Педприкорм

Таблица первого прикорма при грудном вскармливании

Как вводить первый прикорм правильно
Прикорм ребенка по месяцам: признаки готовности, правила, схемы и таблицы прикорма
Введение прикорма в 6 месяцев при грудном вскармливании: пошаговое описание с таблицами, схемами и рецептами

Прикорм — это не докорм и не замена основного приема пищи. Новый продукт водится с целью разнообразить рацион ребенка, познакомить с другими вкусами, постепенно приобщить к взрослой еде. Многие родители ошибочно считают, что при грудном вскармливании малышу всего хватает, можно повременить с прикормом. На самом деле, позднее введение тоже способно привести к разным проблемам вплоть до полного отказа от нормальных продуктов. Детям на грудном вскармливании прикорм вводится позже, чем искусственникам, если на то нет других показаний. При плохом наборе веса или в экстренных ситуациях предвидится разлука с матерью, она заболела и прочее сроки сдвигаются в меньшую сторону. Но при любых обстоятельствах нужно оценить готовность ребенка. Необязательно все эти признаки должны присутствовать. Каждый ребенок развивается индивидуально. Обычно к полугоду можно начинать прикорм при грудном вскармливании, но многие педиатры настаивают подождать до месяцев. В любом случае, готовность незамеченной не останется, родители сами все поймут. Иногда признаком готовности к прикорму является появление зубов. На самом деле, эта примета не имеет никакого научного обоснования. У одних детей они появляются до полугода, у других 8 и даже 10 месяцев. Педагогический прикорм — распространенная схема знакомства ребенка с взрослой едой. Она существовала много тысячелетий, но только недавно обрела название. Малышу постепенно дают продукты с общего стола. Это удобно, не нужно тратить время на отдельное приготовление пищи, нет необходимости покупать дорогостоящее детское пюре или каши , не возникают проблемы с отсутствием аппетита, в компании он всегда появляется. Эта методика была долго популярной. С месяцев иногда и раньше грудничкам давали наваристые супы, мясо на мослах, картофельное пюре и другие блюда, приготовленные для всей семьи. Однако педиатры единогласно против этой системы:. Педагогический прикорм не может быть постепенным, так как остальные члены семьи вряд ли захотят на протяжении недели питаться однообразно. Не менее остро встанет вопрос о способах приготовления пищи, так как малышу нельзя давать жареные, соленые, перченые, жирные блюда. Изменение рациона требует от родителей повышенного внимания к ребенку. Важно следить за самочувствием, настроением, стулом и кожными покровами. Если возникнут какие-либо изменения, нужно немедленно прекратить ведение прикорма. Любой новый продукт, независимо от его вида, вводят постепенно, начиная с 5 г. Даже если ребенку понравился вкус, нельзя пренебрегать этим правилом, чтобы не провоцировать риск развития аллергии. Соки — спорный продукт. Когда-то они давались детям самыми первыми. Сначала с 3 месяцев, затем их стали вводить в 4 месяца. Но, как показывают последние исследования, пользы от подобных напитков мало, они содержат много кислоты, несут серьезный вред детской пищеварительной системе, в будущем могут стать причиной гастрита. При грудном питании соки плохо сочетаются с молоком. Их введение рекомендуется отложить до месяцев. Идеально для первого прикорма подходят овощи , особенно если у малыша имеется лишний вес. Если же ребенок, напротив, набирает мало, педиатры рекомендуют начинать с каш. Популярное фруктовое пюре желательно ввести после овощей. Так как оно имеет сладкий вкус, малыш может просто отказаться от другой пищи. Вообще, в определенные месяцы жизни родители сами выбирают подходящий продукт, исходя из общих рекомендаций. Например, доктор Комаровский рекомендует начинать с детского кефира, но также в месяцев можно предложить ребенку мясо или рыбу , особенно, если кисломолочный напиток не придется по вкусу. Если что-то не пошло, всегда существует альтернатива. Овощи идеально подходят здоровыми детям, находящимся на грудном вскармливании. Обычно ребенку предлагают пюре. Оно непременно должно пройти термическую обработку и содержать только один компонент. Можно использовать баночное детское питание. В идеальном варианте первым должен быть кабачок. Он имеет нейтральный вкус, легкую текстуру, хорошо усваивается детским организмом и содержит много клетчатки. Если у малыша имеются проблемы со стулом, кабачковое пюре их поможет решить. Картофель лучше ввести после первых видов овощей. Также нужно внимательно отнестись к белокочанной капусте. Она провоцирует вздутие в животе, боли, проблемы со стулом. Репу и редиску, свежие огурцы и помидоры малышу предлагают только после года. Если ребенок с удовольствием есть овощи, рацион регулярно расширяется и пополняется, фрукты можно отложить еще на месяца, то есть ввести после 8. Для прикорма в основном используется термически обработанное пюре, домашнее или покупное. Начинают знакомство с зеленых яблок. Далее предлагают груши, если нет проблем со стулом, так как они нередко провоцируют запоры. Высокой степенью аллергенности обладают цитрусы, клубника и малина, гранат. Но не стоит забывать про индивидуальную непереносимость. Реакция может появиться даже на обычное яблоко или грушу. Предложить с полугода можно творог , если имеются показания: Но чаще всего малыши, которые находятся на грудном питании, крепкие и здоровые. Поэтому творог вводят не раньше 7, а лучше 8 месяцев. Очень важно, чтобы это был продукт для детского питания. Нельзя давать ребенку купленные на рынке молочные продукты. Также не подходят сладкие массы с добавками, сахаром, добавочными жирами, особенно растительными. Творожный продукт — узаконенный аналог творога, но в нем нет ничего полезного, тем более для растущего организма. Если нет возможности купить качественное питание, то есть вариант приготовить его самостоятельно. Не стоит знакомить ребенка с кашами раньше месяцев, если он прекрасно набирает вес. При избыточной массе тела злаковый прикорм можно отложить почти до года, вместо него активно расширять рацион фруктами, овощами, кисломолочными продуктами. Главный критерий выбора крупы — отсутствие глютена. Начинать прикорм можно с гречки, риса или кукурузы. Каши можно готовить самостоятельно или использовать растворимые полуфабрикаты для детского питания. Важно вводить блюда без молока и других добавок в виде фруктов, ягод, сахара. Только чистый злак, допускается небольшое количество соли и масла. Доктор Комаровский предлагает детям на грудном питании первыми вводить кисломолочные продукты, то есть детский кефир. Он полезен для желудка, благотворно влияет на работу кишечника, но не очень популярен. Обычно его дают детям после 8 месяцев. Помимо кефира, можно предлагать детский йогурт и биолакт. Все напитки без добавок, фруктов, сахара и усилителей вкуса. С мясом нужно знакомить детей до года, так как оно является источником ценных веществ. Продукт вводят в виде пюре, паровых котлет, отварных фрикаделек. Можно использовать детские консервы, которые также добавляют к овощам, в первые блюда. Не рекомендуется рано вводить курицу, так как она вызывает аллергию. Тяжелые для детского желудка виды мяса: Помимо мяса, после 10 месяцев раза в неделю дают субпродукты. Наибольшей ценностью обладает говяжья телячья печень. Рыба — нужный продукт в рационе ребенка, но она нередко вызывает аллергию. Если никаких предпосылок к реакции нет, прикорм начинают с 8 месяцев. Но ни в коем случае не нужно совмещать с мясом или птицей. Сначала одно, после удачного знакомства можно начинать вводить другое. При склонности к аллергическим реакциям продукт откладывают до возраста одного года. Следует избегать жирных сортов рыбы, с которыми детскому желудку справится сложно. Как и в случае с мясом, прикорм готовят самостоятельно или приобретают баночные консервы. Пюре или котлеты желательно совмещать со знакомыми ребенку овощами, несладкими кашами, супами. Рыбу не нужно давать ежедневно, достаточно заменять ею мясо 2 раза в неделю. Кроме основных продуктов, при грудном или любом другом питании, ребенку нужны добавки. Обычно это масла, специи, яйцо. До года дают только желток , можно куриный или перепелиный. Также к добавкам относят мучные изделия. Не стоит до года увлекаться печеньем и хлебом, так как они содержат глютен, дрожжи, сахар и другие, пока не нужные малышу добавки. При введении прикорма могут возникнуть 2 проблемы: В любом случае нужно сразу прекратить кормление, временно перейти на грудное питание, дать детскому организму время на восстановление. Повторное знакомство с новой пищей возможно только после исчезновения всех симптомов и не раньше, чем через неделю. Обязателен прием противоаллергических препаратов. Постепенность введения и внимательность — залог успешного прикорма. Разнообразить рацион ребенка несложно, но важно сделать это правильно. Неграмотное введение прикорма может обернуться несварением, Злаки входят в тройку лидирующих продуктов для первого прикорма, предлагаются ребенку, как правило, в месячном возрасте. Молоко — ключевой продукт в рационе детей раннего возраста, а в первые дни и месяцы жизни оно является незаменимой и единственной Рвота у ребенка может возникать по многим причинам, среди которых пищевое отравление, возбуждение или страх, различные болезни. Отлучение ребенка от груди — важный момент для малыша и матери. Иногда это происходит естественным образом, когда ребенок подраста Шестимесячный ребенок уже совсем не похож на новорожденного младенца. За свои первые полгода жизни он более чем в 2 раза прибавил Всем известно, что витамины играют важную роль в процессах обмена веществ в организме. Они жизненно необходимы и взрослым, и детям Любое использование материалов сайта возможно только при наличии прямой, активной ссылки на источник. О проекте Обратная связь Поиск. Красота Уход за телом Уход за кожей Уход за волосами Косметика Эстетическая медицина Косметология Пластическая хирургия Здоровье Болезни Интимное здоровье Нетрадиционная медицина Диета Виды диет Похудение Здоровое питание Любовь Секс Отношения Контрацепция Дети Беременность Уход за детьми Воспитание Семья Брак Семейная жизнь Развод. Беременность Уход за детьми Воспитание Мобильная версия. Прикорм при грудном вскармливании: Когда вводить прикорм Педагогический прикорм: Пропал рефлекс выталкивания языком. С рождения у ребенка он присутствует, оберегает от попадания в рот инородных предметов. Вес с рождения увеличился в два раза. У недоношенных детей в 2,5 раза. Ребенок сидит с поддержкой или самостоятельно. Лежачего малыша знакомить с твердой пищей нельзя. Появился интерес к взрослой еде, малыш открывает ротик, вытягивает нижнюю губу, реагирует на ложку и пищу родителей. Ребенок не просто сосет попавший в рот предмет, а работает челюстью. Доктор Комаровский о прикорме Педагогический прикорм: Однако педиатры единогласно против этой системы: У этой методики нет научной базы. Употребляемое блюдо зачастую не приносит пользы, а иногда вредит неокрепшему организму малыша. Сложно контролировать размер съеденных порций, особенно с первой по пятую, когда счет идет по граммам. Консистенция не подходит маленькому ребенку. На первых порах он может давиться кусочками. При возникновении аллергии будет сложно отследить виновника, так как реакция может проявиться не сразу, а через несколько дней. Доктор Комаровский о педагогическом прикорме Общие правила введения прикорма Изменение рациона требует от родителей повышенного внимания к ребенку. Прикорм вводится только здоровому ребенку. Если у малыша недомогание, прорезываются зубы, в ближайшее время ожидаются прививки, то знакомство с новым продуктом нужно отложить. Знакомство с каждым продуктом длится не менее 7 дней. При отсутствии негативной реакции можно дополнительно вводить новый вид. Нельзя смешивать несколько видов овощей или фруктов , если ребенок не знаком с каждым из них. Консистенция прикорма должна быть гомогенная, полужидкая. Постепенно, по мере взросления ребенка, блюда можно делать гуще, допускать крупинки, затем комочки. Нельзя давать одну и ту же еду 2 раза в день. Прикорм не является самостоятельным приемом пищи. На первых порах его предлагают в дополнение к материнскому молоку перед едой, позже заменяют одно кормление. С каких продуктов начать прикорм Соки — спорный продукт. Таблица введения разной пищи при грудном вскармливании Продукт Возраст месяцы 6 6,5 7 8 9 10 12 Овощи, г Фрукты, г — Каша, г — — Творог, г — — 50 50 50 Кефир, г — — — Мясо, г — — — 50 Рыба, г — — — 30 50 70 Соки, мл — — — — — 50 Прикорм в 6 месяцев: Какие еще овощи дают в месяцев: Прикорм в 6, месяцев: Какие еще фрукты предлагают ребенку: Прикорм с месяцев: Прикорм с 8 месяцев: Какое мясо птицу можно использовать: Прикорм с 8 12 месяцев: Какая рыба подходит ребенку первого года жизни: Рыба для детей до года Дополнительные продукты Кроме основных продуктов, при грудном или любом другом питании, ребенку нужны добавки. Таблица введения дополнительных продуктов Продукт Возраст ребенка месяцы 6 7 Масло растительное, мл 5 5 5 6 Масло сливочное, г 4 5 5 6 Желток, шт. С этой статьей обычно читают. С чего начать первый прикорм: Рейтинг безмолочных каш для первого прикорма. Описание марок, особенности выбора Злаки входят в тройку лидирующих продуктов для первого прикорма, предлагаются ребенку, как правило, в месячном возрасте. Коровье молоко в питании грудничка: Козье молоко в рационе детей грудного возраста Молоко — ключевой продукт в рационе детей раннего возраста, а в первые дни и месяцы жизни оно является незаменимой и единственной Чем кормить ребенка после рвоты. Особенности диеты и процесса кормления Рвота у ребенка может возникать по многим причинам, среди которых пищевое отравление, возбуждение или страх, различные болезни. Способы остановки лактации после прекращения грудного вскармливания Отлучение ребенка от груди — важный момент для малыша и матери. Приблизительный режим дня ребенка в 6 месяцев Шестимесячный ребенок уже совсем не похож на новорожденного младенца. Значение витамина Д для грудничков, последствия его недостатка и избытка Всем известно, что витамины играют важную роль в процессах обмена веществ в организме. Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Прорезывание зубов у детей: Ребенок плохо спит ночью, причины, что делать. Подушка для новорожденных, нужна или нет, виды подушек, одобренных ортопедами. Опрелости у новорожденных, причины, лечение и профилактика. Как вводить прикорм грудному ребенку. Уход за грудным ребенком. Укропная вода для новорожденных, рецепты приготовления, дозировка, применение. Постпилинговый уход, реакция кожи, осложнения. Особенности ухода после глубокого пилинга Пчела Клара Прыщи на висках, основные причины появления и методы лечения, профилактика Mariell Вальгусная деформация большого пальца стопы agat Диета при цистите Mariell

Суть педиатрического метода

Итак, педиатрический прикорм: что это?

А это — привычный большинству мам и бабушек вид прикорма, при котором малыша постепенно (примерно к году) полностью переводят за общий стол, заменяя новыми продуктами грудное молоко или адаптированную смесь.

Мамы десятилетиями переводили своих деток на взрослую пищу педиатрическим способом, даже не задумываясь, подходит ли он конкретному крохе, учитывает ли его индивидуальные потребности.

Знайте! Изначально педиатрическую систему придумали для деток на искусственном вскармливании.

  1. Несколько десятилетий назад смеси были не такими совершенными, как сегодня, они не могли полностью обеспечивать потребности растущего организма в витаминах и микроэлементах (да и самые «продвинутые» современные смеси этого не могут);
  2. И задачей педиатров было как можно скорее перевести малыша на пищу, которая сможет это обеспечить.

Но! Грудное молоко – научно признанный незаменимый для малыша продукт питания!

Мамино молоко может оставаться основным (если не единственным) источником необходимых веществ до 6-ти месяцев, в редких случаях бывает, что ребенок и до года питается только грудным молоком.

Но это не является нормой, поскольку пропускаются важные этапы прикорма (читайте статью Признаки готовности к прикорму>>>), поэтому смысла в обязательном педиатрическом прикорме при ГВ — нет.

Удивлены?

Конечно, ведь мы привыкли, что ребенок в годик обязательно должен кушать кашки, овощи, фрукты, мясо и кефирчики, уметь пережевывать твердую пищу

  • иначе пострадают зубки, прикус, не растянется подъязычная уздечка, необходимая для развития речи, не будет правильно формироваться микрофлора ЖКТ.

Мы готовим малышу супчики-кашки-пюрешки (или покупаем баночное питание), а затем снова переучиваем его – уже с этих пюрешек на пищу с общего стола.

При этом продукты в рацион малыша вводятся в строгой последовательности, которую рекомендовал педиатр, в строгих дозировках, в установленные им сроки (читайте также статью Таблица прикорма ВОЗ>>>).

Довольно быстро растут порции новых продуктов, пропорционально уменьшается количество молока (или смеси) в рационе грудничка.

Педиатрический или педагогический?

Схем педиатрического прикорма существует множество (чуть ли не у каждого уважающего себя педиатра собственная), а единой-то и нет.

  1. У одних педиатрическая схема начинается с фруктов;
  2. У других – с овощей;
  3. У третьих – с каш.

Да и единого мнения о времени ввода педиатрического прикорма у докторов сегодня нет. Называют 3, 5, 6, месяцев…

Помните! Так что, как и когда вводить педиатрический прикорм, точного ответа нет. У каждого доктора он свой.

Да, противоречий в педиатрической системе много. Поэтому сегодня все большую популярность обретает система педагогического (естественного) прикорма.

Деток до года не зря называют грудничками. Педагогическая система учитывает этот факт.

  • Основная ее суть – лишь познакомить ребенка с новой пищей, отщипывая микропорции тех продуктов, которыми заинтересовался сам карапуз (поверьте, природа сама подскажет ему, что когда стоит попробовать);
  • Так что основной пищей для ребенка останется молоко или смесь (читайте важную статью До скольки кормить ребенка грудью?>>>);
  • Правда, при таком способе нужно обязательно брать малыша с собой за стол, чтобы ему было, чем интересоваться, позволять ему самостоятельно хватать и тянуть пищу в ротик (а это значит, о порядке можно забыть).

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод «приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки. Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом. На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно.

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

  1. Ребенок должен кушать вместе со всей семьей за общим столом.
  2. Контроль за тем, как ведет себя малыш на кухне и за столом выполняет мама, она же и устанавливает правила. Никто другой из членов семьи не должен вмешиваться.
  3. Взрослые не должны уговаривать ребенка поесть или подсовывать ему еды побольше. Их задача всего лишь аппетитно поглощать еду, при этом не акцентируя внимание на самом маленьком участнике трапезы.
  4. Грудное молоко должно быть в постоянном доступе для ребенка. Мама может прикладывать малыша, не отрываясь от трапезы.
  5. Ребенок не играется едой или столовыми приборами. Если малыш потерял интерес к пище, его следует просто унести из-за стола.
  6. Пища для крохи не готовится отдельно и уж тем более специально не перетирается в пюре.
  7. Если после малыша остались кусочки еды, мама их молча доедает, тем самым демонстрируя ценность еды. Продукты при малыше не должны выбрасываться.
  8. Объем съедаемой пищи увеличивается постепенно и очень медленно, ориентируясь на запросы малыша.
  9. За столом не должно быть ни каких игрушек или других отвлекающих внимание предметов. То же самое касается различных сказок и плясок в процессе кормления! Ребенок должен сам просить еду! Если не интересно есть, то он отправляется играться в комнату.
  10. Еда не должна быть в свободном доступе для малыша, он ее может получить только от мамы.
  11. Ребенка не кормят с ложечки, он должен сам освоить столовые приборы.
  12. Обеденный стол должен накрываться таким образом, чтобы маме было удобно с сидящим на руках малышом достать все, что необходимо.
  13. Если малыш плохо ведет себя за столом: капризничает, мешает или шумит, его не уговаривают вести себя тихо, а решают проблему выдворением из-за стола. При этом все присутствующие должны отнестись к такому действию мамы с пониманием и не вмешиваться (не жалеть, не комментировать и т.п.).
  14. Из-за стола встают только когда закончена трапеза или по очень важному делу. Не рекомендуется особенно с очень маленьким ребенком даже отвечать на телефонный звонок. Если малыш раньше мамы поел, то его следует вынести из-за стола и вернуться обратно — спокойно и неторопливо доесть, тем самым демонстрируя всю ценность и важность еды!
  15. Важно! Вся семья должна кушать в одном месте, желательно, чтобы этим местом был обеденный стол. Если кто-то из членов семьи будет кушать на табуретке перед телевизором, бесполезно объяснять ребенку то, что он должен жевать сушку только в кухне, сидя на стульчике.
  16. Приучаем малыша к правилам личной гигиены с раннего детства: всегда моем руки до и после еды!
  17. Ребенку, как и любому другому члену семьи, не разрешается копаться в чужих тарелках.
  18. Чтобы ребенок не натворил за столом, никогда не ругаем его, а спокойно исправляем его ошибки.
  19. Следим за чистотой во время еды. Если что-то разлито или испачкано, сразу же вытираем тряпочкой или салфеткой. При желании ребенка можно и его приобщать к процессу вытирания.

Токарева Лариса, педиатр

12,494 просмотров всего, 12 просмотров сегодня

Когда подходит время знакомить малыша со взрослой пищей, каждый родитель стремится подобрать оптимальный для своего ребенка вариант и способ прикорма.

Оглавление: Суть педагогического прикорма Преимущества и недостатки педагогического прикорма Когда следует начинать прикармливать малыша Техника введения педагогического прикорма Этапы педагогического прикорма Педагогический прикорм и аллергическая реакция Перечень правил, которых необходимо придерживаться при педагогическом прикорме

Существует два вида прикорма, которые прекрасно адаптированы для малышей:

  1. Педиатрический прикорм представляет собой введение отдельно приготовленных для ребенка продуктов питания по специальной схеме. При этом все блюда, предлагаемые малышу, тщательно перетираются в однородное пюре.
  2. Педагогический прикорм или предприкорм – это введение прикорма ребенку микродозами (дозами, которые помещаются между большим и указательным пальцами мамы) из тарелки матери. Основная задача такого прикорма – знакомство ребенка с той пищей, которую употребляют в его семье, то есть малыша прикармливают не отдельно приготовленной едой, а как говорится с общего «казанка”. При этом дневные кормления грудью не отменяются.

Нередко дети, находящиеся на грудном вскармливании, на протяжении довольно долгого времени отказываются кушать что-либо кроме материнского молока. Как отмечают многие мамы, именно с помощью предприкорма получается успешно справится с данной проблемой.

Суть педагогического прикорма

Понятие «предприкорм – питание как воспитание” придумал центр детского воспитания «Рожана”. Данная методика имеет такое название потому, что ее цель не удовлетворять голод малыша, а дать ему возможность познакомиться с правилами поведения за столом, научиться жевать и пользоваться столовыми приборами. В процессе введения предприкорма ребенок понимает, что пищу можно добыть не только из маминой груди.

При введении педагогического прикорма родители обязаны побуждать пищевой интерес малыша, который, как правило, основывается на стремлении подражать своим родителям, а отнюдь не на чувстве голода.

Основные условия, позволяющие вводить педагогический прикорм:

  • ребенок должен находиться на грудном вскармливании. Предполагается, что ферменты, которые поступают из грудного молока, содержащего информацию о съеденных продуктах, помогают поддерживать детский ЖКТ, поскольку и мама, и ребенок едят одно и то же;
  • питание всей семьи должно быть правильным и разнообразным: различные копчёности и другую неполезную еду следует полностью исключить из семейного рациона.

Преимущества и недостатки педагогического прикорма

К преимуществам предприкорма можно отнести то, что:

  1. Ребенок имеет возможность, ориентируясь только на свое желание и вкусовые предпочтения, выбирать продукты со стола. При таком подходе малышу не навязывается определенный вид пищи, как это происходит при педиатрической системе.
  2. С самого раннего возраста ребенок приобщается к семейным традициям, учится самостоятельно есть и пользоваться столовыми приборами.
  3. Введение предприкорма способствует быстрому усвоению ребенком навыков жевания.
  4. У детей, которых прикармливали по педагогической системе, практически никогда не возникает проблем с аппетитом.
  5. Ребенок знакомится с новой пищей без ущерба для грудного вскармливания.
  6. Нет необходимости тратить время и средства на организацию отдельного питания для малыша, поскольку он ест то, что и его родители.

Стоит отметить, что педагогическая система имеет также и свои минусы:

  1. Отсутствие на данный момент какого-либо научного обоснования данной методики. Сторонники так называемой концепции «естественного родительства”, частью которой и является предприкорм, обычно ссылаются на многовековой опыт предков, которые не прикармливали своих малышей отдельно приготовленной пищей, а кормили их с общего стола.
  2. На первых порах, когда ребенок только привыкает к твердой пище, он может давиться ее кусочками.
  3. Сложность определения источника аллергии или расстройства стула, поскольку за один прием пищи ребенок потребляет сразу несколько различных продуктов.
  4. Необходимость в пересмотре семейного рациона питания. Поскольку ребенок должен иметь доступ ко всем продуктам питания, находящимся на столе во время семейной трапезы, родителям стоит отказаться от копченной, острой и жирной еды, а также от полуфабрикатов. Для большинства семей этот момент является решающим минусом.

Когда следует начинать прикармливать малыша

Еще несколько лет назад прикорм вводили начиная с 3-4х месячного возраста ребенка. Сегодня Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать вводить прикорм детям, находящимся на грудном вскармливании, не ранее чем с 6ти месяцев, поскольку в первом полугодии материнское молоко благодаря своим питательным свойствам полностью удовлетворяет все нужды малыша. Кроме того, ферментная система и пищевой интерес ребенка также созревает только к полугоду.

Стоит отметить, что в природе все достаточно мудро устроено, и человеческий ребенок, как в принципе и детеныш любого другого млекопитающего, когда готов переваривать новую пищу, всегда подает соответствующие сигналы своим родителям.

Убедиться в готовности ребенка к введению прикорма можно по следующим признакам:

  1. Малыш уверенно сидит.
  2. Выталкивающий рефлекс угасает.
  3. Вес ребенка в два раза превышает его вес при рождении (для недоношенных малышей этот показатель должен быть несколько выше).
  4. Умеет поворачивать голову, и при необходимости отворачиваться от непонравившейся пищи.
  5. Появился «пищевой интерес”: ребенок тянется к тарелке мамы, чтобы взять из нее еду и положить себе в рот.

Определить, что у ребенка появляется именно «пищевой интерес”, а не простое любопытство можно по следующему его поведению. Во время семейной трапезы малыш тянется к еде, которую аппетитно поглощают взрослые. Ему не интересны другие предметы, расположенные на столе: ни салфетки, ни столовые предметы, ни подстилки под горячее. А если ребенку попытаться что-нибудь дать в ручки для успокоения, то он гневно выбросит данный ему предмет и продолжит добывать пищу. Такое поведение малыша повторяется каждый раз, как он попадает вместе со взрослыми за стол, приобретая устойчивый характер.

Обратите внимание! Появление «пищевого интереса” обусловлено наличием пищеварительных ферментов, уже дозревших в ЖКТ малыша, которые подают сигнал в мозг о своей готовности работать. В свою очередь, мозг, отвечая на поступившие сигналы, продуцирует соответствующие реакции, «толкающие” ребенка на завоевание новой более сложной еды.

Стоит отметить, что наличие «пищевого интереса” гарантирует хороший аппетит и здоровое отношение к еде на всю жизнь пока еще маленького человечка. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять ребенка поесть и пытаться его накормить, если он этого не желает и не просит сам. В этом процессе инициатива должна полностью исходить от самого малыша: он должен быть активным участником прикорма. Если же ЖКТ ребенка вполне готов к перевариванию взрослой пищи, но пищевого интереса как такового еще нет, то стоит повременить с введением прикорма до его появления.

Когда не следует начинать введение прикорма:

  1. Ребенок или мама болеет. В такой период гораздо важнее больше кормить ребенка материнским молоком, которое поможет обеспечить антивирусную защиту малыша.
  2. Переезд или смена обстановки. На адаптацию к новому месту ребенку следует выделить не менее двух недель.
  3. Выход мамы из декретного отпуска.
  4. Появление нового человека в жизни ребенка (например, няни).
  5. Активное прорезывание зубов.
  6. Стрессовая ситуация в семье, которую может спровоцировать ремонт, развод родителей и т. д.

Когда начать педагогический прикорм при грудном вскармливании?

Главным показателем готовности является появление у ребенка пищевого интереса. Как понять если у вашего грудничка пищевой интерес?

Садитесь кушать за стол и ребенка берите с собой. Сажайте его к себе на колени и …..кушайте! Кроха может потянуться к красивой тарелке и блестящей ложке. Дайте ему ложечку. Если этим он удовлетворится и будет с ней играть, значит интерес был не к еде, а к «игрушке». А вот когда пустая ложка малышу будет явно не интересна, когда он пальчики будет тянуть именно к еде — это и есть сформированный пищевой интерес. Проявляется он абсолютно у всех детей. Просто в разное время. В среднем в промежуток от 6 до 8 месяцев.

Прикорм по месяцам при грудном вскармливании-таблица прикорма

Плюсы педагогического прикорма

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи. Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.
  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.
  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей. А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.
  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать — не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества. Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.
  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее. Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.
  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно. Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.
  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом. Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день. Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства. Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт — это на кончике ложечки, если это твердый продукт — кусочек размером с рисинку, если жидкий — одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: » На, это тебе !». Кроха станет ее облизывать. Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками. Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию — отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками. Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов — сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию. Когда перейдете к следующему блюду — снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно — кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Далее следует второй этап. Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе, к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще — предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет. Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду. Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но множество плюсов педагогического прикорма, вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?

Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми. Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?

Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически «давятся», потом начинают выплевывать кусочки «через один», половину — глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.

Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления? Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола — параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру.

А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.

Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола? Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим.

Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище.

Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.

Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма? Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.

Маргарита Штанова, консультант по уходу за ребенком:

Известно, что знакомство с теми продуктами, которые ест мама и вся семья, начинается ещё задолго до рождения ребенка на свет. Через пуповину внутриутробный плод получает первые «знания» о рационе его семьи. Вместе со всеми необходимыми веществами для жизнедеятельности, он получает ферменты и информационную базу о том, что ела сегодня его мама. Через полгода после рождения, проявляя «недюжий» интерес к содержимому маминой тарелки, малыш требует «языком жестов», чтобы ему дали именно это. То, что ест мама.

Почему нельзя начинать прикорм с соков? Сок — это очень тяжелый продукт, в котором много кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше вообще пить компотик. Представьте, у человека проблемы с желудком, с печенью, почками… Какая у него диета? Кашки! Хорошо проваренные, иногда — на воде, без молока. А не соки. Ребенок ест молочко грудное, которое усваивается почти полностью…

Последствиями раннего введения сока может быть:

раздражение ЖКТ, дисбактериоз, проблемы с почками, проблемы с поджелудочной железой (как следствие — огромное количество больных панкреатитом в нашем поколении). Аллергия может проявиться не сразу. Бывает, что где-то через месяц после раннего введения сока появляется диатез «непонятно на что, ничего нового не давали».

Теперь — про сок и анемию. Методика ввода прикорма сока была особенно распространена в период до 70х годов. Причем не только в России, но и в Европе и Америке. Но уже в конце 60х в Америке и Европе появились первые рекомендации по ограничению подобных пищевых мероприятий для детей. Россия как всегда в хвосте, наблюдения за «буржуинскими детьми» веса не имеют, нужно самостоятельно раз 15 наступить на грабли, чтобы осознать смысл происходящего. Из наблюдений за детками 6-12 лет, которые выросли на волне ранних соковливаний, и собралась информация, что подобные методы могут быть чреваты долгосрочными последствиями. Опасность подстерегала не только в виде моментальных аллергических проявлений, но и в последующих реакциях взрослеющего организма.

ЖКТ ребенка уже с рождения, получая неадаптированную пищу (а рекомендации давать соки были начиная с 3-х недель), работал в экстремальных условиях, «на износ». И в момент физиологических стрессовых периодов (предподростковый и подростковый возраст) просто банально срывался, награждая ребенка букетом заболеваний типа гастритов, панкреатитов, проблем со слизистой кишечника и т.д. И опять-таки, обращаясь к тому времени, вспомним, что основной упор делался на искусственное питание (а в тот период считалось ЛУЧШЕ докормить ребенка смесью, чем поддержать грудное вскармливание, да и матери рекомендовалось как можно скорее воспользоваться услугами яслей, чтобы выйти на трудовую вахту) — ребенок нуждался в дополнительных источниках пищевых веществ. Вот как раз и стал актуален принцип «меньшего зла».

Да, соки в качестве первого прикорма приносят вред. Но недостаточное питание из-за отсутствия грудного молока, на молочной смеси не сбалансированного состава с кристаллическим сахаром (а наши мамы должны помнить, как высеивали сахар из смесей ситом) из коровьего молока или кефира, для ребенка более опасно. Дефицит питательных веществ провоцирует тяжелые дефекты развития, в то время как проблемы ЖКТ, во-первых, более отдалены во времени и, во-вторых, потенциально знакомы и теоретически излечимы. А теперь цифры: приведу пример на железе. Точнее на его содержании в различных пищевых источниках, подходящих для ребенка грудного возраста и потребностей ребенка в нем. В грудном молоке содержание железа незначительно само по себе, около 0,04 мг на 100 грамм.

Но у железа в грудном молоке уникальнейшая биологическая доступность — 50-75%. Ни один продукт в мире не дает такой. Т.е. всасываемое количество в мкг/100 грамм составляет около 20-30. В современных адаптированных смесях содержание железистого сульфата порядка 0,2-0,4 мг/100 грамм (в обогащенных смесях 0,6мг/100 грамм). C учетом его биологической доступности (а это составляет порядка 20%) всасываемое количество составляет от 40 до 120 мкг/100 грамм. По данным ВОЗ 20 мкг/100 грамм является достаточным количеством для удовлетворения потребностей ребенка до возраста 6-8 месяцев в среднем. В смесях, в которых нет стимулирующих всасывание дополнительных факторов, содержание железа, как можно увидеть — завышено. А вот в молочной смеси, которой кормили нас мамы содержание железа в два раза меньше чем в грудном молоке 0,02 мг/100 грамм. Биологическая доступность низкая — 10%… и количество всасываемого железа получается всего 2 мкг/100 грамм смеси.

Т.е. для ребенка, который в ТО время находился на искусственном вскармливании, профилактика железодефицитной анемии была ОЧЕНЬ актуальна. Потому что из доступного питания он получал меньше 1/10 необходимого количества. Особенно актуально это было для недоношенных детей, потому что собственные запасы из-за сокращенного срока перинатального развития были минимальны, и как правило истощались уже к 2-м месяцам до минимального уровня. Соки выступали хоть какой-то альтернативой решения подобной проблемы.

Действительно ХОТЬ КАКОЙ-ТО. Потому что ребенку, возраста физиологической незрелости к прикорму, предложить твердую пищу невозможно (кусочки, пюре). Исключительно жидкую. Такую, как соки и бульоны. Так вот, соки… содержание железа в обогащенном яблочном соке составляет около 0,4-0,5 мг/100 грамм. Биологическая доступность — 1-2%. т.е. всасывается порядка 4 мкг/100 грамм. Потому- то, к возрасту физиологического уменьшения запасов железа в организме (порядка 4-х месяце) у ребенка в питании должно было бы быть уже ДОСТАТОЧНОЕ количество иного источника железа — сока.

По крайней мере хотя бы эти 100 грамм сока в день. Но если их сразу дать ребенку — он, простите, загнется. Потому то вводили как можно раньше, чтобы растянуть период привыкания. Сгладить стрессовый эффект. А почему рекомендация была всеобщей — да причина проста — мало какой педиатр будет разбираться, действительно ли мать кормит хорошо грудью, не докармливая коровьим молоком? И рекомендация должна быть стандартизированной! Может мать обманывает или не договаривает об особенностях питания младенца? А ребенок страдает.

Потому-то, исходя из принципа меньшего зла, эту рекомендацию сделали всеобщей. Если и будет какой-то вред — он будет малым, по сравнению с проблемами дефекта роста у ребенка в первый год из-за плохого питания неадаптированной пищей. Вот, собственно и все… Основная беда в том, что в условиях современного питания малышей, плюсы ввода сока потеряли акутальность. А когда даже сомнительной пользы нет, то что осталось?

Правила и таблица введения прикорма детям первого года жизни

Увеличение потребности в полезных веществах непосредственно связано с ростом ребенка. Ему необходимо начать давать новую пищу в качестве блюд прикорма. При введении прикорма после оптимального срока ребенок начнет терять в весе, испытывать недостаток в микроэлементах. В наихудшем варианте грозит отставание в развитии. При раннем введении новой пищи повышается риск развития аллергии из-за неготовности ферментов пищеварительной системы. Первое блюдо у малыша овощное. При дефиците веса — каши. Начинаем с гипоаллергенных брокколи, кабачка и цветной капусты. Можно покупать овощные пюре в баночках либо готовить их самостоятельно. При приготовлении пюре следует взять овощ, помыть, почистить. Варить лучше на пару. Затем готовый овощ поместить в блендер. Измельчить до пюреобразного состояния. За 2 недели ребенок должен привыкнуть к кабачкам. Следите за состоянием кожных покровов и стулом. Цветная капуста станет следующей ступенькой в расширении рациона питания, но при условии отсутствия сыпи и других элементов на коже малыша. Одни из последних в овощном прикорме — тыква и морковь. Являются аллергенными продуктами, будьте внимательны. Картофель — самый поздний из всех овощей по введению в меню ребенка. Весьма аллергенный продукт, для усвоения которого нужна уже зрелая ферментативная функция кишечника. Важная информация для тех родителей, которые интересуются, с какого возраста можно давать ребенку козье молоко. Также мамам и папам будет полезно знать, со скольки месяцев можно давать ребенку коровье молоко и что делать при непереносимости этого продукта. Врач-педиатр подробно и очень интересно рассказывает, каким должен быть правильный овощной прикорм для грудничков. Полезная статья специалиста о том, со скольки месяцев можно давать ребенку яблочный сок и напиток из моркови. В статье вы узнаете, какие каши для первого прикорма самые лучшие, а также прочитаете рецепты наиболее полезных блюд из риса, гречки и прочих круп. На очереди фрукты и каши. Начинаем с зеленого яблока и груш. После предложите чернослив, абрикос, персик или сливу. Конечно, в летнее время выбор фруктов гораздо больше. Фрукты вводим, как и овощи, начиная с чайной ложки, с одного фрукта, через месяц переходим на другой. Ввод прикорма в 7 месяцев следует начинать с безмолочных каш. До 12 месяцев нет необходимости в коровьем и козьем молоке, как советуют бабушки. Эти молочные продукты повышают кислотность желудка, могут спровоцировать развитие гастрита или язвы. Каши даются на завтрак, можно вместе с фруктами. По количеству так же, как и с овощами. К этому времени малыш уже имеет полноценный завтрак. Сейчас сформируем меню на обед. Первые мясные блюда — кролик и индейка, так как они гипоаллергенны. Начинаем с 5 граммов баночного мясного пюре как отдельно, так и смешивая с овощами. Мясное блюдо можно готовить самостоятельно в виде фарша. В баночное мясное пюре не добавляем растительное масло. Добавляем в блюда либо разводим молоком. Как правило, дается утром. Затем к году увеличиваем до половины. Украинский врач Комаровский О. Но ВОЗ рекомендует иначе. Кефир должен быть несладким и без красителей. Кефир даем на ужин в Творог также выбираем детский: Творог начинаем с чайной ложки и к 1 году доводим до 50 граммов. Даем вечером на ужин вместе с творогом. Ребенку можно давать печенье, сушки, так как у малыша уже есть необходимое количество зубов. Фрукты давайте кусочками, очистив от кожуры. В 10 месяцев 2 раза в неделю давайте рыбные блюда. Начинайте с нежирных сортов — хек, треска, окунь. Овощное пюре гр. Сок мл каши гр. Продукты готовятся только из экологически чистых, бережно выращенных фруктов и овощей. Такой вид питания имеет гарантированный состав. Невозможно встретить на прилавках детское питание низкого качества. В таком питании отсутствуют консерванты. Почему же они так долго хранятся? Вакуумная упаковка и асептические условия хранения не позволяют портиться продукту. Очень сложно прикармливать ребенка, если у него есть проявления аллергии. До года закладывается здоровье малыша. Правильное сбалансированное питание поможет избежать многих проблем в будущем. Новые пищевые продукты обязательно понравятся ребенку, если будут приготовлены с любовью. Каждый малыш индивидуален, и только мама сможет понять, когда начнется новый период прикармливания. Окончила ЮуГМУ, интернатура по педиатрии, ординатура по детской кардиологии, с года работа в МЦ Лотос, г. Полностью согласна с данной статьей. Как и написано в статье, прикорм своему ребенку я начала вводить с 6 месяцев, до это мы полностью были на грудном вскармливании. К этому возрасту сын уже начал проявлять интерес к еде, пытался что то ухватить у меня из тарелки Кстати, первое пюре которое он попробовал это брокколи. Я решила что с начало надо давать что нибудь не очень вкусное, так как если начать со сладенького навряд ли он потом ел бы брокколи Сначала дала ему половину чайной ложки и так в течении двух недель, увеличивая порцию. Каши начала давать ближе к 8 месяцам, и только безмолочные иногда разводила их грудным молоком. Мы тоже начинали с овощей, сын с удовольствием ел и кабачок, и цветную капусту, и так нелюбимую взрослыми брокколи Т. Вот, кстати, интересный и спорный момент: Мы соблюдали все рекомендации по прикорму, старались поменьше покупать готовое питание. Любую кашку и пюре в блендере приготовить — несколько минут, зато на порядок полезнее, да еще и цены такие нереальные в магазинах. Потом купили мультиварку, тогда и соки стерилизовали, и кисломолочные продукты научились готовить на специальных заквасках, сейчас заказываем Бакздрав, с ними вкуснее всего. Творожок, йогурт, кефир — все сама готовлю, это очень полезно. Добро пожаловать на Кроха. Сайт о развитии и воспитании детей. О проекте Карта сайта Контакты. Развитие Календарь развития Психология Игрушки Игры Уход Здоровье Детские болезни Здоровый образ жизни Прививки Средства и препараты Питание Грудное вскармливание Искусственое вскармливание Первый прикорм Покупки Игрушки и игры Коляски Автокресла Интернет-магазины. Прикорм ребенка по месяцам: Прикорм — это начало введения новых видов продуктов для восполнения энергетических затрат малыша. Педиатр, врач высшей категории Яков Яковлев считает: Содержание 1 3 признака готовности карапуза к новому питанию 2 Правила прикорма 3 Прикорм в 6 месяцев 4 Прикорм в 7 месяцев 4. Ещё больше информации о том, как правильно вводить прикорм, о возможных проблемах с введением новых продуктов , в статье врача-педиатра. Можно предлагать раз одно блюдо. Если малыш не съел всю предложенную ему порцию, возможно, он просто сыт грудным молоком. Начинайте с безглютеновых каш — кукурузной, гречневой или рисовой. Для детей до года глютен достаточно сложен для переваривания. Не бойтесь покупать детские каши в магазинах. Они уже измельчены и готовы к употреблению, лишь разбавив водой. Никаких добавок не нужно. Фирма Nestle выпускает ряд очень вкусных каш по приемлемым ценам. Диагностирована аллергия на гречневую кашу у грудничка? Аллерголог-иммунолог подскажет, что нужно делать. Вы можете начать введение прикормов с промышленных продуктов. Затем, когда ребенок привыкнет, готовить самостоятельно. Обязательно смотрите сроки годности. Евгения Синашова Врач-педиатр, детский кардиолог. Вам также может понравиться Введение свеклы в рацион младенца: Овощи для первого прикорма грудничка и 12 рекомендаций врача по их приготовлению Добавить комментарий Отменить ответ Сообщение Имя. Али Мохамед Гамал Эльдин Монсур. Вся информация на сайте носит энциклопедический характер и не может быть использована для самолечения! Пожалуйста, при первых же симптомах заболевания незамедлительно обратитесь к специалисту! Как сделать клизму ребенку: Домашние средства от изжоги у детей Рекомендации по питанию детей-аллергиков от детского аллерголога Глисты у ребенка и лучшие методы борьбы с ними от детского гастроэнтеролога 6 способов вылечить дистонию у детей без лекарств. При использовании информации с сайта активная ссылка обязательна!

Видео варим мет
Английский в схемах для детей
Состав корпоративных отношений
Как сделать усилитель в авто своими руками
Испытание нового метода 9

Одна из моих любимых шуток: «В детстве меня подсадили на еду, и я до сих пор не могу слезть…» Обычно люди сначала задумываются над смыслом шутки и потом улыбаются, понимая, о чём я. И только консультанты по грудному вскармливанию действительно понимают всю глубину шутки… Собственно я сам понял ее только после посещения лекции от старшего консультанта «Молочного Детства» Ольги Багаевой под названием «Введение педагогического прикорма».

Приближалось большое событие для маленького человека – моему сыну исполнялось полгода. Моя жена Танечка и сын Алексей отдыхали в Поставах у родителей. А я решил заняться повышением грамотности и узнать, что же это такое за «педагогический прикорм», с чем его едят и нужен ли он моему сыну. Знакомая порекомендовала мне обратиться в «Молочное детство».

Администратор, которая записывала меня на лекцию, с удивлением пометила мои данные. Папы на лекциях про детей – это редкость. Удивление было на лицах у всех мам, которые присутствовали на лекции. Их мужья если и попадали на подобные мероприятия, то, в основном, лишь для того, чтобы присмотреть за ребёнком и дать возможность маме прослушать лекцию и записать важную информацию.

Наибольшее впечатление на меня оказала информация об орехах, шоколаде и моём любимом зелёном чае. Про всякие «Е» и прочие неполезные вещества, содержащиеся в продуктах – я лучше вообще промолчу. Их оказалось на порядок больше, чем я мог предположить. Кстати, благодаря введению педагогического прикорма для сына, мы с женой стали тщательнее следить за своим питанием.

Именно на этой лекции я осознал, что родители действительно «подсаживают» ребёнка на еду… При этом, то, чем именно и в каком виде будут ребёнка кормить, станет для него «нормальной едой», когда он станет взрослым. Как оказалось, взрослого тоже можно приучить к еде – но это гораздо сложнее. Принципы приучение практически те же самые, что и с ребёнком. (Я на данный момент ввожу в рацион моей жене лук и чеснок –частично уже достигнут положительный результат)

Самой полезной информацией из лекции я с удовольствием поделюсь с читателями.

Правила прикорма:

1. Грудное вскармливание и педагогический прикорм идут параллельно. Это действительно облегчает жизнь маме, и делает возможнымм её отлучки. Папа сможет при необходимости покормить ребёнка обычной едой.

2. Мамина еда и еда ребенка совпадают. Таким образом, желудок ребёнка легче приспосабливается, поскольку получает продукты питания и через мамино молоко, и в чистом виде.

3. Выдаются куски (сухари, сушки, сушеные бублики), твердые овощи (капуста, морковь, кабачок, тыква), куриная косточка.

4. Даем еду до тех пор, пока ребенок просит. Создаём таким образом пищевой интерес.

Существует целый список запрещённых продуктов:

До 12 лет запрещено давать зелёный чай, кофе (во избежание перевозбуждения и отрицательного влияния на нервную систему) и алкоголь.

До 7 лет – грибы, так как они являются тяжёлой пищей, возможно нанесение вреда (исключение – активное их употребление родителями).

До 1 года — испанские фрукты, овощи, арбуз, дыня, мёд, шоколад, орехи, семечки (не сформированы расщепляющие ферменты для этих продуктов, возможно нанесение вреда).

С года до полутора лет желательно дать попробовать ребёнку максимально возможное количество различных продуктов. Если что-то не успели, то давать новый продукт стоит после 4-х лет.

Схема прикорма довольно проста. Главное – не переборщить: можно меньше, но не больше. Начинается всё с четырёх микродоз и постепенно увеличивается количество еды. Микродоза – это кусочек еды, по размерам приблизительно, как зёрнышко гречихи. Очень важно, чтобы ребёнок просил еду, чтобы у него был пищевой интерес. Если ребёнок есть не хочет – просто держите его на руках и кушайте сами.

Наши первые сеансы педагогического прикорма именно так и проходили – сын сидел у меня на руках и следил за тем, как я ем. Через некоторое время заинтересовывался и просил дать ему что-нибудь из еды попробовать. Сейчас у нас ребёнок, который не жалуется на аппетит и с удовольствием ест вместе с родителями.

Старшая на пед.прикорме. Для начала введения ребенок должен уметь сидеть, проявлять интерес к еде, иметь зуб. Это признаки того, что ребенок готов к прикорму. Про микро дозы да, вообще по идеи предлагается то, к чему у ребенк интерес, и что он просит из того. что ест мама. А не так , что вы решили сегодня выдать картошку с супа. И суп дают пробовать целиком, ложку в начале облизать, это и есть микро доза. Про повекдение да, ребенку не позволяется бегать с едой по квартире, место еды это кухня (очень полезное правило на будущее), игрушки нормальные на кухне исключают, а вот как писали черпаки и ложки.это да. Не пытайтесь накормить, а то интерес к еде потерян будет, тут нет такого , скормить столько то микро доз. В месяцев девять, отлучки практиковать, так ребенок сможет понять, что голод можно удовлетворить и едой, а не только грудью.Вообще если не стараться впихнуть в ребенка новых продуктов, то к полутора годам (за год) он перепробует и будет есть, то , что едят в его семье. Все кормления, у мамы на коленках, ребенок на пед.прикорме сидит со всеми членами семьи за столом, ближе к году , у ребенка свое место за столом, с приборами и тарелкой

Пришло время знакомить малыша с чем-то помимо молока, а вы не знаете с чего начать? Давайте поговорим о педприкорме.

Существует два вида прикорма. Педиатрический, который более по душе врачам, поскольку продукты вводятся строго по одному и так проще отслеживать аллергию или нежелательные реакции. Цель педиатрического прикорма состоит в том, чтобы приучить ребенка ко взрослой еде и постепенно исключить из его рациона материнское молоко. И педагогический, который считается более естественным и щадящим для ЖКТ, поскольку малыш продолжает основную часть полезных веществ получать как раз из молока, но при этом его организм понемногу учится вырабатывать нужные ферменты. Дальше речь пойдет как раз о нем.

У педприкорма есть несколько существенных преимуществ.

  • Во-первых, не нужно ничего готовить специально для ребенка. Вам не придется до поздней ночи ждать, пока в пароварке пропарятся три котлетки или взбивать в блендере овощи. И не нужно покупать кашки и пюре в баночках, что существенно сэкономит семейный бюджет.
  • Во-вторых, педприкорм подразумевает обед исключительно у мамы на коленях и из маминой тарелки. Поэтому, если малыш откажется что-либо есть, вам не придется выбрасывать в мусорное ведро пюре из брокколи, над которым вы возились накануне ночью.
  • В-третьих, не нужно нервничать, тщетно заставляя ребенка есть, поскольку все, что ему необходимо, он и без того получит из вашего молока.

Когда начинать? Любой прикорм педиатры советуют вводить не раньше шести месяцев. Именно в этом возрасте детский организм начинает выделять ферменты, необходимые для переработки взрослой пищи. Что подразумевает отсутствие коликов, вздутия живота и проблем со стулом. В это же время просыпается пищевой интерес. И если ребенок жадно следит за тем, что вы отправляете в рот и ни на что не отвлекается – значит, пришло время дать ему попробовать то, чем он так заинтересовался.

С чего начинать? Каких-то единых правил введения продуктов не существует. Что лежит у мамы на тарелке, что заинтересует малыша, тем его и угощайте. Начинайте с микродоз: одной крупинки риса или нескольких волокон мяса. Количество еды должно помещаться между подушечками большого и указательного пальцев взрослого. За один прием пищи ребенку можно дать 5 видов продуктов и максимум 3 микродозы каждого. Не пугайтесь, если заметите, что первое время организм ничего этого не переваривает. Со временем он начнет вырабатывать необходимые ферменты в достаточном количестве и процесс наладится. Разумеется, здравый смысл должен присутствовать. И если в вашей семье принято есть жареный картофель, яичницу с беконом и жульен, то от этого всего придется на какое-то время отказаться и перейти на более полезную пищу. Не исключено, что в дальнейшем вы и сами станете отдавать предпочтение здоровому питанию. Если же семья против таких радикальных мер – значит о педприкорме стоит забыть раз и навсегда.

Как начинать? Вы сажаете ребенка на колени. Все, что он попросит, кладете на край свой тарелки. Пусть сам берет руками и ест. Если едите суп – дайте ему ложку, пусть обмакнет ее в жидкость. По началу ему будет достаточно того, что на ней останется. В дальнейшем чем лучше он будет учиться ею пользоваться, тем больше будет есть. Просит пить – поставьте для него такую же чашку, как у вас с глотком жидкости. Чай, сок или компот разбавьте предварительно раз в 5-10. Некоторые считают, что в таких пропорциях можно давать даже кофе. Но давать ли и зачем – решать лишь вам.

Правила поведения за столом во время введения педприкорма особо не отличаются от общепринятых. Первое время ребенок ест руками, роняет еду на пол, размазывает ее по столу и маминому платью. Постепенно, следуя вашему же примеру, он учится есть ложкой и вилкой и пить из чашки. Разумеется, малышу нелегко будет высидеть весь обед от начала до конца. И заставлять его это делать бесполезно. Поел и отпускайте. Если захочет еще – вернется. Со временем отсаживайте его на отдельный стульчик, ставьте его личную тарелку и выкладывайте на нее по кусочку еды из вашей.

Чтобы ребенок не подавился во время еды, исключите в первое время все то, на что он может отвлечься: телевизор, планшет, книги и т.п. Если это все же случилось и он закашлялся, не мешайте, пусть покашляет, это естественная реакция организма, способствующая выведению застрявшего кусочка из пищевода или дыхательных путей. Если не можете бездействовать – поднимите его руки вверх, что поможет расслабить мышцы пищевода и еда проскочит дальше. А лучше всего, прямо после прочтения этой статьи потратьте полчаса на видео-урок доктора Комаровского об экстренной помощи в подобных ситуациях.

Если у ребенка есть предрасположенность к аллергии – аллергия у родителей или уже была у малыша на какие-то продукты, съеденные мамой – значит, старайтесь первое время их исключить. Но все равно понемногу давать, поскольку ребенок растет и все меняется. Не забываем, что потенциальные аллергены нужно давать в первой половине дня.

И напоследок напомним, что педприкорм должен идти непременно параллельно с грудным кормлением. После каждого приема новой пищи малыш запивает ее в достаточном количестве молоком. Из него он получает все необходимое для развития и роста. А за взрослым столом в непринужденной обстановке постепенно привыкает к обычной еде. Поэтому, если вам не хочется большую часть драгоценного свободного времени тратить на приготовление отдельного меню для малыша, но при этом вся семья согласна есть паровые овощи и пожертвовать копченой колбасой в пользу отварной куриной груди – значит, этот метод прикорма был создан специально для вас.

Нашему малышу скоро 6 месяцев. Он находится полностью на грудном вскармливании, по требованию (разумному — не по первому писку, а с интервалом — как Вы и пишите в Вашей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»).

В интернете сейчас много информации по, так называемому, педагогическому прикорму (о нем же читала у супругов Никитиных).

Я пытаюсь выбрать — как же начинать кормить дите — по тому, как описываете Вы в Вашей книге (но, это принципы, максимально подходящие большинству, а большинство про пед. прикорм, может, не слышало..).

Напишите, если Вас не затруднит, действительно ли имеет смысл вводить потихонечку пед. прикорм, заменяя кормления грудью на взрослую пищу, начиная с 8-11 мес и к 1,5 годам переходить сразу на взрослую пищу(учитывая, что наша семья старается питаться в основном здоровой пищей).

Вот, собственно, что я начиталась про пед.прикорм:

«Как же происходит знакомство с новой пищей? Например, если мама собирается позавтракать, она берет за стол с собой своего подросшего малыша. Перед мамой тарелка с едой, например, блинчики с творогом, яблоки, чай и печенье. Малыша лучше усадить маме на колени и положить перед ним на стол чайную ложку (имейте в запасе по больше ложек, на случай, если кроха будет их ронять). Итак, кроха занимается чайной ложкой — берет ее, перекладывает из ручки в ручку, стучит, затаскивает ее в рот — изучает, одним словом. В этот момент мама приступает к еде — берет блинчик и начинает его с аппетитом есть. Малыш, если у него появится интерес к тому, что делает мама, начнет тянуться к ее еде, пытаясь буквально вытащить ее из маминой тарелки. Чтобы малыш не безобразничал в маминой тарелке, его действия надо ограничивать. Малыш должен сидеть на левой маминой коленке, если мама правша, и ест правой рукой и мамина тарелка должна быть отодвинута так, что бы малыш не мог достать оттуда еду. Если малыш активно старается достать себе еду, такое его поведение называется пищевым интересом. Как реагировать? Дайте малышу попробовать то, что вы кушаете — отщипните от блинчика очень маленький кусочек и положите крохе в ротик. Маленький кусочек малыш может немножко пожевать, и проглотить, а может и выплюнуть изо рта, это нормальная реакция первое время.

• Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).

• За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.

• Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.

• Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Когда малыш не реагирует на то, что мама что-то кушает, а занимается исключительно ложкой — это означает, что интереса у него к пище взрослых пока нет и вводить прикорм ему еще рано. Не торопитесь, просто старайтесь почаще кушать с аппетитом у него на глазах.

Что делать, если малыш, попробовав один кусочек, не потянулся за следующим? Надо давать крохе этот продукт еще раз, чтобы он распробовал? Нет, настаивать мама ни в коем случае не должна. Ведь ваша задача поддержать интерес крохи к новой пище, а не накормить его блинчиком.

И вот мама кушает дальше. Теперь она взяла сочное яблоко и откусила его, а малыша привлек аппетитный хруст и яркий цвет фрукта — он тянется к нему. Предложите ему микродозу для пробы, если ему понравилось и он тянется еще — хорошо, дайте еще пару раз, а потом уберите яблоко, чтобы малыш не переел. Крохе надо совсем немного для первого раза. Малыш только знакомится с новой пищей, адаптируется к ней, он не стремится наедаться даже самым вкусным по его мнению продуктом.

Важно, чтобы кроха пробовал те же блюда, что ест мама. Поскольку в этот возрастной период изменяются свойства материнского молока: теперь оно помогает малышу усваивать новую пищу, поставляя необходимые для этого ферменты. Таким образом, прикладывание к груди облегчает малышу переход на новый вид питания.

А наша мама, тем временем, взялась пить чай с печеньем. И малыш тоже хочет! Налейте ему один глоточек для пробы. Чашку лучше завести отдельную — из небьющегося материала, чтобы вы без опасения могли давать крохе ее в руки. Пока малыш только учится пить из чашки, придерживайте ее за донышко и регулируйте поступление жидкости в ротик малыша. Кстати, скорее всего, малыш сам не захочет попробовать все за один раз, а ограничится одним из понравившихся ему продуктов. После того, как малыш напробуется, или мама посчитает нужным закончить его пробы, малыш спускается на пол, а мама продолжает спокойно есть.

Кроме совместных с мамой обедов или завтраков с ужинами за общим столом, пора приучать детку к самостоятельному питанию. К этому возрасту, малыш уже способен удерживать в ручках небольшие предметы, поэтому вы можете предложить ему для пробы кусочки твердых овощей и фруктов, таких, от которых малыш не может сам много откусить, например, морковка, кабачок, яблока, или баранка, сушка, сухарик. Особенной любовью у деток пользуется куриная косточка, с которой мама предварительно снимает все мясо и хрящи. О нее, и десенки поческть можно, и вкусная она очень!

Конечно, во время самостоятельной еды мама должна быть рядом с малышом и следить за процессом. В случае, если малыш откусил большой кусок, нужно указательным пальцем достать его из ротика.

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.»

Спасибо большое, Евгений Олегович, если у вас достало терпения дочитать до конца 🙂
Извините, если я повторяюсь с вопросом, но на сайте искала ответ — не нашла.. Только вопрос какой-то был про прикорм, но там фанатичный кто-то писал и не совсем про пед. прикорм, а про продолжительное грудное вскармливание..

опубликовано 05/12/2008 14:14
обновлено 18/02/2017
— Первый год жизни

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *