтовый голубь преодолевал расстояние от Тура до Парижа самое большее за 4 часа. С учетом кодировки и декодировки письмо доставлялось адресату в течение одного дня. Это был прекрасный результат по тем временам! Да и по нынешним тоже.

В голубиной почте были задействованы 73 почтовых голубя. За 140 дней осады Парижа они передали 150 тысяч официальных депеш и около 1 миллиона частных писем. Допустим, что 1 депеша занимала 1 лист бумаги формата A4. На таком листе можно разместить около 1700 знаков, то есть 1700 байтов информации. Таким образом, за все время осады голубиная почта передала около 1955 килобайт информации или приблизительно 2 мегабайта. Сейчас такую информацию можно передать в одном электронном письме.

Почтовый голубь всегда летит только в одну сторону, например, из Тура в Париж. Чтобы связь не прерывалась, парижских голубей доставляли в Тур на воздушных шарах, которые регулярно летали из осажденного Парижа в провинцию. На этих же воздушных шарах переправляли пассажиров и почту. За все время осады воздушные шары совершили 65 полетов и переправили 11 тонн почты.

Кстати, если вспомнить, что любому каналу связи присущи помехи, то в голубиной почте помех было совсем немного. Практически все голуби долетали до цели. Даже когда немцы узнали о том, что между Парижем и провинцией действует голубиная почта, и решили «поставить помехи», выпустив в воздух ястребов, специально обученных охоте на голубей. Но различить почтового голубя среди множества других птиц не мог даже зоркий хищник.

Серьезные люди, занимавшиеся разработкой протоколов Интернета, тоже не прочь пошутить. 1 апреля 1990 года они запустили в сообщество разработчиков новый стандарт под номером RFC1149. Стандарт описывал передачу сообщений с помощью голубиной почты. Несмотря на очевидную шуточность, этот стандарт оформлен по всем правилам. По этой причине его даже рекомендуют прочесть и понять тем, кто изучает теорию связи или Интернет.

Теги: голуби, интересный факт, почта, история

«Лети, лети, голубь почты моей… А мы тебе крылышки подрежем…» — злобно бормотал галантерейщик Бонасье, строча донос на Д´Артаньяна. Однако использование голубей в роли почтальонов началось задолго до эпохи французских мушкетёров…

Голубь, конечно, не двуногий курьер — по любому адресу его не пошлёшь. Зато к своему родному летку, эта птица возвращается с маниакальным упорством, преодолевая весьма далёкие расстояния — до 300 км. А отдельные, хорошо обученные, почтовые голуби способны найти свою родину на расстоянии более тысячи километров!
Добавьте к этому отсутствие преград и солидную скорость (в среднем 60-70 км/ч), и станет понятно, что в определённых ситуациях, когда доставка почты особенно затруднительна, голуби становились просто незаменимыми.

«Символ мира» на войне

Передача почтовых сообщений голубями была особенно популярна во время осад городов, когда редкому смельчаку удавалось преодолеть кольцо вражеского окружения.
Голубей посылали и римлянин Децим Брут во время осады Мутины Антонием (43 г. до н.э.), и голландцы, осаждённые испанцами, в городах Харлем и Лейден (1570-е годы).

Но первая, серьёзно организованная и регулярная, голубиная почта возникла в 1870-71 году во время Франко-Прусской войны, когда немцы взяли в кольцо Париж. Осаждённые горожане сначала отсылали весточки с помощью аэростатов. Однако, аэростаты были неуправляемы — за границы города их отослать было можно, а вот обратно в Париж их точно не направишь.
Тут-то и пришла идея привлечь к делу почтовых голубей. Их садили в клетки и отправляли на аэростатах через цепь вражеских войск, чтобы затем они вернулись с ответными посланиями. Хотя первый раз из 363 голубей вернулось только 57, затея того стоила.
Голубь — не лошадь, поэтому голубиные письма писали на очень тонкой папиросной бумаге, клали в мешочек, который крепили на спине, хвосте или лапке птицы. Затем придумали более экономный способ…
Люди приносили письма на специальный «голубиный» почтамт. Там тексты набирали мелким типографским шрифтом, верстали наподобие газетного листа, а потом фотографировали с большим уменьшением. В результате множество посланий умещалось на тоненькую микроплёнку, которую помещали в капсулу и прикрепляли к голубям. На месте получения плёнки проецировали на экран, а специальные чиновники переписывали тексты посланий.
Теперь один голубь за один раз мог доставить информацию ёмкостью 70 тысяч слов и принести в госказну 35 тысяч франков от благодарных клиентов почты.
Говорят, немцы даже пытались бороться с пернатыми почтальонами с помощью ястребов, но — без особого успеха.

Не обошлось без голубей и на полях двух мировых войн. Особенно активно их использовали в Первую мировую. Существовали даже целые роты голубиной почты, а для большей мобильности использовались передвижные голубятни. Соответственно, голубей, которые привыкли к одной голубятне, перевозили на другую, с которой собирались поддерживать связь. Памятуя, что война есть война, одну и ту же депешу для надёжности посылали сразу с тремя птицами.

Конечно, проводная и радиосвязь постепенно вытесняли голубей-почтальонов, но птицы продолжали использоваться и во Вторую Мировую войну. Советские исследователи подсчитали, что в период 1941-45 гг. было отправлено около 15 тысяч «голубеграмм».
Наиболее отличившихся пернатых военных почтальонов нередко награждали. Так, голубя Шер Ами в 1918 г. наградили Французским Военным крестом, а голубей Коммандо и солдат Джо в 1945-м — британской медалью Дикин. Наиболее повезло голубю под номером «888», которому и вовсе дали чин полковника Британской армии, а после смерти с почестями похоронили.

В 2005 году даже сняли мультфильм «Пернатый спецназ» про голубей – участников Второй Мировой войны.

Голуби и Ротшильды

Важными достоинствами голубиной почты были секретность и — главное- оперативность доставки информации. Ещё древние греки рассылали голубей со списками имён победителей Олимпийских игр.

Но наиболее ярким примером является история знаменитой финансовой империи Ротшильдов. По легенде, именно благодаря почтовому голубю, Натан Ротшильд первым в Британии узнал о победе над Наполеоном при Ватерлоо. Это позволило ему провести удачную операцию с французскими ценными бумагами и заработать баснословное состояние.

Голубь оказался хорошим помощником и репортёрам. Пока не было изобретено радио, редакции получали информацию о парусных регатах с помощью голубей, которых предварительно помещали в голубятни на яхтах.
Впрочем, этот способ передачи срочной информации репортёры агентства «Рейтер» практиковали и в 1962 году, чтобы корреспонденты не теряли время, простаивая в автомобильных пробках.

Не всегда голубиная почта служила законным и благовидным целям. Так во времена Наполеона, когда между Англией и Францией была таможенная война, голуби нередко помогали контрабандистам переносить с острова на континент драгоценные камни. Да и сейчас в районах Афганистана и Пакистана этих птиц используют, как… наркокурьеров, доставляющих героин.

Анекдот:
«- «И лично просили передать» — сказал почтовый голубь и нагадил на голову получателя письма».

Связь без границ

Бывали случаи, когда почтовые голуби оказывались единственной возможностью доставить сообщения. Например, в дальних морских странствиях. Ещё древние египтяне брали с собой почтовых голубей во время морских походов, а потом это стало распространённой практикой среди прочих моряков.

Именно голубь принёс последнее известие от шведского арктического исследователя Соломона Андре. В 1897 году вместе с двумя спутниками Андре поднялся на воздушном шаре со Шпицбергеном, желая достичь Северного полюса. Вскоре пришло обнадёживающее голубиное послание — мол, всё хорошо — и после этого об экспедиции не было ни слуху, ни духу целых 33 года… Пока останки отважных полярников не нашли на одном из северных островов.

Кстати, об островах…
Во второй половине XIX века, когда авиапочты ещё не было, а пароходы ходили медленно, жители островов вспомнили о голубях. В частности, подобная мысль посетила человека по имени Фрикер — жителя острова Грейт-Барбьер. Недовольный тем, что почтовый пароход между островом и новозеландским портом Окленд курсировал только раз в неделю, он решил в 1898 году наладить регулярную голубиную почту.
В результате, письма стали доставляться ежедневно. Самый быстрый голубь с говорящим прозвищем Velocity мог покрыть расстояние между Грейт-Барбьером и Новой Зеландией (90 км) всего за 50 минут. Затея была столь успешной, что издали даже специальные бланки и треугольные марки — первые почтовые марки для голубеграмм.

Так что в критических обстоятельствах голубиная почта до сих пор может пригодиться. Например, сегодня в удалённых и труднодоступных районах Англии голубей используют для срочной доставки проб крови в больницы на анализ.

В былые времена уникальные в своем роде и очень умные почтовые голуби использовались для передачи писем и посланий. Сегодня все коммуникации осуществляются с помощью мобильной связи и электронной почты. Однако узнать о том, как работает голубиная почта, желают многие современники.

История голубиной почты

Если говорить о древних видах связи, конечно же, стоит вспомнить о голубиной почте. Столь оригинальный способ связи использовался еще древнегреческими торговцами и путешественниками, а также древнеримскими воинами. В эпоху раннего Средневековья Египет стал основным центром становления и развития этого вида коммуникации, поскольку местная знать готова была тратить огромные суммы на лучших «почтальонов».

Спустя много лет птиц стали использовать для передачи сообщений с одного военного объекта на другой. Голубиная почта была единственным способом связи с осажденными городами. Так, в период франко-прусской войны (1870–1871 гг.) осажденный Париж мог передавать весточки в другие города летающими «почтальонами».

Во время Первой и Второй мировых войн птицы как способ связи использовались значительно реже, поскольку появилась радиосвязь. Но когда возникали технические неполадки либо не было возможности воспользоваться радиосвязью, возвращались к помощи пернатых. В то время советский школьник Витя Черевичкин, которому было всего лишь 15 лет, был расстрелян нацистами за содержание почтовых голубей. Подросток использовал птиц для коммуникации с Красной армией, расположенной в осажденном Ростове.

Видео «10 фактов о почтовых голубях»

В этом видеосюжете представлены уникальные и интересные факты о существовании и развитии голубиной почты.

Как голуби ориентируются

Голубеграмма как способ связи между городами отличалась неплохой скоростью передачи сообщений. Птицы возрастом от 3 лет и старше способны преодолевать расстояния до 1100 км. На такой перелет требовалось порядка 15–18 часов. Для дальних полетов задействовали самых выносливых и физически крепких «почтальонов». Средняя скорость полета составляла 60–70 км/час. Однако в истории голубиной почты отмечено, что некоторые пернатые способны передвигаться в небе со скоростью 100–150 км/час.

Многие до сих пор задаются вопросом, а как почтовые голуби знают, куда лететь. Точного ответа на него не существует, поскольку мнения разделились. Некоторые орнитологи настаивают на версии, что птицы способны улавливать некий инфразвук, который присутствует в природе. Возможно, именно по этой причине птицы всегда первыми реагируют на различные природные катаклизмы и погодные явления. Другие считают, что голубь имеет «внутренний компас» и использует геомагнитное поле Земли во время полета. При этом основной ориентир – солнце.

Породы почтовых голубей

Для выполнения поручений и доставки голубеграмм подходят не все породы пернатых. Чаще всего использовались следующие породы почтовых голубей:

  1. Английский карьер – стремительная прямолинейность полета и отменные летные качества.
  2. Антверпенские, или бельгийские – рекордсмены по скорости полета.
  3. Немецкие – высокая продуктивность, отличная декоративность и хорошая ориентация в пространстве на незнакомой местности.
  4. Русские – высокие летные качества, отличная выносливость и декоративность.
  5. Брюссельские, или фландрские – хорошая выносливость, мускулистость и неплохие летные характеристики.
  6. Голуби-чехи – отменные летные показатели, преданность человеку, выносливость и устойчивость к различным заболеваниям.



Особенности дрессировки и выращивания

Почтовые голуби нуждаются в особых условиях содержания и выращивания. Отлучать от родного гнезда начинают по достижении птенцами 35-дневного возраста. Не рекомендуется забирать маленьких птенцов, поскольку они не в состоянии выжить и прокормиться самостоятельно. Птенцы более старшего возраста тяжело поддаются дрессировкам и часто покидают место обитания.

Кормят почтовых голубей различными видами кормов. В рационе птицы обязательно должны присутствовать: отруби, чечевица, семена льна и рапса, желтый горох, отварной картофель, соль, известь, песок и биодобавки кальция. Норма суточного рациона составляет 410 г. При необходимости усиленного питания количество корма увеличивают до 810 г.

В голубятне должно быть чисто, сухо и светло. Наличие сквозняка, низкая/высокая температура воздуха и неправильная влажность – основные причины частых болезней пернатых.

Первые дрессировки проводят по достижении 6-недельного возраста. При этом птица должна иметь полное оперение. В первый год дрессировки суммарная дальность перелетов не превышает 320 км.

Для развития и поддержания выносливости птицам периодически устраивают дальние полеты и спортивные состязания. Место проведения соревнований определяется климатическими и географическими особенностями.

Голуби-герои

Вернемся к исторической справке. Среди пернатых «почтальонов» есть немало героев. Почтовая голубка Шер Ами спасла более 200 солдат при Мез-Аргонском наступлении в 1918 году. Раненая птица, у которой не было одной лапки и глаза, смогла добраться до пункта назначения.

«Почтальон» Меркурий, получивший медаль Марии Дикин (высшая воинская награда Великобритании для животных) во время Второй мировой войны, передал в штаб важную информацию от датских подпольщиков. Голубка Уинки, преодолевшая за 12 суток расстояние в 5 тысяч морских миль, спасла экипаж затонувшей английской субмарины. За успешное выполнение задания птицу наградили бронзовой статуэткой и медалью Дикин.

В наши дни

В настоящее время, когда отправка текстового или мультимедийного сообщения с помощью мессенджеров занимает всего лишь несколько секунд, голубиная почта утратила свою значимость. Согласно исторической справке, голубиную почту активно использовали в послевоенное время.

«Услугами» пернатых пользовалось знаменитое новостное агентство «Рейтер». Также передавать голубями письма и короткие текстовые сообщения пробовали корреспонденты ялтинского печатного издания «Курортная газета».

На протяжении нескольких последних десятилетий почтовые голуби используются в телевизионных съемках, рекламных проектах и акциях, а также для проведения различных торжественных и развлекательных мероприятий. Например, организаторы свадеб предпочитают работать с почтовыми голубями, которые обязательно возвращаются домой.

Еще одна сфера применения почтовых голубей – спортивные состязания. Большой популярностью пользуются различные развлекательные и спортивные мероприятия, участие в которых может принести неплохой финансовый доход. Клубы любителей голубиного спорта существуют не только в пределах одного города или определенной местности. Международные организации занимаются проведением встреч, съездов и спортивных мероприятий.

Несмотря на тот факт, что голубиная почта перестала пользоваться спросом, не стоит столь пренебрежительно относиться к птицам, которые не раз доказывали свою верность и преданность людям.

Голубиная почта сегодня кажется безнадёжно устаревшей. Но это только на первый взгляд. Эксперимент, состоявшийся в 1996 году в Прибалтике показал, что голуби до сих пор могут доставлять корреспонденцию намного быстрее наземной и авиапочты. Поэтому такой вид связи до сих пор используют в Швейцарии, на Кубе и в ряде других стран.

Домой!

Механизм, помогающий голубям находить нужный город, здание и даже окно, до конца не изучен. Пока учёные называют его инстинктом возвращения домой — хоумингом. А сам голубиный мозг — природным компьютером. В шутку, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины: мозг этой небольшой птички развит необыкновенно, ведь голуби не только умеют собирать информацию посредством органов чувств, но и способны обрабатывать её и хранить — в довольно больших объёмах.
Главную роль в сборе информации играют глаза.
Каким-то образом голуби умеют отсеивать всё ненужное и запоминать только то, что может им пригодиться. Поэтому зрительные впечатления — самые важные в птичьем навигаторе.
Кроме того, голуби ориентируются по солнцу, правда, этот механизм не работает в ночное время: зажжённые фонари сбивают птице курса…
Некоторые исследователи считают, что голуби, в отличие от других пернатых, улавливают запахи, благодаря чему в их мозге складывается «карта ароматов» — и домашних, и тех, что приносят ветра. Находясь вдали от своего места обитания, они просто «нюхают» воздух и таким образом определяют, в каком направлении им лететь.
Впрочем, эксперимент, проведённый группой немецких учёных в 2011 году, показал, что запахи все же не являются достаточным ориентиром для голубей. Многие птицы, вывезенные в горную местность, на обратном пути часто останавливались, будто изыскивая дополнительную информацию. Причём трудности с возвращением испытывали те подопытные, которым исследователи предварительно закрыли правую ноздрю. Дело в том, что именно там у голубей находится «магнитно-рецепторная» система, позволяющая даже крохотным птенцам запомнить уровень магнитной напряжённости Земли возле своего гнезда. Причём эта информация сохраняется в голове птицы навсегда.
В 2013 году учёным удалось выяснить, что ухо голубя воспринимает инфразвук, возникающий из-за движения земной коры. При этом каждое место для птицы звучит по-своему. На этот звук она и летит к дому.
Не менее удивительно, что голуби, с древних времён живущие рядом с людьми, научились «пользоваться» их дорогами! В 241 году до н.э. между Римом и Галлией существовал прибрежный путь, по которому следовала и голубиная почта. Так вот, современные голуби продолжают летать все по тому же маршруту, хотя никакой дороги там давным-давно нет. Стало быть, информация о воздушных трассах передаётся у голубей из поколения в поколение. Но как именно, выяснить пока не удалось.

Письма из прошлого

Как отправлять письма с голубями, знали ещё в странах Древнего мира. В записках Плиния Старшего можно найти сведения о том, как в 43 году до н.э. город Мутина был осаждён и его комендант Брут известил о том консула Гирция посредством голубиной почты. А тот оперативно отправил помощь осаждённым.
Чаще всего «крылатые депеши» порхали в военное время, когда от скорости доставки почты зависела судьба целых народов. Так, в 1249 году египетскому султану Hyp ад-Дину почтовые голуби помогли вовремя доставить султану Наджм ад-Дину весть о том, что порт Дамиетта захвачен французами. Султаны объединили усилия и освободили территорию. Позже Hyp ад-Дин организовал сеть голубиных башен по всей стране. Тогда обученные птицы стоили баснословных денег — тысячу динариев за пару.
В 1870 году, во время Франко-прусской войны, посредством голубиной почты осуществлялась связь между осаждённым Парижем и городом Туром. Это были сообщения, с сильным уменьшением снятые на плёнку. Каждый голубь нёс до 20 таких посланий. Конечно, немцы знали об этом. Вначале они обстреливали пернатых почтальонов, а потом стали натравливать на них соколов. Но находчивые французы придумали прикреплять к хвостам голубей свистки, которые во время полёта отпугивали хищников своим противным звуком.
В 1815 году почтовые голуби сослужили добрую службу Якобу и Натану Ротшильдам. Когда Наполеон вернулся во власть, на фондовых биржах царила неразбериха. Ждали, чем закончится битва при Ватерлоо. Во французской армии у Ротшильдов были свои агенты, имевшие почтовых голубей. Пока Наполеон шёл к победе, акции англичан падали в цене, а после того как французы потерпели поражение, их стоимость резко возросла. Голубиная почта своевременно доставляла отчёты о ходе сражения Ротшильдам. Благодаря этому они узнали об исходе битвы раньше других и скупили акции по самой низкой цене. И на том сколотили солидный капитал.

Русский опыт

Согласно письменным источникам, родоначальником голубиной почты в России в 1854 году был князь Голицын, который таким образом наладил сообщение между своим московским домом и усадьбой, находившейся за 90 вёрст от него. Однако утверждать, что никто раньше не додумался до этого, нельзя. Скорее всего, с голубями давно передавали какую-то личную переписку, которую требовалось сохранить в тайне.
Ещё одним россиянином, задействовавшим голубей для доставки почты, стал в 1873 году штабс-капитан, плац-адъютант Печерской крепости Арендт. Он начал тренировать почтовых птиц и сумел добиться потрясающих результатов: голуби могли находиться в воздухе по 12 часов кряду и «разгоняться» до 100 км/ч. Успехи Арендта в 1891 году стали толчком к созданию линии голубиной связи между Москвой и Санкт-Петербургом, а позже и по другим направлениям. Но нет предела совершенству. Вскоре был установлен новый рекорд. Тренированные птицы голубевода Домашкева за 6 часов смогли преодолеть более 500 км при скорости 86 км/ч.
В 1890 году в России появилось «Русское общество голубиного спорта». Оно издавало свой журнал и регулярно проводило соревнования голубей на дальность полёта. После революции дело пошло на спад и стало возрождаться только после 1925 года. А в 1929-м голубей призвали на государственную службу. Тогда был утверждён приказ «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», в рамках которого были разработаны руководства по боевой подготовке частей военного голубеводства.

Крылатое донесение

XX век в истории человечества оказался самым кровопролитным. Одна за другой по миру прокатились две войны. И на обеих голубям нашлась работа. Так, в Первую мировую птиц впервые стали использовать в шпионских целях. Голубям прикрепляли на шею маленькие камеры и отправляли их «на задание»: снимать вражеские части. Действовала и голубиная почта. Известен случай, когда птица доставила важное послание до адресата вовремя и тем самым спасла армейское подразделение англичан от гибели. В знак благодарности голубю было присвоено звание полковника британской армии. В этом звании он прошёл всю войну, а когда настало его время, был предан земле со всеми почестями, надлежащими полковнику.
Во время Второй мировой войны почтовые голуби доставили около 15 тысяч писем, 98% которых дошли до адресатов. Правда, в СССР голуби, принадлежавшие гражданскому населению, были приравнены к нелегальному средству связи, а потому подлежали уничтожению. Несоблюдение этого распоряжения каралось по законам военного времени.. Причём с обеих сторон! Ведь немцы, оказавшиеся на оккупированных территориях, боялись, что советские граждане будут поддерживать связь с партизанами с помощью голубей.

Быстро и надёжно

Сегодня письма с голубями продолжают отправлять в Швейцарии, на Кубе и в труднодоступных районах Индии. А в Голландии им доверяют доставку донорской крови в больницы. Так гораздо быстрее, ведь птицы не зависят от пробок на дорогах, да и дешевле — им не нужен бензин. В Бельгии голубей используют для доставки микрочипов, содержащих большой объём секретной информации, передавать которую через Интернет не всегда безопасно. К тому же в этом случае полностью исключён человеческий фактор. Крылатого курьера не подкупят конкуренты.
Но всё же, увы, приходится признать: в современном мире голубиная почта используется главным образом в рекламных и агитационных целях. Несмотря на все её преимущества.

Журнал: Ступени Оракула №12, декабрь 2019 года
Рубрика: Тайны природы
Галина Белышева

Метки: Ступени Оракула, Вторая мировая война, полёт, птицы, голубь, почта, корреспонденция

Росписи египетских дворцов и китайских шкатулок, мозаики римских вилл и византийских храмов свидетельствуют, что в голубе во все времена видели символ поэтичной красоты и духовной возвышенности. Конечно, голубь приносил и огромную пользу. Голубиная почта — изобретение незапамятных времен, во всяком случае, уже в Вавилонском царстве для голубей, переносящих письма, строились специальные высокие и заметные издалека башни. История голубиной почты богата драматическими событиями: здесь и спасение осажденных городов, и необыкновенные любовные истории, и коммерческие операции, и приключения контрабандистов.

Не всегда голубиная наивная привязанность к дому шла на пользу хозяину. Княгиня Ольга, задумавшая в четвертый раз отомстить древлянам за смерть мужа, избрала очередной нетривиальный и запоминающийся способ мести. Убедив все еще ничего не подозревающих древлян в своем прощении, находчивая княгиня потребовала с них весьма скромную дань — по три воробья и по три голубя с каждого двора их города. Однако птицы не пошли на паштеты в княжескую кухню — к их лапам немедленно привязали тлеющую паклю и отпустили. Честно выполняя свой долг, голуби и воробьи возвратились в дома обескураженных таким поворотом событий горожан. С древлянами было покончено.

Человечество, безнадежно отдалившееся от природы, тем не менее сохранило самую нежную любовь к своим древним и верным спутникам — лошадям и собакам. Играющий пес, как и скачущий конь, пробуждают в душе даже самого заядлого горожанина невольный восторг. Автомобилю не удалось затмить лошадь, но, кажется, телефоны и факсы вытеснили из нашей души любовь и признательность к голубям, на протяжении тысячелетий верой и правдой служившим надежнейшим средством связи. Но, даже перестав быть нам полезными, голуби по-прежнему воплощают редкие и незаменимые качества — верность и свободу. Голубиная верность стала легендарной у многих народов уже тысячи лет назад. История обогащения знаменитой фамилии Ротшильдов тесно связана с голубиной почтой. Во время наполеоновской стодневной эпопеи Натан Ротшильд, основоположник династии миллионеров, находился в Лондоне, имея в своем распоряжении некоторый не слишком большой капитал. В связи с победоносным продвижением воспрянувшего Наполеона по Франции и общей неясностью политического положения британские государственные ценные бумаги котировались на бирже весьма невысоко. Исход генерального сражения англичан с французами имел огромное значение, в том числе и для рынка ценных бумаг. И вот армии Наполеона и герцога Веллингтона встретились. Битва при Ватерлоо вошла не только в учебники по военному искусству, но и в историю финансовых операций.

Ротшильд, имевший при действующей армии собственных агентов, узнал о победе британцев с помощью голубиной почты на три дня раньше официальных известий и успел купить ценные бумаги по дешевке. Не зря хорошие голуби-почтари ценились на вес золота! Удивительная способность этой птицы находить дорогу домой использовалась очень широко вплоть до изобретения телеграфа и радио. Но и потом бывали случаи, когда вспоминали о голубях. Известно, что уже после второй мировой войны корреспонденты агентства «Рейтер», не имевшие из-за уличных пробок возможности быстро посылать в редакцию срочный материал, посылали почтарей и опережали конкурентов. Турман в полете выполняет акробатические кувырки и перевороты. Считается, что искусство воздушных трюков происходит от умения диких голубей уворачиваться в полете от ударов стремительных хищных птиц. Домашних турманов хищные ястребы атакуют редко, голуби кувыркаются из любви к искусству. Орловский белый турман — чисто российская и очень ценимая знатоками птица, по-прежнему уникальная, несмотря на многочисленные попытки создать аналогичные породы за границей. Орловские турманы очень обаятельны: большие глаза смотрят совсем по — человечески. Они настолько ценны, что многие владельцы даже не гоняют их: боятся потерять. Короткоклювые турманы не могут сами кормить своих птенцов — при этих аристократах держат «кормилок» из пород попроще — обычных тонных голубей.

Короткоклювые турманы

Англичане увековечили память почтовой голубки, которая спасла жизнь морякам подводной лодки во время второй мировой войны. Голубка, поднятая из глубины в специальной открывающейся камере, принесла на береговую базу записку с координатами терпящей бедствие лодки. Ценятся не только быстрые памятливые почтари, в наше время называемые «спортивными» голубями. Красота полета и внешность самой птицы — еще два направления совершенствования голубиных пород. Каких только не бывает голубей: хохлатые, с огромными пышными хвостами, белоснежные и асфальтово-черные, массивные, как борцы, и хрупкие, как балерины. А названия! Статные голуби (ценятся за стать) делятся на трясунов, вислокрылых и качунов. Есть еще летные, гонные и бойные голуби. И как они только не летают! Почти все чистые голуби — белоснежные. Только щиток крыла бывает цветным, у каждой породы своего цвета. Все чистые -отменные летуны, полет их красив и своеобразен, они вычерчивают в воздухе аккуратную восьмерку. Причем знатоки делят их на «правиков» и «левиков», в зависимости от того, вправо или влево описываются восьмерки. Правиков пускают летать отдельно от левиков, а то выйдет полный беспорядок. Высоколетные голуби — отличные летуны. У каждой породы свой стиль подъема на высоту, полета и спуска. Столбовые поднимаются вертикально вверх («столбом»), несколько часов стоят в небе, трепеща крыльями на восходящем потоке воздуха, и так же вертикально садятся на крышу своей голубятни. В небе голубь стоит так высоко, что превращается в мерцающую точку: отведешь глаза — трудно найти его опять. Рассказывают, что за знаменитыми украинскими николаевскими тучерезами наблюдали ставя на землю большой таз с водой и следя за отражением голубя — невозможно устоять с поднятой головой много часов.Турманы поднимаются высоко в небо и, кувыркаясь и переворачиваясь, опускаются вниз, чтобы снова взмыть вверх и повторить воздушную игру. Есть голуби, ценимые вовсе не за лет, а за особенный голос, напоминающий целый военный оркестр с трубами и барабанами. Их так и зовут — «трубачи — барабанщики». Высоколетные голуби могут летать часами на огромной высоте, а знатоки любуются красотой их полета — здесь ценят четкость движений, чистоту стиля, выносливость. Торцевые и серпасные, катуны и бабочки — каждый имеет в глазах знатока особую ценность. А голубиные знатоки — особый народ. Утонченные дворяне-любители, державшие голубей в усадьбах, к концу XIX века сменились разночинными «голубиными охотниками», образовывавшими целые клубы в московских и провинциальных трактирах, они в свою очередь сменились революционными осоавиахимовцами, призванными посылать голубиной почтой известия о «победных атаках». В военные годы, понятно, было не до голубей, хотя рассказывают о ленинградском старике, истощенном и умирающем, но кормившем пшеницей из заветного мешка нескольких голубей знаменитой породы «русские кружастые». Хрущевские времена вспоминаются голубятниками как времена «непоощрения», мягко говоря, голубей и голубятен — не вязались они с новостройками. А вот про Брежнева в мире голубятников ходили легенды. Будучи знатоком, он на голубиной выставке в Киеве даже отказался от сопровождающего: сам, мол, могу ему много чего порассказать. Легенды легендами, а любительские клубы открылись в конце 50-х, и многие сохранились до наших дней. Статные голуби — среди других как культуристы и манекенщицы. Именно в породах, относящихся к статным, реализуется самая буйная фантазия селекционеров, воплощаются их представления о красоте, пышности и нарядности.

Длинноклювые турманы

Времена подвыпивших продавцов голубей, часто приученных возвращаться при первой же возможности к старому хозяину в ожидании новой продажи уже в прошлом. Любители стали солиднее, хотя многие, как и в других областях нашей жизни, польстились на «импорт» и занимаются западными породами. Что же заставляет серьезных занятых людей утром в выходной день или вечером после работы торопиться на задний двор своего загородного дома или просто открывать дверь на балкон и входить в это совершенно особенное место — голубятню? Русский почтовый в наши времена стал московским выставочным спортивным голубем. Спортивные голуби делятся на классы: класс «стандарт» — красавцы, строго оцениваемые по статям, и класс «спорт», где внешность совсем не важна, а главное — «призовые километры». Голуби класса «спорт» ценятся в зависимости от результатов состязаний. А состязания непростые: специально оборудованные машины увозят птиц, окольцованных контрольными кольцами-ключами, за сотни километров и в определенное время выпускают. Голубь должен как можно скорее найти путь в родную голубятню, где хозяин, сняв с его лапы контрольное кольцо — ключ, останавливает ключом часы, запущенные в момент старта голубя. Бойные голуби, переворачиваясь в полете, сильно щелкают или хлопают крыльями — «бьют». Бой слышен даже с огромной высоты, куда голубь поднимается, чтобы провести свое «выступление». Внешность, кувырки — все это неважно для знатоков, главное — качество полета. Любовь к живности, поиски контакта с природой? Страсть к коллекционированию? Эстетское любование грациозными существами? Спортивный азарт? Исследовательский интерес селекционера? Сознание принадлежности к особому клану?

Трудно ответить определенно: у каждого свои причины входить в мир голубей. Конечно, речь идет не о надоедливых одичавших сизарях, а о Голубях, в которых многие поколения людей воплощали свои представления о красоте птицы. Об этом многое, наверно, мог бы рассказать знаменитый граф Орлов. Это тот самый генерал-аншеф, покоритель Средиземного моря и победитель турок граф Алексей Орлов — Чесменский, знаменитый, оказывается, не только военными победами и орловскими рысаками, но и не менее замечательными орловскими турманами. Потомки этих красивых птиц и сейчас восхищают нас своими немыслимыми акробатическими трюками в воздухе. От предков — многих поколений почтовых голубей — спортивные голуби унаследовали быстрый полет и удивительную зрительную память. Много лет продолжаются споры специалистов о том, как голуби находят дорогу домой, что именно позволяет им фантастически точно ориентироваться на протяжении тысяч километров. Единой точки зрения нет: пишут о способности птиц улавливать изменения магнитного поля Земли, об ориентации по солнцу и звездам, предполагают, что у них необыкновенное обоняние и т. д. Точно известно, что зрительная память у некоторых голубей класса «спорт» такова, что они запоминают свою крышу с первого раза и всю жизнь способны потом к ней возвращаться.

И напоследок:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *